Нельзя поступаться принципами

В украинской ядерной энергетике, в вопросах ее безопасной эксплуатации все хорошо, но есть серьезные проблемы. Примерно в таком двусмысленном определении можно представить основную идею Международной конференции Украинского ядерного общества, прошедшей в минувшую среду в Киеве. Ученые-атомщики и атомщики-практики собрались в гостинице Radisson с тем, чтобы поговорить о нормативно-правовом обеспечении своей работы. Заодно поговорили о коррупции, несогласованности законов и невыполнении Украиной международных обязательств.
Тему возможных правонарушений затронул президент Национальной атомной энергогенерирующей компании «Энергоатом» Андрей Деркач в связи с деятельностью Тендерной палаты Украины. По словам Деркача, палата в своих действиях ограничивает доступ к участию в тендерах непосредственных производителей продукции для обеспечения работы ядерного энергетического комплекса. А делается это в пользу посредников, деятельность которых на данном рынке законодательно не урегулирована.
Эти схемы, говорит глава «Энергоатома», «ведут к реальным убыткам компании». В качестве примера Деркач привел тендер на сервисное обслуживание генератора третьего энергоблока Южно-Украинской АЭС, когда по личному письму одного из руководителей ТПУ предприятию-подрядчику было отказано в доступе к выполнению работ. При этом прямые убытки от такого решения ТПУ, по словам главы «Энергоатома», составили 39 млн. грн., а убытки от простоя энергоблока (который компания надеется запустить 26 декабря) — 124 млн. грн.

Вместе с тем, отметив, что не совсем удачные с точки зрения закона конструкции Тендерной палаты мешают работе компании, и тот факт, что в прокуратуру передано изрядное количество информации, Андрей Деркач подчеркнул: «процедуры выписаны таким образом, что получается коллективная безответственность в принятии решений. Так что… найти состав преступления и выдвинуть обвинения будет достаточно тяжело».

Опосредованно эта проблема относится к неурегулированному законодательству в сфере ядерной энергетики. Точнее, к отсутствию систематизированного, унифицированного подхода к регулированию отношений в топливно-энергетическом комплексе, большому количеству пробелов и нестыковок «ядерных» законов с требованиями гражданского, хозяйственного, налогового, банковского и административного законодательства. Например, как отметил академик Иван Неклюдов, закон о проведении тендеров не учитывает особенностей организации научно-исследовательских работ, не освобождены от налогов инвестиции в науку, отсутствует законодательство, защищающее ее интересы.

Надежды на быстрое создание национальной научно-производственной инфраструктуры не оправдались, нет единой системы создания научно-технической документации, учитывающей интересы всех отраслей, причастных к ядерно-энергетическому комплексу. Но самое главное, проблемы с законодательством, касающимся повседневной деятельности атомной энергетики, закладывают мину замедленного действия на будущее. Так, постоянно откладывается внедрение специальной процедуры погашения задолженностей, возникших вследствие неполных расчетов за энергоносители в прошлые годы. То есть соответствующий закон был принят, однако по ряду причин реализация его положений была начата с большим опозданием, и кардинально проблема долгов не решена. Возможно, решится в будущем.

Еще одна важная проблема — накопление целевых средств в фонде, предназначенном для снятия с эксплуатации отработавших свое ядерных блоков. Эта процедура предусмотрена обязательствами Украины по кредитным соглашениям с ЕБРР и «Евроатомом». Законом о бюджете на 2005 год процесс этого накопления был остановлен, и фактически такого фонда мы не имеем. Следовательно, нарушаются не только договоренности с европейскими организациями, вследствие чего экспортируемая нами электроэнергия может быть признана «экологически неприемлемой». НАЭК «Энергоатом» не выполняет условия лицензии на эксплуатацию блоков и требования Закона «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности». Между тем, в течение десяти лет заканчивается срок эксплуатации 12 энергоблоков… «Тут важен принцип, чтобы для будущих поколений, для наших детей оставить возможность вывести энергоблоки из эксплуатации, — заявил на пресс-конференции Андрей Деркач. — Посмотрите, во сколько обходится выведение из эксплуатации объектов на ЧАЭС. И ведь за последние десять лет ни одного завершенного проекта на ЧАЭС нет. Когда речь идет о таких серьезных вопросах, базовых принципах безопасности, о том, чтобы не нанести вред будущим поколениям, мы будем стоять жестко».

Впрочем, руководство «Энергоатома» намерено твердо стоять и на принципах обеспечения «культуры безопасности» в отношении тех, кто работает в отрасли сейчас. Главный элемент надежности атомных систем — это люди, 60—70% любых нарушений составляет человеческий фактор, и нет в Украине более сложной с точки зрения безопасности проблемы, чем ядерная энергетика. Поэтому на конференции был озвучен основополагающий подход: социальная политика — прежде всего.

Атомщики не только должны получать зарплату. Должны иметь работу их жены, они сами и их семьи должны иметь доступ к качественному медицинскому обслуживанию, в общую систему должны быть вовлечены подрядчики, которые зарекомендовали себя с положительной стороны, нужно вернуть на станции высококвалифицированных специалистов, уехавших работать за границу. Специалисты эти, кстати, нужны и для создания конкурентной среды.

«Однако государственный статус предприятия не позволяет решать серьезные проблемы, которые диктуют международные экономические условия. Если бы у нас начался процесс корпоратизации, было создано акционерное общество со стопроцентным государственным капиталом, мы могли бы работать в области корпоративного развития компании, участвовать в акционерном капитале своих же подрядчиков, контролировать финансовые потоки, — говорит Деркач. — И мы этой работой будем заниматься. Мы должны иметь готовые подразделения компании, которые будут через год готовы работать в адекватных рыночных условиях, становиться хорошей корпоративной структурой».

Одной из стратегических задач «Энергоатома» его президент назвал выход на такой уровень, чтобы в перспективных проектах модернизации энергоблоков на украинских АЭС компания не «тянула» деньги из государства, а создавала модели, когда в отрасль придут инвестиции. В нынешнем государственном статусе это тяжело, но возможно, считает Деркач.

Впереди атомную энергетику ждет создание концерна «Укратомпром», который должен объединить предприятия ядерно-топливного цикла Украины. Это, как предполагают специалисты, займет не менее трех лет. Атомной энергетике предстоит строительство новых, более прогрессивных энергоблоков, внедрение элементов процесса создания собственного ядерного топлива. Но без масштабных капиталовложений все это может не получиться.

По мнению народного депутата, президента Украинского ядерного общества Владимира Бронникова, в течение 25 лет в отрасль нужно вкладывать по 10 миллиардов гривен в год. Однако в первую очередь инвестиций ждет наука. «Не менее ста миллионов гривен в год требуется на развитие науки. Их нужно найти, иначе перспектив у атомной энергетики не будет», — считает Бронников. А значит, другого пути, в обход корпоратизации «Энергоатома» и привлечения негосударственных инвестиций, у Украины нет.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам