Кто отравил Литвиненко?

Пока российский перебежчик Александр Литвиненко борется за жизнь в реанимации Университетского госпиталя Лондона, его шеф и покровитель Борис Березовский взят под защиту британской короны. Еще недавно судьба Березовского висела на волоске: англичане выбирали между экстрадицией опального олигарха и ссорой с Путиным, все больше склоняясь к первому варианту. Но после отравления Литвиненко БАБу ничего не грозит…

Его не только не выдадут Москве, но и возобновят закрытое по причине отсутствия доказательств расследование якобы не состоявшегося отравления миллиардера-диссидента в зале суда, о котором Борис Абрамович писал в обращении к британскому МИДу. В общем, по всему видно, что реанимация для Литвиненко оборачивается курортом для Березовского…

Бывший агент ФСБ Александр Литвиненко бежал в Великобританию 3 ноября 2000 года вместе с женой и ребенком. Все это время он имел политическое убежище, а месяц назад получил британское гражданство. С самого начала было понятно, что его вывез в качестве «говорящей головы» скандаломейкер Березовский. Полковник сблизился с БАБом во время работы того в Совете безопасности. Очень быстро Борис Абрамович обнаружил удивительную способность своего подчиненного делать сенсационные разоблачения, не подкрепленные документально, которым, тем не менее, верила пресса. Возможно, причина доверия крылась в магическом словосочетании «полковник ФСБ», которое должно было свидетельствовать о чрезвычайной осведомленности Литвиненко. На самом деле тот просто озвучивал разработанный аналитиками Березовского текст.

Первым и самым громким заявлением Александра Литвиненко было то, что спецслужбы собираются убить Березовского. В Лондон он приехал с утверждением, что многое знает, в том числе и о взрывах жилых домов в Москве, которые якобы производили не чеченцы, а спецслужбы. В дальнейшем Литвиненко написал антипутинскую книгу в соавторстве с Юрием Фельштинским и тесно сдружился с майором Николаем Мельниченко во время его дружбы с Березовским на почве продажи «поддиванных записей».

В последнее время Александр Литвиненко не производил сенсаций. И только совсем недавно вроде бы занялся поиском секретных материалов, связанных с убийством российской журналистки (имевшей американское гражданство) Анны Политковской. К слову, по словам сына покойной, она встречалась с полковником в Лондоне вскоре после того, как ее пытались отравить во время авиаперелета в Беслан. Правда, сын Политковской Илья сказал, что до покушения на жизнь бывшего шпиона он не знал, что тот занимается расследованием гибели его матери, и что они не были близкими друзьям и не работали над чем-либо совместно.

Не исключено, что дело Политковской вообще притянуто за уши, дабы найти мотив отравления Литвиненко российскими спецслужбами, о чем сейчас раскричались питомцы Березовского. Вероятно, чтобы перевести стрелки с него на «негодный объект».

О том, что Литвиненко, похоже, отравил его шеф, осторожно пишет даже западная пресса. Посудите сами. Все последнее время Борис Абрамович заявлял о каких-то угрозах его жизни со стороны российских спецслужб. В своем прошении о политубежище он сделал этот аспект основным мотивом. Однако изначально этот аргумент, судя по всему, не произвел должного впечатления на британское МВД. Как сообщает британский еженедельник «Санди таймс», местное МВД в своем отказе Березовскому якобы указало на то, что если бы в России и впрямь замышляли его убийство, то оно могло бы быть осуществлено в течение тех последних двух лет перед выездом в Британию, пока Березовский оставался в Москве.

Тогда олигарх запустил в британские СМИ разработанную его спецами «утку» о якобы готовящемся устранении Березовского в момент слушания лондонским магистратским судом дела о его экстрадиции. Для этой цели российская Служба внешней разведки якобы заслала в Лондон своего агента, в чьи задачи входило физическое устранение БАБа уколом отравленного пера. А именно: агент, пронесший в здание магистратского суда на Боу-стрит смертоносный яд, контейнером для которого послужила зажигалка, должен был заправить этим ядом авторучку, а затем, проходя мимо Березовского, ткнуть отравленным пером в руку перебежчика.

Сценарий был списан с классического примера: уколом отравленного зонтика в 1978 году был ликвидирован болгарский перебежчик Георгий Марков. Однако, в отличие от Маркова, Березовский вовсе не хотел быть отравлен. И публике надо было объяснить, почему же его не ткнули пером в бок.

Как пишет «Санди таймс», заговор не был осуществлен, ибо у агента СВР в последний момент, «по всей видимости, сдали нервы», после чего незадавшийся политический убийца во всем признался своей несостоявшейся жертве, а заодно, по совету Березовского, и британским властям. Этот посыльный, согласно источникам, на которые ссылается британский еженедельник, был, однако, не первым и не единственным. Еще один российский агент явился-де в британскую контрразведку МИ-5 с повинной, заявив, что если он не убьет Березовского, обратно домой ему лучше не возвращаться – и на этом основании сам запросил политического убежища.

Насколько вышеприведенные факты соответствуют действительности? Британские спецслужбы и полиция воздерживаются от официальных комментариев на сей счет. Однако высокопоставленные сотрудники правительственной службы безопасности, по словам «Санди таймс», относятся к данным заявлениям серьезно. Один из этих сотрудников подтвердил, что в МИ-5 на самом деле обращался некий человек, утверждавший, что он заслан в Британию с целью убийства Березовского. Дело было передано в полицию, и заговор, судя по всему, расследуется нынче Скотленд-Ярдом.

Как замечает «Санди таймс», слушания по делу об экстрадиции, на которых должен был присутствовать Березовский, были перенесены в суд с повышенным режимом охраны, расположенный в южном районе Лондона, по всей видимости, именно в силу озабоченности британской полиции возможным покушением на российского олигарха.

Тем не менее, угроза быть высланным из страны для Березовского сохранялась, и он решил показать, как его хотели отравить, на примере своего питомца Литвиненко, который уже исчерпал запас сенсаций, а после получения британского гражданства, возможно, даже передумал продолжать работу на шефа.

Надо обратить внимание на тот факт, что утром 1 ноября Литвиненко встретился в одном из отелей в центре Лондона с двумя русскими: бывшим офицером 9-го управления КГБ Андреем Луговым и его спутником по имени Владимир. Луговой работал с Борисом Березовским одновременно с Литвиненко (в частности, входил в его охрану и сопровождал его как минимум в одной из опасных поездок на переговоры с чеченскими мятежниками). В дальнейшем Луговой возглавлял службу безопасности ОРТ, когда телеканал принадлежал Березовскому. На встрече в отеле вместе с Луговым, кроме Владимира, был друг Литвиненко Гольдфарб – доверенное лицо Березовского. Потом за ланчем в японском ресторане сети «Ицу» на Пикадилли Литвиненко беседовал с итальянцем по имени Марио Скарамелла. Информатор якобы предоставил сведения, касающиеся Анны Политковской. Вечером он почувствовал боль в животе и прочие симптомы отравления. Врачи предположили, что он отравлен таллием.

Таллий, относящийся к сверхтоксичным тяжелым металлам, запрещен во многих странах даже как составляющая крысиного яда, поскольку он оказывает разрушительное воздействие на многие органы человеческого организма и центральную нервную систему. Однако симптомы отравления могут появиться и не сразу: может пройти до двух недель с момента попадания яда в организм, прежде чем признаки станут очевидными. Литвиненко обратился в больницу лишь на прошлой неделе, после того как его состояние стало резко ухудшаться. Хотя до этого он страдал приступами рвоты и диареи.

Таллий был излюбленным инструментом мести Саддама Хуссейна – он травил им своих разочаровавшихся агентов и диссидентов. Этот яд использовала и Франция для того, чтобы ликвидировать лидера партизан в Камеруне в 1960 году, а США подозреваются в применении таллия во время одной из многочисленных попыток убить кубинского президента Кастро. Сидни Готтлиб, химик ЦРУ, составил план отравления кубинского лидера, по которому таллий предполагалось насыпать в ботинки Кастро. Этот метод привел бы к выпадению волос, что лишило бы Кастро его знаменитой бороды, так как таллий разрушает волосяные фолликулы.

Таллий использовался и многими другими убийцами, самый известный из которых – Грэм Янг. В 1962 году в 15-летнем возрасте Янг с помощью нескольких ядов убил свою приемную мать и попытался убить нескольких других родственников. Выйдя из тюрьмы, он нашел работу в фотостудии в Хертфортшире. Вскоре после его прихода заболели и скончались сотрудники студии Боб Игл и Фред Биггс. Янга арестовали, и в его квартире был найден таллий, а также дневник, в котором он фиксировал дозы таллия и их воздействие на коллег. В 1972 году этот человек был приговорен к четырем пожизненным срокам.

Однако, предполагать, что ФСБ или российская разведка вдруг решили отравить Литвиненко, было бы преждевременно. Поскольку это слишком явно бросает тень на Россию и играет на руку Борису Березовскому, который теперь получает гарантии дальнейшего пребывания в Лондоне. Пока Кремль и ФСБ от комментариев по данному инциденту отказываются. Геннадий Гудков, депутат Госдумы, полковник ФСБ в запасе, заявил «Коммерсанту»: «Нет, этот товарищ последний, до кого доберутся наши спецслужбы. Кличка «сквозняк», которую ему дали коллеги, оправдывает его характер. Я бы посоветовал Литвиненко избегать самопальной водки, а Борису Абрамовичу, хоть он и талантливый режиссер, этот спектакль разыграть не удастся». В связи с этим хочется спросить, не слишком ли часто БАБ упоминает слово «яд», и не думал ли он о чем-то подобном во время избирательной президентской кампании в Украине в 2004 году, когда здесь по непонятной причине прятался его соратник Иван Рыбкин? Впрочем, это уже отдельная тема…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам