Что за потерей Конгресса

Итак, контроль над обеими палатами американского Конгресса переходит от республиканцев к демократам. Такова новая политическая ситуация в США, определившаяся в результате недавних промежуточных выборов. Республиканцы, на поддержку которых опирался Буш, проиграли. Сказалась усталость американского общества от трех с половиной лет военных акций в Ираке.

Но, как отмечает газета «Washington Post», в мировых настроениях по итогам выборов в США тоже преобладает облегчение. «Для Европы, как и для значительной части остального мира, отвержение американскими избирателями политики, проводимой администрацией Буша, и последовавшая сразу же после выборов отставка министра обороны Дональда Рамсфельда подтвердили распространенное мнение, что президент Буш и его политика причинили больший ущерб имиджу США за рубежом и создали больше проблем в международных отношениях, чем при любом другом президенте США в недавней истории», – пишет эта газета. И в качестве примера приводит такой факт: фракция социалистов Европарламента – второй по величине политический блок этого законодательного органа объединенной Европы – назвала результаты американских выборов «началом конца шестилетнего кошмара всего мира».

Буш в явной растерянности, хотя публично пытается демонстрировать лучезарный оптимизм и даже чувство юмора. Но и народ юморит над президентом. Появился, к примеру, такой анекдот. Джордж Буш-старший сидит дома, смотрит по телевизору, как в новостийных программах то и дело появляются виднейшие представители победивших на выборах демократов, в том числе Хиллари Клинтон в сопровождении своего мужа, экс-президента США Билла Клинтона, слушает, как они беспощадно критикуют Буша-младшего за неудачные операции в Ираке, и, вздохнув, печально роняет: «Эх, сынок, лучше бы ты не влазил в эти авантюры, а сидел себе спокойно в Белом доме, стажерок соблазнял…»
Похоже, что это пожелание, ну, разумеется, в первой его части, где речь идет о «спокойном сидении», демократы поддержат и постараются взять под контроль дальнейшие внешнеполитические инициативы Буша-младшего. В таком контексте примечательно мнение влиятельной французской газеты «Le Figaro», которая, назвав американского министра обороны Рамсфельда «символом ужасов американского вторжения в Ирак», отмечает: «Отправив в отставку этого архитектора непопулярного конфликта, применив санкции против этой иконы неоконсерваторов, Джордж Буш показал, что он больше не верит в возможность сохранять прежний курс в Ираке».

Первыми дрогнули ближайшие союзники американцев по антисаддамовской коалиции. В минувшее воскресенье по британским информационным агентствам прошло сенсационное сообщение: министерство обороны Великобритании активно готовит план досрочного вывода своего воинского контингента из Ирака. Восемь тысяч расквартированных сегодня в Ираке солдат Ее Величества могут вернуться домой гораздо раньше, чем это предполагалось. Для их быстрейшей эвакуации будут арендованы гражданские самолеты и привлечены различные плавсредства. Аналитики не исключают, что в случае внезапного ухода из Ирака британцы вынуждены будут оставить в этой стране военного снаряжения и боевой техники почти на миллиард долларов.

Нетрудно спрогнозировать, какой ошеломляющий морально-психологический эффект может оказать такое поспешное бегство хорошо вооруженного восьмитысячного британского войска на многократно меньшие воинские контингенты десятков других государств. Ведь присутствие в Ираке их крохотных воинских подразделений, насчитывающих лишь по несколько десятков человек, было чисто символическим – чтобы иллюстрировать «широкую международную поддержку» антисаддамовской коалиции. В этой связи вспоминается еще один забавный анекдот – о том, как американцы еще в самом начале иракской эпопеи «подгребали» себе союзников. Приходит письмо президенту США Джорджу Бушу от президента Вануату Мурубабы Куру. «О, великий Джордж! Мой страна разделять твой позиция по Ирак. Мой страна готов выслать тебе 20 воинов. Их дубины не знать равных в бою. Взамен мы просим выслать наша страна $20. Очень хочется кушать. Спасибо, о великий вождь!». Буш ознакомился с текстом этого письма и говорит своим помощникам: «Передайте сообщение для прессы – нас поддержали уже 46 государств».

А если серьезно, то, конечно же, все государства, приславшие в Ирак контингенты сугубо символические, достаточно ясно понимают, что они поставят своих солдат перед опасностями не символическими, а весьма реальными, если британский контингент внезапно оголит «иракский фронт». Тут есть над чем задуматься…

И пока в столицах государств-«союзников» осмысливали эту новость из Лондона, тут и свежие депеши из Вашингтона подоспели. Лидеры Демократической партии США потребовали от президента Буша начать вывод американских войск из Ирака в течение ближайших четырех-шести месяцев. И хотя руководитель аппарата сотрудников Белого дома Джошуа Болтен заявляет, что «установление даты выхода из Ирака означало бы настоящую катастрофу для иракского народа», демократы весьма настойчивы в своих требованиях, и, по всей видимости, Белому дому придется уступить.

Сегодня в американскую политику приходят новые лица, которые, несомненно, попытаются оказать влияние на дальнейший внешнеполитический курс страны. Спикером Палаты Представителей в Конгрессе теперь будет 66-летняя американка итальянского происхождения Нэнси Пелоси, известная как один из самых яростных критиков президента. Г-жа Пелоси – далеко не новичок в политике. Она уже много лет является одним из самых ярких представителей лагеря демократов, и в свое время достаточно жестко критиковала Буша-старшего в бытность его президентом США. А в последние годы немало доставалось от нее и Бушу-младшему. В своих публичных выступлениях она то и дело называла его и «голым королем», и «некомпетентным», и даже «лгуном, опасным для страны».

И хотя теперь г-жа Пелоси заявляет, что на своем новом высоком посту в Конгрессе она намерена сотрудничать с президентом, никто не сомневается, что температура этого сотрудничества непременно будет зависеть от того, насколько позиция самого Буша по всем важнейшим вопросам будет учитывать позицию демократов. Так что Бушу придется приспосабливаться.
И первый достаточно красноречивый жест он уже сделал – отставка министра обороны Рамсфельда является его вынужденной уступкой демократам. Она же означает и начало новой политики в отношении Ирака.

Будущий новый министр обороны Роберт Гейтс, который уже назначен Бушем на эту должность и которому еще предстоит пройти процедуру утверждения Сенатом, – тоже давно известная и влиятельная личность в политике. В начале 90-х годов он возглавлял ЦРУ. А до этого важными ступеньками в его карьере были работа экспертом по вопросам СССР и Афганистана, затем должность ведущего советника в администрации президента Буша-старшего.

Нынешнему американскому президенту пришлось теперь обратиться к услугам этого политика, несмотря на то, что Гейтс является последовательным критиком политики Буша относительно Ирака и Ирана, а два года назад он отказался от предложения Буша возглавить национальную разведку США. Безусловно, Гейтс на посту министра обороны не будет просто безропотным исполнителем воли президента, он всегда будет жестко отстаивать свою собственную точку зрения. В связи с этим известный американский политолог Збигнев Бжезинский выразил надежду, что участие Гейтса в обсуждении политики администрации Буша внесет «долю рационализма, здравого смысла, уравновешенности и исторической перспективы».

Комитет Сената по международным отношениям возглавит Джозеф Биден, а соответствующий комитет Палаты Представителей возглавит Том Лантос. Это видные представители Демократической партии, причем первый из них даже рассматривается как вероятный кандидат на пост президента США на выборах 2008 года. Оба они, конечно же, попытаются и сумеют оказать свое влияние на определение дальнейшего внешнеполитического курса страны.

Аналитики предполагает, что демократы могут потребовать от президента усиления диалога с теми государствами, которые в нынешних раскладах Буша числятся «противниками США». Это прежде всего Иран, Северная Корея, Сирия. Бинден и Лантос неоднократно заявляли, что подход администрации Буша к работе с «противниками» делает американскую дипломатию неполноценной. По их мнению, Иран и Сирия – проблемные соседи Ирака, и неготовность Вашингтона к диалогу с Дамаском и Тегераном мешает положить конец насилию в Ираке. И первые свидетельства уступок со стороны Буша уже продемонстрированы. Белый дом дал понять, что не исключает возможности привлечения Ирана и Сирии к переговорам о будущем Ирака. Белый дом также предполагает начать многосторонние переговоры по иранской ядерной программе – но только в том случае, если Тегеран сначала приостановит обогащение урана.

А как может сказаться изменение политической ситуации в США на отношениях Вашингтона и Киева? Бывший министр иностранных дел Украины Константин Грищенко, который до своего министерского назначения длительное время (2000-2003) работал Чрезвычайным и Полномочным Послом Украины в США, считает: все зависит от того, насколько вообще эффективной будет внешняя политика Вашингтона. Сторонники Украины есть и в лагере республиканцев, и в лагере демократов. Важно не терять контактов как с теми, так и с другими. Что же касается известной мечты Буша увидеть Украину членом НАТО еще до конца его президентского срока в 2008 году, то, отвечая на вопрос, не отвлекут ли Буша возможные «трения» с демократами от этой его мечты, Константин Грищенко сказал так: «Прежде всего, нам самим нужно провести серьезную работу внутри страны, чтобы разобраться, что нам нужно в отношениях с НАТО и на каком этапе мы будем находиться в 2008 году».

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам