Как "Гов" и "Дер" в "фуук" играли

Вот и все: вслед за «оранжевой» сказкой украинской политики закончилась и сказка футбольная. Тоже украинская. И как всплеск народного возмущения на майданах явился последним напоминанием зарождающегося гражданского общества, так и выступление футбольной сборной Украины на Чемпионате мира-2006 стал последним «ау-у-у!» всего украинского футбола на мировой арене. Все, дальше пустота, злобное плевание ядовитой слюной во все стороны при виде потуг так называемых «украинских футболистов» что-либо изобразить на поле и безнадега.

Все, дальше пустота, злобное плевание ядовитой слюной во все стороны при виде потуг так называемых «украинских футболистов» что-либо изобразить на поле и безнадега.

Если кто со мной не согласен, пусть вспомнит выступления донецкого «Шахтера» и киевского «Динамо» в турнире Лиги чемпионов, очередной тур которой завершился вчера – закономерным поражением киевлян в игре против французского «Лиона». И позавчера – тоже закономерной ничьей донетчан с испанской «Валенсией».

Как бы ни захлебывались проплаченным восторгом и криками типа «надежда еще есть!» киевские (по поводу пятиминутки возрождения «Динамо» с 77-й по 82-ю минуту матча) или донецкие (по поводу первого тайма игры) комментаторы, а два последних матча (как и все предыдущие) показали только один плюс. Действительно дарующий надежду. Это тот факт, что когда киевляне или донетчане начинают пытаться играть в современный футбол, то и у них получается не просто мешать другим, но и самим достигать определенных результатов. Например, двух ничьих «Шахтера» с уже упомянутой «Валенсией», а раньше с греческим «Олимпиакосом». Особенно если их соперники, слишком убаюканные своей силой и собственным откровенным преимуществом, начинают забывать, что футбол – это игра, спорт, где многое решает спортивная же злость, командный настрой, воля к победе, иногда с лихвой заменяющие индивидуальное мастерство. «Валенсия», так расслабившись, чуть не «влетела» в Донецке, когда окончательно не смогла перестроиться на нужный лад и показать свою силу «горнякам». А вот уже «Лион» играл с «Динамо» как сытый кот с глупой мышкой: как только серая начинала слишком уж борзеть (как в упомянутые выше минуты) и создавать угрозы воротам, кошак немедленно показывал, что ее место – под лавкой или в норе.

Но это сопротивление на равных в редкие минуты – потолок, максимум максиморум того, на что они – «Шахтер» и «Динамо» – сегодня способны. Потому что есть несколько взаимосвязанных причин, которые не позволят ни этому «Шахтеру», ни этому «Динамо» (особенно «Динамо»), ни какому-либо еще украинскому клубу играть на равных с кем-то, кроме несчастных соперников в украинском национальном чемпионате. Где-нибудь в Мухосранске Запердиловского района, где до сих пор местные команды тренируются на гаревых полях, и «Шахтер», и «Динамо» – это, конечно, команды, даже командищи. А вот в Европе или в играх с европейцами дома их же номинального уровня (например, чьей-то высшей лиги) представителей украинских клубов откровенно жалко. А на их игру противно смотреть. Так же, как гуманисту нестерпимо смотреть, например, на избиение младенцев более сильными дядьками.

Первая причина – это, как принято сейчас говорить, человеческий фактор. Нет или почти нет в Украине игроков такого уровня, которые собраны в европейских грандах. Селекционная политика клубов, предпочитающих собирать «звезд» по европейским и латиноамериканским помойкам, – ниже уровня городской канализации. Приобретения типа Клебера («Динамо») или Матузалема («Шахтер») – это, скорее, приятнейшее исключение, чем досадное правило. В принципе, несложно и догадаться, почему такое может происходить. Лично я просто уверен: командные селекционеры просто живут на откатах при покупке тех или иных игроков у тех или иных агентов. Главное – чтобы у агента был цветной ксерокс для изготовления сообщения из какой-нибудь «Правды Амазонии» или «Курьера Рио-де-Жанейрщины» о том, что «товар» – это будущая «звезда» такого уровня, что Пеле, оценивая себя в футболе, уже сейчас готов отказаться от своего славного прошлого. А поскольку хозяева клубов языков не знают, доверяют своим помощникам, то и покупают всякий «непотриб». Чтобы потом в баньке, с девочками, под пивко похвастаться: и у меня, мол, «экзот» играет. А то, что этот экзот или до этого играл только тряпичным мячом под пальмами, или был списан в Европе-Америке как травмированный, а значит, навсегда бесперспективный, становится ясно позже. Во время игр с «Валенсеий» и «Лионом», где, как, кстати, и в любом другом «гранде», тоже играют много легионеров. Но все смогли убедиться своими же глазами, ЧТО там за легионеры, и что у нас. Как говорят сексопатологи, «инструмент» один – размеры разные…

Вторая причина – это уже качество самих украинских игроков. Никакие деньги, никакие уговоры, угрозы и посулы не заставят игрока хорошо играть, если он а) не захочет этого под воздействием какой-либо удобоваримой для него же мотивации; б) просто физически не умеет играть на нормальном уровне. В этих двух случаях все зависит только от игрока. И можно 24 часа в сутки ругать динамовца Максима Шацких или «шахтера» Брандау за корявость игры, но если им не дано забивать так, как Шевченко, Роналдиньо или Кака, от Бога, то недостаток можно восполнить тяжелым трудом. Или не восполнить.

Выхода из такой ситуации есть только два: либо человек сам шлифует свое игровое мастерство до кровавого пота, либо остается на данном природой уровне, скатываясь все ниже и ниже с годами. Я не вижу другой причины неумения Щацких, например, принимать мяч, кроме его нежелания. Но он может думать по-другому. Особенно если его после всех подвигов продолжают держать во «флагмане украинского футбола». То же самое – и с Брандау, и с прочими горе-игрулями. Они были, есть и будут вечно «деревянными», потому что их никто не заставляет быть другими. Почему – неизвестно. Но тоже объяснение – не бином Ньютона: игрокам просто не стыдно за свою игру. Им не стыдно сравнивать себя с лучшими игроками мира. Им взападло даже подражать конкурентам и соперникам, глядя, как те их уделывают на поле в любом эпизоде. А совесть, как вы понимаете, у человека либо есть, либо ее нет, либо она уснула, убаюканная ее носителем…

Третья причина – это психологический климат в самих командах и вокруг них. Любая конструктивная и жесткая критика провалов наших команд в принципе невозможна. Потому что ее не воспринимает, прежде всего, руководство клубов, их хозяева. И ее не выдают «на гора» футбольные обозреватели, прикупленные и прикормленные либо тем, либо другим украинским «грандом». Если кто смотрел телевидение после всех матчей этой Лиги чемпионов, то не мог не заметить, что «прошахтерские» говоруны от футбола сдержанно, но радовались, что «Динамо» влетело по полной. А их «продинамовские» визави не скрывали радости по поводу проигрыша донетчан. Смотреть и слушать это было просто противно.

Особенно когда на экран выперся главный селекционер «Динамо» Йожеф Сабо и начал рассказывать, что если динамовцы, многие их которых найдены по миру им самим, напрягутся и выложатся, то все будет хорошо – порвут всех, как Тузик грелку. Но не порвали и не могли порвать, потому что а) особого желания нет; б) рвать нечем – нет того умения; в) зачем напрягаться, когда им и так неплохо. А то, что обе команды, напичканные непрофессиональным «интернационалом», опустили украинский футбол ниже плинтуса, вогнали в ступор миллионы украинских же болельщиков, вызвали шквал злорадного издевательства со стороны недоброжелателей, никого, похоже, не волнует.

И не будут игроки играть, если им все время петь дифирамбы. Не за подвиги футбольные, а за работу, за то, что они при таких зарплатах должны делать. Если же послушать наших комментаторов, то даже успешный прием мяча каким-нибудь Михаликом преподается как высочайшее достижение всего украинского футбола, как верность идеалам Лобановского, как прорыв Гагарина в космос… В таких условиях да, повторяю, при таких зарплатах, которым ничего не угрожает, игроки и «звездеют» не по дням или месяцам, а по часам. Не успел кто-либо из них обосноваться в «Шахтере» или «Динамо» (особенно в «Динамо» – по старой памяти), как человек начинает вести себя, будто ухватил бога за бороду или, как булгаковский Шарик, вытянул у Филипп Филиппыча счастливый билет…

Хотите пример? Их есть у меня. На матч с «Лионом» Флорин Чернат вышел в майке с надписью «Фло», а Александр Шовковский – с обозначением «СаШо». Так их, видите ли, называют в команде и величают болельщики, и они решили, что заслужили нечто большее, чем просто фамилия. А чего мелочиться? Вон же Эдсон Арантис ду Насименту назвал себя «Пеле», и ничего, прокатило и сейчас прокатывает. Но вы все сами видели, что это «Фло» делало на поле в игре с «Лионом»: ни одного нормального приема мяча, ни одной грамотной передачи, ни мысли, ни полета, ни напряжения, ни даже элементарного старания поднатужиться и помочь команде, что называется, «через не могу». Результат, как говорится, на табло. И точно так же играло и «СаШо», а помогали ему все остальные. И с тем же результатом…

…И если и дальше следовать логике таких вот сокращений, то я не удивлюсь, если в один прекрасный момент на поле в играх за украинские клубы выйдут игроки, у которых на майках будет написано «Гов», «Дер», «Но» и «Ьмо» (извините, что сокращение получается какое-то корейское), и будут они играть в «фуук» (футбол украинский). Впрочем, многие уже сейчас так и играют. Только, видимо, стесняются такие майки надевать. Потому что футбол они уже «профуукали»…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам