Олесь Довгий: "Мы не боремся с оппозицией "

Драки в Киевраде случались и раньше. Однако только «бютовцам» удалось в последнее время превратить их в «реалити-шоу», транслируемое в режиме он-лайн на всю страну. Очень все это напоминает Верховную Раду в период формирования антикризисной коалиции. Только уровень другой. Секретарь Киеврады Олесь Довгий уже адаптировался к агрессивной депутатской среде, хотя, судя по всему, особого удовольствия от позиционных боев не испытывает.

О подоплеке последних баталий в столичном парламенте, а также о новогодних перспективах Киева мы и решили поговорить с ним в завершение 2006 года.

Олесь Станиславович, что ожидает киевлян в новом году?

— Для начала их ожидает нарядная елка, которая, кстати, на три метра выше и гораздо дешевле, чем в прошлом году, карнавал, праздники. Однако их ждут не только радости, но и трудности, ждет повышение тарифов — как бы мы их ни корректировали, оно не может не произойти. К сожалению, на нашу депутатскую каденцию выпал тот период, когда резерв мощности инженерных инфраструктур Киева, заложенных в Советском Союзе, окончательно исчерпал себя, и сегодня город находится на грани коллапса. Большинство коммуникаций — под землей и не видны глазу, поэтому эта тема воспринимается людьми достаточно несерьезно. Но не дай нам Бог, чтобы мы стали свидетелями того, во что это все может вылиться. Достаточно одного Алчевска, нужно уметь делать выводы. Эта тема касается не только Киева, но и всей Украины, и мы должны немедленно приступить к обновлению всей структуры ЖКХ. Если все успеем, в следующем году нас ждет обновление и улучшение. Если нет — большие проблемы.


Вопрос в продолжение. Есть ли реальные предпосылки надеяться, что вы все же успеете, и в Год Розовой Свиньи ситуация не подложит киевлянам эту самую «свинью» в виде техногенных катастроф?

— Я уверен, что мы никому не позволим подложить такую «свинью». Хотя нам, в горраде ее уже подложила Юлия Тимошенко в виде Михаила Юрьевича Бродского и еще нескольких ярких представителей своего блока, которые каждую возможность используют для того, чтобы сделать нам очередной «подарок». Но у нас достаточно крепкое большинство, есть решимость, и катастроф мы не допустим. Даже если придется жить с мегафоном над головой.


Кстати, не говорит ли поведение Юлии Владимировны о том, что она пытается увязать киевскую «заваруху» с антикризисной коалицией, чтобы на нее перенести вину за повышение тарифов? Сугубо городской вопрос становится большой политикой…

— Не согласен с этим категорически. В киевской городской раде, как и в любом другом органе местного самоуправления, политики мало, а работы много, нужно изучать массу вопросов и быть в курсе всех деталей. Думаю, киевляне уже убедились, что даже самые острые лозунги, которые Юлии Владимировне посоветовали выкрикивать ее политтехнологи, очень быстро себя исчерпали. А ведь это абсолютно естественно и объяснимо. Не зря мудрые люди говорят: не говорите, как все плохо, — предложите что-то лучше. Включитесь в работу и конструктивно предложите. И главное — ведь мы даем возможность предложить. Мы не являемся сторонниками того подхода, что все предложения оппозиции априори деструктивны и негативны. Наоборот, если оппозиция конструктивна и, действительно включившись в процесс работы, не просто критикует предлагаемые, а представляет свои варианты решения, то это и есть нормальная работа коллегиального органа.

Я хочу подчеркнуть: мы не боремся с оппозицией, мы пытаемся «выжать» из нее конструктивные идеи, хорошие предложения, стараемся предоставить все документы и решения, включать ее представителей во все рабочие комиссии, более того, ставить их главами этих комиссий.

К сожалению, оппозиция предпочитает ограничиваться популизмом и голословными заявлениями. Очень показательным в этом плане было последнее выступление депутата Клюса, который представляет БЮТ и возглавляет рабочую комиссию по изучению целесообразности повышения тарифов. Мы на прошлой сессии пригласили его на трибуну и задали вопрос: скажите, работая в комиссии и изучая материалы, вы находите разумным то решение, которое сейчас предлагается БЮТ? Он говорит: как специалист, как человек, который в этом разобрался, считаю отмену повышения неразумным, делать этого нельзя. Но как член фракции БЮТ я требую отменить новые тарифы. И таких вещей много, просто надо для вас как-нибудь распечатать стенограммы согласительного совета. У нас там зачастую просто детективные триллеры от оппозиции. Но, честно говоря, я считаю, что в ближайшем будущем депутатам от оппозиционных фракций придется подключаться к общей работе. Просто потому, что нельзя бесконечно голословно кричать о том, что все плохо, — люди не поймут. А мы и впредь будем предлагать им все рычаги для конструктивной работы. Как, например, в теме с тарифами — вы заметили, что оппозиция последнее время ее избегает? Правильно, ведь теперь, возглавляя основную комиссию и три подкомиссии по проверке экономической обоснованности тарифов, они попали в яму, которую сами себе вырыли: есть два варианта — либо экономически обосновать обещанное людям повышение в 1,8 раза, либо честно признаться — люди, мы просто пиарились, все изначально было рассчитано правильно.

Признаюсь честно, многие депутаты Верховной Рады, которых приводят на сессии Киеврады с гуделками, говорили мне, что они прекрасно понимают, как глупо выглядят, какой ерундой занимаются и насколько это далеко от правды. Они же сами мне рассказывали новую шутку про «народных депутатов по вызову в вашу местную раду». И они откровенно признают, что приходится делать эту работу, поскольку такая получена команда. Они — бойцы в команде лидера, который гонится за рейтингом, мне их жаль.


Вы справедливо заметили, что киевляне не видят, что находится под землей. В Киеве круглые сутки есть горячая вода, отопление, не отключается свет… Не получится ли так, что даже самые здравомыслящие после новогодних праздников получат первые «платежки» и вспомнят о том, кто их защищал с мегафоном в руках?

— Вместе с первыми платежками киевляне получат и первые субсидии. Во-вторых, воде, теплу и свету в наших домах есть цена. Ведь мало кто знает, что для того чтобы в Киеве не отключали свет, нам порой приходится делать все возможное и невозможное. То же и с отоплением: несколько раз за год в Киеве отключали газ, и мы просто чудом умудрялись находить резервы. Леонид Михайлович несколько раз удерживал ситуацию на своем слове, давая личные гарантии энергопоставляющим компаниям, что разница в возросшей цене на газ будет выплачена.

Действительно, киевляне чувствуют только результат действий власти. Может быть, мы мало об этом говорим, но задачей власти все-таки является не говорить, а делать. Если тратишь время на то, чтобы делать, остается мало времени на разговоры. У оппозиции ситуация обратная: они говорят, дудят, кричат, пытаются в Киевраде спасти от полного провала свой рейтинг в парламенте. Им казалось, что здесь легче, но последняя сессия показала, что мы умеем отстаивать свою точку зрения. Взять Киев только потому, что сегодня это стратегически вписано в план развития одной политической силы, не получилось. Если так пойдет дальше, то я не исключаю, что в следующем году лидер БЮТ вместе с командой народных депутатов выйдет на районный уровень, а потом переместится в области.


Одним из самых острых является вопрос выделения киевской земли. К примеру, расскажите, что происходило на последней сессии Киеврады. Мы же видим только название какого-то товарищества и результат — столько-то голосов «за». Сразу мысль: точно «дерибанят».

— В повестке дня стояло более 200 участков земли, и все они прошли необходимые процедуры, профильные управления киевской администрации, депутатские комиссии, были вынесены на согласительный совет, затем в президиум и лишь потом — на голосование. Должен подчеркнуть, что процедура выделения участка может длиться от года до нескольких лет. И в сессионном зале все депутаты могли видеть на табло расширенную информацию по каждому участку.

Более того, вся эта информация по земле была у депутатов достаточно долго, чтобы они могли с ней ознакомиться, и выделение участков было завизировано представителями оппозиции в том числе. Другое дело, что, как я уже говорил, тарифная тема сейчас неудобна для оппозиции, а задача продолжать кричать еще не снята. Поэтому мы с вами и слышим со всех сторон про «ужасающий своим цинизмом скрытый дерибан народной земли».

На самом деле мы впервые за много лет выделяли участки в открытую. Все земельные вопросы на протяжении достаточно длительного времени изучались комиссиями, состоящими из представителей различных фракций, в том числе оппозиционных. Еще до сессии весь список этих вопросов был открыто опубликован на сайте Киеврады и в газете «Хрещатик», чего раньше никогда не происходило, а окончательное решение все равно принималось в сессионном зале. Мне действительно жаль, что у нас не было возможности обсуждать и дискутировать в сессионном зале, но я думаю, что в будущем году мы обязательно придем и к этому.

Кстати, мы вообще с того момента, как пришли в городскую власть, полгода не отводили никакой земли. Это было нужно, чтобы отделить зерна от плевел, чтобы под социальным соусом не могли пролезть разные желающие, которые были проведены в списки на землеотведение предыдущей властью. Все эти «бомбы» мы деактивировали, и осталась чистая задолженность перед простыми киевлянами. Нам нужно отводить землю под больницы, школы, университеты, социальные объекты, промышленные предприятия.

Я приведу пример, который будет понятен всем киевлянам. Возьмем здание столичного ЦУМа. Под ним есть земля. ЦУМ за нее не платил ничего, а теперь будет платить в бюджет аренду. Достижение ли это? Думаю, да. Оппозиция говорит, для прозрачности здесь нужен земельный аукцион. Но как вы думаете, много ли найдется желающих приобрести или взять в аренду землю, находящуюся под ЦУМом? Или под вашим частным домом? Такого механизма не существует — это вне правового поля. А что касается участков под коммерческую застройку, то за десять лет правления Александра Омельченко в Киеве было проведено всего семь земельных аукционов. А нами на сегодняшний день их организованно уже более ста. Вот такая простая арифметика.


Кто пытался забрать себе Жуков остров и Голосеевский лес, кто покупал «Киевхлеб» и создавал «Киевэнергохолдинг», было известно еще год назад. И сейчас, когда в этом обвиняют вас, почему вы не отвечаете? И второе: почти все, кто шел на выборы, обещали примерно одну и ту же программу, ничего нового придумать нельзя. Когда же это станет явью?

— Я специально посмотрел всю историю тех вопросов, на которые напирает оппозиция. Если взять тот же Жуков остров, то у меня на столе лежит протокол выездного заседания во главе с депутатом Шкиряком от «Нашей Украины», госпожой Закревской, которая является сегодня нашим штатным критиком, и еще одним представителем БЮТ. Они смотрели, принимали решение, подписывали протокол, выносили на комиссию и убеждали депутатов голосовать за это решение. Каким же нужно быть циничным, чтобы сегодня говорить, что это делал кто-то другой? Люди почему-то убеждены, что правду никто и никогда не узнает.

Вот вы, например, получили эту информацию явно не из секретных источников. Я думаю, большинство киевлян так же понимают, где белое, а где черное. Еще раз рассказывать, что «Киевэнергохолдинг» был создан Омельченко и некоторыми сегодняшними ярыми «защитниками народа», наверное, излишне, об этом все знают. А вот Омельченко, правда, достаточно быстро забыл. Я недавно был с ним в прямом эфире программы «Свобода слова» и, зная, что он будет опять нас обвинять в создании «Киевэнергохолдинга», просто принес с собой решение о его создании за подписью Александра Александровича и показал в камеру. Аргументы как-то сразу кончились, и к вопросу «Киевэнергохолдинга» мы больше не возвращались. Я хочу подчеркнуть, почему каждый раз мы говорим о том, кто конкретно создал это предприятие. Потому что именно в момент его создания возникли загадочные оффшорные компании, которые на сегодняшний день владеют почти 40% акций этого предприятия. И кому они принадлежат, в принципе, понять несложно. Сложно с этим что-либо сделать, потому что, в общем, все сделано в рамках правового поля, у города — 60% акций, а заставить миноритарных акционеров продать или вернуть свои акции невозможно. Так что остается лишь спрашивать у Александра Омельченко: кто стоит за этими офф-шорами? И не слышать ответа на свой вопрос…

Ну а если о том приятном, что будет реально делаться, то мост через Днепр будет строиться, медицинская система будет улучшаться. Мы приняли образовательную программу на 2006—2010 годы, программу поддержки малого и среднего бизнеса. В бюджете увеличена сумма на развитие метро по сравнению с предыдущими годами, в несколько раз увеличена цифра трат на ремонты внутридворовых дорог.

По поводу работы жэков могу сказать, что уже на сегодняшний день есть возможность контролировать их работу, появилась обратная связь. Надеюсь, в следующем году мы сможем повысить зарплату настолько, что люди в жеках начнут за эту работу держаться. Есть прямая телефонная линия «051», на которую в день поступает звонков гораздо больше, чем раньше регистрировалось за год. Не всем сразу отвечают, но если ваш друг или коллега получил ответ, то, думаю, вы постараетесь позвонить еще раз. Раньше сотрудник жэка не приходил к вам вообще, а если приходил, то ничего не хотел делать, у вас не было никакого механизма призвать его к ответственности. Приходилось просто давать деньги, чтобы он хоть что-то сделал. Сейчас можно пожаловаться, и после того как оператор вносит жалобу в систему данных, ее невозможно ни удалить, ни отформатировать до тех пор, пока чиновники не разберутся в этой проблеме и не проинформируют вас о результате. Это висит над ними топором. А после будет повышена зарплата, по методу кнута и пряника качество предоставления услуг начнет постепенно улучшаться, и киевляне в следующем году обязательно это почувствуют.

Да, это был непростой год, но это было время разгребания тех завалов, которые нам остались в подарок от прошлой власти. Следующий год станет временем реализации наших инициатив. А в 2008—2009 годах киевляне увидят результат в повседневной жизни. В метро, в подземных переходах, в своем парадном вы ощутите качественный менеджмент и контроль. Ведь любая хорошая идея занимает определенный период времени на реализацию.


Могли бы вы дать прогноз, чем закончится последняя сессия, связанная с бюджетом?

— Я убежден, что нам удастся принять бюджет Киева как самый социальный за все последние годы. У нас заложено пятикратное увеличение городской социальной программы «Турбота», только на социальные выплаты и разовую финансовую помощь в бюджете запланированы миллиард гривен плюс дополнительно полмиллиарда субсидий, которые позволят людям компенсировать разницу при повышении коммунальных тарифов.

Бюджет, по которому мы жили в этом году, принимался предыдущей властью. Мы его корректировали, но в нем заложено очень много всяких несправедливостей. Я хотел бы, чтобы бюджет следующего года был органичным, системным документом и, главное, чтобы в отличие от предыдущих он был публичным. Это деньги не депутатов, а всех киевлян, поэтому они должны в понятном количестве находиться в понятном месте и понятно куда расходоваться.

Мы, киевляне, тратим деньги из бюджета, полученные от продажи нашей земли, нашего имущества, от налогов, которые мы заплатили. И тратим конкретные суммы на наши нужды: на ремонты, на образовательные программы, на медицину. Естественно, все траты должны соответствовать той градации приоритетов, которую видят для себя киевляне, документ не должен быть оторван от реальной жизни, и это то, о чем мы сейчас спорим. Получится ли это, увидим 28 декабря.


А можете ли вы назвать какие-то знаковые события, которые произойдут в будущем году?

— У нас заложена реконструкция Московской площади, надеемся далеко продвинуться вперед в развитии метро и строительстве моста на Троещину. Социально незащищенные киевляне ощутят заботу в количестве выплат из киевского бюджета. Но знаете, знаковыми можно назвать разные вещи.

Киевляне уже ощущают уменьшение количества ларьков, торгующих водкой и сигаретами возле школ. Количество заведений в игровом бизнесе кардинально уменьшилось. Быть может, кому-то это покажется примитивным, но все же это победа. Или вот Бессарабский рынок, который раньше платил в казну 40 тысяч в год, а сейчас платит гораздо больше в день. Если эвакуатор был мифом, то сегодня в центре города порядок наводится и платят все — и депутаты, и прокуроры.

Если уж мы выстояли и наводим порядок в казино, на рынках и в других видах деятельности, представители которых достаточно эффективно могут противостоять власти, то, думаю, можно поверить, что мы действительно не боимся и имеем много критиков только потому, что бескомпромиссны в тех вопросах, решение которых обещали киевлянам.


Чего вы пожелаете киевлянам в Новом году?

— Я желаю киевлянам забыть на какое-то время о своих проблемах, о власти в том числе, собраться дома, отдохнуть. Кстати, мы приняли решение Киеврады о трех дополнительных выходных. Желаю набраться сил, отоспаться, оставить все плохое и недоброе в прошлом году и забрать все чистое, хорошее, любимое в следующий. Загадать желания, которые должны сбываться. А мы постараемся их исполнить.

Беседовали
Дмитрий Заборин,
Владимир Скачко,
Александр Юрчук

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам