Кто отравил Литвиненко – 2

Умерший перебежчик Александр Литвиненко превращается для России в «ящик Пандоры»: после его смерти прошло несколько дней, а количество «посмертных разоблачений», обнародованных от имени покойного, зашкаливает. Эксперты предполагают, что еще не один год в разных точках земного шара будут всплывать разного рода сенсации и документы, якобы полученные от Литвиненко. Легализовать компромат на Путина и связать это со смертью шпиона уже поспешили бывшие владельцы ЮКОСа, Борис Березовский, анонимные друзья Литвиненко, итальянец Марио Скарамелла и другие…

Как мы уже писали в первой части нашего повествования, бывший агент ФСБ Александр Литвиненко бежал в Великобританию 3 ноября 2000 года вместе с женой и ребенком. Все это время он имел политическое убежище, а месяц назад получил британское гражданство. Литвиненко был автором самых сенсационных и бездоказательных разоблачений российской власти и долгое время материально зависел от своего работодателя Бориса Березовского. Миф о чрезвычайной осведомленности Литвиненко был, похоже, раздут прессой с подачи БАБа. На самом деле перебежчик, как правило, озвучивал разработанный людьми Березовского текст. Так продолжалось много лет, и постепенно интерес к нему стал угасать. Для «подпитки имиджа» бывшего полковника ФСБ то показывали в компании с экс-майором Николаем Мельниченко, то выпускали комментировать резонансные преступления вроде убийства Анны Политковской.

Однако очевидны косвенные признаки того, что роль «скандаломейкера» и «говорящей головы» Березовского начала надоедать Литвиненко. И что он хотел пожить нормальной жизнью обеспеченного человека, занимаясь каким-то бизнесом. Месяц назад для этого появились юридические предпосылки – Литвиненко получил английское гражданство. По всей видимости, его шефа, который до отравления Литвиненко балансировал на грани экстрадиции, такой поворот событий не устраивал. Не исключено, что между бывшими соратниками пробежала большая черная кошка, и Литвиненко начал искать пути ухода от своего шефа.

Что говорит в пользу такой версии? Во-первых, встреча с двумя, как сообщалось ранее российскими спецслужбистами, которые на самом деле оказались бизнесменами – Дмитрием Ковроном и Андреем Луговым. Российская газета «Коммерсант» пишет, что Луговой – бывший майор ФСБ, который некогда работал вместе с Литвиненко, приехал в Лондон на футбольный матч Лиги Чемпионов между лондонским «Арсеналом» и московским ЦСКА. Их отношения с Литвиненко возобновились год назад, когда Александр позвонил Луговому в Москву и сделал ему «ряд предложений, которые оказались выгодными». После этого Андрей Луговой побывал в Лондоне 12 раз и встречался с Литвиненко по вопросам бизнеса.

В этот раз, как заявил Андрей Луговой в интервью газете The Times, он встречался с Литвиненко вместе с еще одним бизнесменом, другом его детства Дмитрием Ковроном. Бывший майор ФСБ сообщил, что он представил Коврона Литвиненко за две недели до их последней встречи, и что они обедали в лондонском Чайнатауне в том же составе. Правда, в «Коммерсанте» упоминается и о четвертом собеседнике, присутствовавшем на встрече – это некто Вячеслав Соколенко, «друг и деловой партнер господина Лугового», также приехавший с Лондон с семьей.

По словам Лугового, Литвиненко рассказал ему, что встречался с каким-то итальянцем в Itsu на Пикадилли, и предложил провести новую деловую встречу на следующий день, однако сам позвонил наутро и сообщил, что не придет из-за неважного самочувствия. Кроме того, Луговой заявил, что в четверг передал высокопоставленному британскому дипломату заявление, где описал обстоятельства знакомства с Александром Литвиненко и встречи с ним, состоявшейся 1 ноября. Таким образом, очевидно, что Литвиненко пытался вести бизнес, не связанный с Березовским.

Во-вторых, «Московский комсомолец» опубликовал сенсационное сообщение, что Литвиненко приезжал в Москву по делу об убийстве Политковской, и его якобы допросили российские следователи. По словам собеседника издания, допрашивал его тот же самый следователь, который возбуждал уголовное дело против самого Литвиненко. В Генпрокуратуре РФ факт допроса категорически опровергли. Но это не означает, что визита и встреч не было. Если поездка все-таки состоялась, значит, российские власти вступили в контакт с перебежчиком, возможно, в обмен на его публичный отказ от прежних сенсационных обвинений и от сотрудничества с Березовским. Поскольку Литвиненко был мастером такого рода интриг, он становился реальной угрозой БАБу.

В-третьих, как мы уже упоминали, олигарх недавно запустил в британские СМИ разработанную его спецами «утку» о якобы готовящемся устранении Березовского в момент слушания лондонским магистратским судом дела о его экстрадиции. Для этой цели российская Служба внешней разведки будто бы заслала в Лондон своего агента, в чьи задачи входило физическое устранение БАБа уколом отравленного пера в руку.

Сценарий был списан с классического примера: уколом отравленного зонтика в 1978 году был ликвидирован болгарский перебежчик Георгий Марков. Однако, в отличие от Маркова, Березовский вовсе не хотел быть отравлен. И публике надо было объяснить, почему же его не ткнули пером. Смерть Литвиненко стала удобным поводом попросить английские власти о дальнейшей защите и покровительстве.

Создается впечатление, что в этой игре у Березовского появилась еще одна пешка – Марио Скарамелла. Возможно, итальянец станет новым «скандаломейкером» вместо «отслужившего свое» Александра Литвиненко. Скарамелла – довольно странный кадр. Несколько лет назад он занялся изучением «архивов Митрохина» – бывшего начальника архивного отдела Комитета Государственной Безопасности, перебравшегося в 1992 году в Великобританию и скончавшегося в Лондоне 2 года назад в преклонном возрасте. В соавторстве с профессором Кристофером Эндрю он написал книгу «Архив Митрохина» о деятельности советских спецслужб на Западе и в Восточной Европе. Среди наиболее шумных разоблачений, последовавших за публикацией «Архива» в 1999, году называются дела «бабушки-шпионки» Мелиты Норвуд, на протяжении 40 лет поставлявшей советской разведке британские ядерные секреты, и Феликса Блоха, наиболее высокопоставленного сотрудника Государственного Департамента США, на которого когда-либо падало подозрение в шпионаже. Впрочем, скептики, особенно из числа профессиональных разведчиков, считают практическую ценность «Архива Митрохина» весьма сомнительной, поскольку временами описанные в нем события выглядят тенденциозными, в нем мало ссылок на отдельные документы и не слишком много цитат.

Так вот, Марио Скарамелла стал одним из исследователей архива, в частности той его части, где содержались имена итальянских политиков, журналистов, предпринимателей, которые якобы сотрудничали с советскими спецслужбам. После публикации книги была создана итальянская парламентская комиссия по расследованию “дела Митрохина”. Советником этой комиссии и стал Марио Скарамелла. Судя по всему, его «контракт» закончился, и он искал себе новых хорошо оплачиваемых приключений.

По словам Скарамелла, он показал Литвиненко полученное им по электронной почте письмо, в котором были перечислены убийцы Политковской, а также названы следующие жертвы, среди которых было имя перебежчика. The Guardian удалось достать часть распечаток, которые итальянец передал бывшему офицеру ФСБ. В этих документах Скарамелла предостерегает Литвиненко от некоего «особо опасного X» – офицера Службы внешней разведки, который был связан с ликвидацией Анны Политковской и планирует другие операции в России и странах Балтии. Довольно странный документ, сильно смахивающий на «разработку» БАБа.

Не остался в стороне от происходящего и бывший компаньон Михаила Ходорковского Леонид Невзлин, скрывающийся в Тель-Авиве. Он заявил, что за несколько недель до гибели Литвиненко побывал в Израиле, где передал ему документальные свидетельства о том, как агенты президента Путина расправлялись с его врагами, владельцами нефтяной компании ЮКОС. Что это за документы, действительно ли их передавал Литвиненко, или Невзлин просто ждал удобного повода для легализации компромата, теперь узнать практически невозможно. Не подтвердить, ни опровергнуть заявление нефтяного магната покойный полковник ФСБ уже не сможет.

Помимо итальянца, Березовского и Невзлина, свои варианты ответа на вопрос, кто и зачем убил Литвиненко, высказали его анонимные друзья. Они заявляют, что Литвиненко перед смертью назвал ряд людей, связанных с Кремлем, которые, по его утверждениям, охотились за ним. Якобы за день до отравления Литвиненко обвинил одного российского дипломата в преследованиях, в частности, в нападении на свой дом, в который была брошена бутылка с зажигательной смесью.

По всей видимости, речь идет о дипломате-спецслужбисте Викторе Кирове. По данным The Daily Mirror, Киров уже вернулся в Россию. На тот момент, пока эксперты допускали, что отравление совершено при помощи таллия (последняя версия, будто Литвиненко убит радиоактивным веществом полоний-210), в газетах сообщалось о пузырьке с ядом, который могли доставить в Лондон дипломатической почтой из России.

С предположением о причастности Кирова к убийству соперничает опубликованная в британском таблоиде The News of the World информация, что личность убийцы Литвиненко установлена и его зовут Игорь. Издание утверждает, что он является «ветераном российских спецслужб или спецназа, ему 46-лет, является «мастером по дзюдо», прекрасно говорит по-английски и по-португальски и причастен к убийству Анны Политковской. Еще одна отличительная особенность Игоря – имеющийся у него латвийский паспорт. Есть все основания предполагать, что таинственный Игорь – этот тот самый агент, о котором говорил Марио Скарамелла. Для завершения «пазла» необходимо, чтобы Игорь оказался также тем человеком, которого «заслал Кремль» ткнуть отравленным пером руку Березовского.

В ту же канву вписывается предсмертное послание, которое Литвиненко якобы продиктовал одному из знакомых, где он обвинил в своей смерти российского президента. Правда, лондонская полиция все больше сомневается в достоверности предсмертной записки Литвиненко, а также рассматривает версию самоубийства (чтобы бросить тень на Путина). Эта версия выглядит наименее правдоподобной, поскольку человек, замысливший убить себя радиоактивным изотопом, таллием или каким-то еще экзотическим способом, вряд ли бы вел активные деловые переговоры со своими партнерами.

Особняком от обвинений в убийстве Литвиненко российскими спецслужбами или подозрений в отношении Березовского стоит заявление бывшего руководителя 7-го отдела управления по разработке преступных организаций ФСБ России подполковника Александра Гусака. Он считает причастными к делу об отравлении… чеченцев. Как пишет в понедельник газета «Коммерсант», Гусак имеет в виду историю с участием Литвиненко в ликвидации отряда чеченских боевиков, захвативших дагестанское село Первомайское в январе 1996 года. По словам Гусака, он попросил Литвиненко конвоировать на фильтрационный пункт раненого боевика. Вечером командир собрался допросить чеченца, однако ему сообщили, что Литвиненко «замучил боевика до смерти». Не исключено, что подобный факт имел место, и Литвиненко убил боевика, чтобы тот не рассказал лишнего о контактах чеченцев с Березовским. Но вряд ли данный эпизод имеет отношение к столь сложному отравлению. Это явно не в стиле кавказцев.

Примечательно, что о «чеченском следе» говорит Андрей Луговой. По его словам, Литвиненко часто ездил вместе с Ахмедом Закаевым, эмиссаром чеченских сепаратистов в Лондоне, иногда даже выполнял функции его водителя. Исходя из этого, Луговой предположил, что кто-то из «кровников» Закаева хотел убить его, а Литвиненко стал случайной жертвой покушения.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам