Умер "человек без лица"

Сегодня в возрасте 83 лет умер бывший глава службы внешней разведки ГДР (штази) Маркус Вольф. Он умер во сне в своей квартире в центре столицы Германии. Говорят, так уходят в иной мир люди, которых не мучает совесть. Вольф искренне верил в идеалы, которым служил несколько десятилетий, создав самую эффективную и циничную разведку мира. Он стал идеологом массового использования т.н. «метода Ромео» – восточногерманские агенты соблазняли и даже женились на секретаршах ради информации, из-за чего были разрушены сотни семей…
А самый лучший агент штази Гюнтер Гийом привел к крушению карьеры Вилли Бранта – единственного канцлера ФРГ, который поддерживал независимое развитие ГДР…

Биография

Маркус Вольф родился в 1923 году в городе Гехингене в семье известного немецкого драматурга еврейского происхождения Фридриха Вольфа. После прихода к власти Гитлера семья Вольфов переехала в Австрию, затем в Англию, а в 1934 году по приглашению советских писателей Всеволода Вишневского и Бориса Лавренева – в Москву и получила советское гражданство. Маркус успешно закончил среднюю специальную школу имени Либкнехта, где преподавание велось на немецком языке, и в 41-ом году поступил в Московский авиационный институт. Вольф-младший настолько хорошо говорил по-русски, что не все студенты знали о его происхождении, многие называли Маркуса Мишей и принимали за простого еврейского парня. Но простым он не был никогда.

История не знает точной даты, когда Маркус Вольф начал служить секретным службам. Есть версия, что это произошло в эвакуации. После начала войны семья была вынуждена эвакуироваться в Алма-Ату, затем в Казань. Как потомственному антифашисту и немцу по происхождению, предложили стать диверсантом. Он переехал в Башкирию и поступил курсантом в 101-ю школу Коминтерна, где готовили спецов по разведывательно-диверсионной работе в тылу врага. Правда, в тыл фашистов он так и не попал. В 1943 году Маркус Вольф вернулся в Москву, где работал радиожурналистом на антифашистском радио. Последний раз на публике будущий глава штази появился в ложе прессы, когда передавал новости с Нюрнбергского процесса.

После этого он исчез, официально работая в неком Институте внешнеэкономических исследований, который был предшественником внешней разведки ГДР. Там Маркус возглавил отдел по проникновению в западные спецслужбы. И, видимо, весьма преуспел в этом деле, так как уже в 1958 году его назначили первым заместителем министра госбезопасности и начальником Главного управления «А» – внешней разведки (штази). На этом посту он и провел все свои знаменитые операции и получил прозвища «Волк в тени» и «Человек без лица» до 1987 года, когда вышел в отставку. После падения Берлинской стены созданная Вольфом разведка была уничтожена. Архивы рассекретили. Сотрудников штази начали преследовать, многие покончили жизнь самоубийством. Вольф скрывался сначала в Австрии, затем в Москве. В августе 1991 года он вернулся в Германию и добровольно сдался полиции. В 1993 году его приговорили к шестилетнему заключению, однако вскоре приговор был заменен на условное наказание. Он вернулся в свою генеральскую квартиру и написал несколько книг. Первая – «Секреты русской кухни». Главный разведчик ГДР очень любил кулинарию и прекрасно готовил. В свободное от шпионажа время. Самая знаменитая книга – «Друзья не умирают». В ней Вольф рассказал о людях, с которыми работал – агентах и коллегах.

Операции

Среди наиболее громких операций, проведенных под руководством Маркуса Вольфа, – внедрение в аппарат НАТО экономиста Райнера Рупа, заброска на Запад Гюнтера Гийома, ставшего сотрудником аппарата канцлера Вилли Брандта, вербовка Адольфа Кантера – помощника Гельмута Коля и ведущего специалиста западногерманской разведки по СССР и странам Варшавского договора Габриелы Гаст и др. В своей книге он рассказал о женщине, которую много лет курировал лично, – агенте по кличке «Иоганна».

Эта женщина занимала пост помощника министра в правительстве Гельмута Коля и в течение 20 лет поставляла штази важнейшую информацию. Ее вывели из игры после того, как она случайно оставила сумку в такси, возвращаясь с явки: в сумке, правда, была ее фотография и кошелек с пятью тысячами марок. Она вернулась в ГДР в 1985 году, устроилась жить в небольшом городке под Берлином, рядом с дачей своего куратора. Его жена подружилась с «Иоганной»: две семьи ужинали вместе до самой смерти агентши.

Впрочем, из всех перечисленных выше супер-агентов самым выдающимся считали Гюнтера Гийома, который поставил крест на карьере Вилли Брандта. К слову, немцы сняли о Гийоме фильм, где его роль исполнил сын канцлера – Матиас Брандт. Судьба и роль в истории лучшего «птенца гнезда штази» неоднозначны.

Во время Второй мировой войны Вилли Брандт, сражавшийся на стороне антигитлеровской коалиции, прятался от гестапо в доме врача, который был отцом Гюнтера Гийома. В 1955 году Гийом-старший обратился «по старой дружбе» к Брандту, бывшему тогда правящим бургомистром Западного Берлина, и попросил помочь сыну бежать на Запад. Вилли согласился, и в 1956 году Гюнтер Гийом прибыл в ФРГ как политический эмигрант. Никто не догадывался, что он прошел курс разведподготовки в КГБ, имел офицерский чин в армии ГДР и был агентом штази.

Брандт устроил Гюнтера Гийома в аппарат Социал-демократической партии Германии (СДПГ), и он поднимался по служебной лестнице вместе со своим шефом. На сентябрьских выборах 1969 года социал-демократы завоевали в бундестаге большинство, и в октябре Брандт был избран канцлером, а стал его личным секретарем. Занимая эту должность, он получил доступ к большинству секретных планов и документов администрации Брандта, а также к материалам НАТО.

В апреле 1974 года Гюнтера Гийома арестовали по подозрению в шпионаже. Во время ареста Гийом поверг в шок западногерманских службистов, заявив: «Я офицер национальной народной армии ГДР и сотрудник министерства государственной безопасности. Прошу уважать меня как офицера». Это вылилось в международный политический скандал, который буквально смел Вилли Брандта с поста канцлера в мае 1974 года.

Гийома приговорили к 13 годам тюрьмы, его жена и соратница Кристель получила 8 лет «за государственную измену и шпионаж». В 1981 году Гюнтера Гийома обменяли на 8 западногерманских агентов, осужденных в ГДР (его жена Кристель была освобождена ранее в обмен на 6 разоблаченных агентов ФРГ). До ухода на пенсию Гийом преподавал в разведшколе «Штази». В апреле 1995 года немецкие газеты сообщили, что «Гюнтер Гийом скончался после долгой болезни в возрасте 68 лет».

Спустя много лет, когда архивы штази рассекретили, возникли сомнения в том, что Гийом был так эффективен и гениален, как о нем говорили. Возник даже термин «легенда Гийома». Специалисты высказывались, что миф о самом удачном внедрении века был придуман для того, чтобы возвысить достижение штази в глазах КГБ.

На самом деле Гийом отвечал за партийную работу Брандта и за связи его секретариата с социал-демократами. К каким-то особенным секретам у него доступа не было. Он сообщал, в основном, о внутрипартийных и межпартийных разногласиях и давал компромат на коллег. Из открытых архивов стало известно, что с 69-го по 74-й годы, на вершине своей карьеры в ведомстве федерального канцлера, Гюнтер Гийом передал связнику меньше трех десятков секретных документов и обзорных отчетов – в среднем по пять штук в год. При этом аналитики министерства госбезопасности ГДР не дали ни одному из этих документов оценку «очень ценный».

Кроме того, скандал, разразившийся после разоблачения гэдээровского шпиона, привел к отставке «проглядевшего» его Вилли Брандта. А ведь ни один из канцлеров ни до, ни после него не был таким горячим сторонником развития отношений с ГДР и с другими странами соцлагеря. То есть вся эта операция гэдээровской разведки, в конечном итоге, только повредила ГДР.

Да и сама по себе история его разоблачения показывает профессионализм скорее западно-немецкой контрразведки, чем штази. Как рассказал в одном из своих интервью Вольф, его подчиненные упустили важный момент – начальный период вывода Гийома – 56-й, 57-й, 58-й годы. «Он не занимался тогда никакой большой работой, работал у своей тещи. Мы, собственно, посылали его как резидента для взаимодействия с другими агентами. А мы в тот период пользовались шифром, полученным от советской службы. Посылали агентам односторонние радиограммы из Центра с указаниями, заданиями… Иногда использовали шифрограммы для поздравлений с праздниками, приятными датами. В деле Гийома пагубным оказался день рождения сына, с которым его поздравляли из центра», – говорил Маркус.

Прошло почти 20 лет, и работник западногерманской контрразведки, который знал, что существуют какие-то подозрения по поводу действующего в Социал-демократической партии агента с фамилией на букву «г», однажды обратился к своему коллеге из другого отдела. У того имелись разложенные по папкам расшифровки, но фамилия получателя еще не была установлена. Сравнили поздравления с датами рождения сына и жены Гийома. Тут все и стало ясно. В апреле 1973 года начальник ведомства по охране конституции уже знал точно: Гийом и его жена – агенты ГДР. И 29 мая 1973 года доложил об этом в присутствии начальника бюро Клауса Кинкеля своему министру Дитеру Геншеру. После этого Гийома еще год держали в советниках и задержали уже с секретными документами.

«Метод Ромео»

Самым гениальным изобретением Маркуса Вольфа стало использование как источников информации секретарш во «вражеских станах». Нельзя сказать, что этот прием блещет новизной. Но именно штази возвели его в ранг оперативной методики. В интервью газете «Комсомольская правда» 28 июня 1996 года Вольф впервые подробно рассказал об этой стороне деятельности штази. На вопрос «Действительно ли вы руководили подразделением «Ромео?» он ответил: «Никакого подразделения «Ромео», созданного для соблазнения немолодых секретарш романтическими красавцами, не было. Это легенда. Впрочем, я сам люблю легенды и должен признать, что доля истины в них есть. Сама жизнь привела нас к подобному методу. Давно известно, что информацию иногда проще получить не с помощью сложнейшей техники, а с помощью простого общения.

Чем может соблазнить мужчина мужчину, я не беру сексуальные наклонности? Выпивка, деньги, благородная идея… В любом из этих случаев нет прочного и надежного контакта: кто-то всегда может больше налить или больше заплатить. А женщины еще с древних времен использовались в разведывательных целях.

Мы решили сразу – никаких актрис и танцовщиц, они больше подходят для контрразведки. Нас интересовали скромные секретарши, шифровальщицы, работницы технических служб, – словом, те, кто на своих маленьких должностях все же имеет доступ к секретам и важным документам. Большинство этих женщин – без мужчин и без ухажеров, и даже без надежды ими когда-нибудь обзавестись.

А мы направляли в Западный Берлин молодых привлекательных мужчин: студентов, спортсменов… Ну, и говорили им, что между делом они вполне могли бы познакомиться с какими-нибудь интересными – с точки зрения разведки – женщинами.

Оказалось, что первые солидные успехи возникли именно от таких знакомств…».

Примечательно, что агенты иногда рассказывали своим любовницам и женам о своей нелегкой шпионской судьбе и просили помощи. Правда, почти всегда они пускали их по неверному следу, выдавая себя за английских агентов, например. Дамы, ошалевшие от счастья, соглашались помогать любимому, который убеждал их, что если не добудет нужную информацию, его отзовут или накажут.

О том, что подобные циничные методы разрушали судьбы людей, Маркус Вольф предпочитал не думать и не говорить. Напротив, он убеждал журналистов, что не все истории заканчивались трагично. «Есть много примеров, когда браки из служебных превращались в настоящие. Вот, например, секретарша почти всех генеральных секретарей Христианской демократической партии одновременно была членом западногерманской команды стенографисток для всемирных состязаний – то, что нужно для разведки. Когда она познакомилась с одним из наших «Ромео», то они влюбились друг в друга, пожениться не могли, но много лет жили вместе и конспиративно работали. Когда же эта пара оказалась на грани разоблачения, мы вывезли обоих в ГДР, устроили на работу, они наконец-то обзавелись детьми…», – рассказывал он в 1996 году.

Эффективность использования женщин для сбора информации была подтверждена еще и тем, что даже на суде и следствии бедные секретарши не сдавали своих возлюбленных. Как заметил в своей книге Вольф, «мужчины предают значительно чаще, чем женщины, и слабее держатся на допросах». В его памяти случаев женских предательств не запечатлелось.

P.S. Маркус Вольф, вне всяких сомнений, был одним из самых неординарных людей своего времени. Многие загадки он унес с собой. Никто так и не узнал, действительно ли штази натаскивали палестинских террористов по указанию КГБ, а затем сдавали их Израилю (в силу своего еврейского происхождения Вольф был неравнодушен к судьбе исторической родины) или это выдумка. Так же он не раскрыл и многих своих агентов. Даже в тот момент, когда ему угрожало пожизненное заключение. К слову, сам Вольф говорил, что до последнего, пока имел хоть какое-то влияние, пытался спасти бывших разведчиков. Он просил Горбачева дать канцлеру Гельмуту Колю список из тысячи фамилий сотрудников штази, которых нельзя трогать. Но «защитной грамоты» от Михаила Сергеевич так и не дождался. Хотя министр ведомства федерального канцлера, ближайший советник Коля Хорст Тельчик пишет в своих мемуарах, что именно этого и ждали от Горбачева на Западе. Поэтому в том, что Вольф умер в день падения Берлинской стены, тоже есть определенный символизм…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам