Вместо бин Ладена

Иран намеревается создать пугающий союз с «Аль-Кайедой», выдвинув новое поколение лидеров, которые примут эстафету у Усамы бин Ладена. Представители западных разведслужб сообщают, что иранцы собираются воспользоваться ухудшением здоровья бин Ладена с тем, чтобы улучшить позиции высокопоставленных террористов, лояльных Тегерану, пишет «The Daily telegraph»

Данное известие станет серьезным ударом для надежд Тони Блэра на установление «новых партнерских отношений» с Тегераном. Выступая вчера вечером в Лондоне на банкете у лорда-мэра – это мероприятие премьер-министр традиционно использует для заявлений по внешней политике правительства – Блэр сообщил, что стремится начать дипломатическую инициативу по обеспечению мира в Ираке за счет диалога с Ираном и отказа от угрозы применения военной силы против Тегерана.

Он признал, что серьезное изменение стратегии готовится по обе стороны Атлантики, и предложил Ирану вместо изоляции партнерские отношения, если тот прекратит оказывать поддержку террористам в Ливане и Ираке и остановит попытки по разработке ядерного оружия.

И британское, и американское правительства задумываются о стратегии ухода из Ирака, и премьер-министр признал, что сотрудничество с Ираном необходимо для предотвращения гражданской войны в стране, а также для обеспечения мира на всем Ближнем Востоке.

Однако известие о том, что Иран предпринимает активные усилия по установлению более близких отношений с фанатиками бин Ладена, которые атаками 11 сентября 2001 года спровоцировали начало войны с террором, вероятно, весьма серьезно повредит попыткам Даунинг-стрит добиться подобного сближения. Иран также подозревают в поставках оружия группам мятежников на юге Ирака (многие из них связаны с «Аль-Кайедой»), которые ответственны за взрывы придорожных бомб, жертвами которых становятся британские солдаты.

Но более всего представители разведслужб обеспокоены сообщениями о том, что президент Махмуд Ахмадинеджад пытается продвинуть на одну из ключевых позиций в «Аль-Кайеде» лояльного Ирану человека. Иранцы желают, чтобы 46-летний Саиф аль-Адель, отставной полковник египетских спецслужб, стал третьим человеком в организации. Аль-Адель прежде возглавлял охрану бин Ладена, и его имя присутствует в списке 22-х наиболее разыскиваемых террористов, составленном ФБР после 11 сентября. Он подозревается в причастности к нападениям на американцев в Сомали и других африканских странах в 1990-е. После бегства из Афганистана в конце 2001 года он проживает в доме для гостей Революционной гвардии в Тегеране.

Тревога по поводу «Аль-Кайеды» еще более возросла вчера, после того, как министерство иностранных дел предупредило, что группировка намерена приобрести технологии, необходимые для осуществления ядерной атаки против Запада.

Высокопоставленный работник министерства иностранных дел сообщил, что террористы по всему ведут поиск материалов и ноу-хау для проведения терактов с использованием ядерного, химического или биологического оружия. Чиновник заявил: «Нам известно о подобном желании, нам известно о том, что собираются материалы, нам известно, что предпринимаются попытки получить технологии».

Во вчерашней речи премьер-министр заявил, что стремится к конструктивному диалогу с Ближним Востоком в целом. «Основная часть ответа на иракский вопрос лежит не в самом Ираке, а за его пределами, в регионе в целом, где задействованы те же самые силы, и где находятся корни глобального терроризма», – добавил он. «Я называю это стратегией «всего Ближнего Востока». «По поводу изменения политики в отношении Сирии и Ирана существует серьезное заблуждение. Во-первых, эти две страны не во всем разделяют одинаковые интересы. И в любом случае, начинать нужно не с них».
«Вместо этого мы должны начать с Израиля и Палестины. Это ключевой вопрос. Затем мы должны добиться прогресса в Ливане. Нам следует объединить всех умеренных арабов и мусульман в борьбе за мир в этих странах и Ираке. Мы должны оказать поддержку и проявить уважение к тем, кто разделяет умеренные и современные взгляды на исламскую веру, где бы ни проживали эти люди».

Однако надежды Блэра на диалог с Тегераном получили еще один удар после того, как вчера вечером президент Джордж Буш отверг замечание о том, что переговоры с Ираном – ключ к прекращению сопротивления в Ираке. Он заявил, что Ирану придется заплатить за продолжение работ по обогащению урана. «Это крайне серьезная часть «угрозы мировой безопасности»». Вчера вечером он более осмотрительно высказывался об Иране. «Говоря начистоту, они испытывают подлинный, пусть и неуместный страх перед тем, что США стремятся решить иранский вопрос силой. Это не так», – сообщил Блэр.

Иран уже отказался от предложенных США прямых переговоров (первых за 30 лет), если тот согласится с требованиями ООН заморозить программу по обогащению урана. Сейчас Иран использует «болевые точки» в регионе, чтобы расстроить планы Америки и Великобритании. «Поэтому они помогают наиболее радикальным элементам ХАМАС в Палестине, «Хезболла» в Ливане, боевикам-шиитам в Ираке», – сказал Блэр.

Он заявил, что Ирану предлагается четкая альтернатива: помочь в налаживании мирного процесса на Ближнем Востоке, вместо того чтобы препятствовать ему, прекратить поддержку терроризма и соблюдать международные обязательства, а не пренебрегать ими. «В этом случае возможны новые партнерские отношения, иначе Ирану придется столкнуться с последствием отказа: изоляцией», – заявил премьер-министр.

Перевод — «ИноПресса»

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам