Новые старые министры

Виктору Януковичу стало еще комфортнее работать в правительстве – ушли министры, чуждые ему по менталитету, пришли те, с кем он уже работал и находил общий язык. Новый министр культуры Юрий Богуцкий работал в прежнем правительстве, и у Януковича с ним были отношения куда более теплые, чем с Лиховым. Что касается Александра Лавриновича, то он уже давно отвечал за ключевые вопросы в министерстве Кабмина, в первую очередь за кадровые назначения…
Культурные люди

Экс-директор Шевченковского заповедника Игорь Лиховой запомнился прессе… тем, что купался на Крещение в одной проруби с президентом. Других заметных достижений отыскать не удалось. И хотя накануне назначения о будущем министре из «музейной глубинки» отзывались как о добропорядочном и патриотичном человеке, на государственной культурной политике эти достоинства отразились мало. Да и сам имидж музейщика вскоре оказался несколько испорчен скандалом вокруг «каневских денег».

Напомню, что в прошлом году депутаты фракции «Регионов» направили запрос в Генеральную прокуратуру, в котором просили проверить информацию о возможной причастности министра культуры и туризма Игоря Лихового к коррупционным делам. Они ссылались на уголовное дело, которое Черкасская областная прокуратура возбудила против Лихового в период третьего тура президентской кампании 2004 года. Причем политическая подоплека этого уголовного дела не столь уж и убедительна, поскольку оно базировалось на материалах проверки использования бюджетных средств Шевченковского национального заповедника, проведенной областным УБЭПОм в апреле 2004 года. По информации заместителя прокурора Черкасской области Владимира Вегеры, следствие установило, что в декабре 2004 года руководство Шевченковского заповедника для демонтажа технического сооружения получило из государственного бюджета 136,8 тыс. грн. Но по назначению использовало только 4 тыс. грн. Остальные деньги руководство заповедника перечислило в Киев на счет корпорации «Укрреставрация». Правда, сам Игорь Лиховой говорил, что в то время эту должность занимал другой человек, а он судился за свою должность. Под техническим сооружением подразумевался… общественный туалет.

Сделав небольшое отступление, замечу, что туалет – единственное «культурное» дополнение к музею возле могилы Кобзаря, наполненному, на мой непрофессиональный взгляд, весьма убогими экспонатами. Во время нашей с друзьями поездки в Канев в глаза бросилось полное отсутствие выдумки и желания превратить культовое место в туристическую Мекку. Толпы канадских туристов сновали по парку, приглядываясь, на что потратить деньги, но не находили ничего подходящего, кроме одинокого столика с мороженым.

Мы же, уставшие от езды по ухабам, тоже были разочарованы отсутствием элементарного кафе, не говоря уже о возможности расположить на территории заповедника целый культурно-гастрономический городок в этническом стиле. Но даже не это поразило нас больше всего, а прибитая к памятнику «доска», из посеребренного картона со словами Кобзаря. Если уж на те весьма крупные частные и государственные вложения в музей нельзя было пристойную доску (взамен советской) изготовить, то, что говорить о патриотизме директора музея.

Впрочем, вернемся к нашей теме. Упомянутое выше обвинение относительно неправильного использования бюджетных денег – не единственное, звучавшее в адрес господина Лихового. По забавному стечению обстоятельств 22 января 2004 года тогдашний министр культуры и искусств Юрий Богуцкий уволил Игоря Лихового с должности генерального директора Шевченковского национального заповедника, за неосвоение 40% бюджетных средств, выделенных на подготовку торжеств по случаю 190-летия Тараса Шевченко. Однако 23 декабря 2004 года Апелляционный суд Черкасской области восстановил Игоря Лихового в должности, которую он занимал с 1989 года.

Короче говоря, от человека, который не проявил себя блестящим менеджером на посту директора, трудно было ждать незаурядных шагов на министерском поприще. Виктор Ющенко, настаивая на назначении Игоря Лихового, видел в нем прежде всего патриота и защитника украинского языка с культурным наследием вкупе, однако задачи министра лежат несколько в иной плоскости. Поэтому Лиховой, как и ожидал Ющенко, добросовестно генерировал национальные идеи, заявляя, что миссией Министерства культуры и туризма является раскрытие национального культурного наследства для каждого украинца и иностранца, но защитить свою позицию бюрократическими методами не умел или не хотел.

Он говорил о необходимости провести инвентаризацию памятников, но вскоре понял, что эта скучная работа не для творческого человека, и принялся проповедовать новую идею – создание Министерства национального наследия. Последняя проделка Лихового, которая переполнила чашу терпения Януковича, – это подготовка силами министерства президентского указа от 16 мая 2006 года «Об увековечении памяти выдающихся деятелей Украинской народной республики и Западно-Украинской народной республики». На основании этого указа министр возглавил организационный комитет по подготовке и организации всех мероприятий, связанных с 80-й годовщиной смерти Симона Петлюры. И настойчиво требовал установить в центре Киева памятник Симону Петлюре на пересечении Владимирской улицы и бульвара Тараса Шевченко до 1 декабря 2006 года.

В отличие от Лихового, Богуцкий – профессиональный менеджер, выходец из советской партийной школы. Все, кто с ним общался, называют его спокойным, корректным человеком. В свое время он попал в сложное положение, когда на выделенные из бюджета деньги Юрий Ильенко снял, мягко говоря, неоднозначную картину «Молитва за гетмана Мазепу». И когда критики начали «шпынять» создателей «шедевра» за порнографический уклон ленты, Богуцкий дипломатично говорил, что кинорежиссер имеет право на свою интерпретацию исторических личностей.

История с этим фильмом, думаю, надолго отбила у нового министра охоту поощрять корифеев украинского киноискусства бюджетными дотациями (на создание Мазепы из госбюджета Украины было выделено около $3 млн.). Поэтому эксперты говорят, что основной упор Юрий Петрович, как он сказал в одной из частных бесед, будет делать не столько на библиотеки, театры или музеи, сколько на создание условий для нормальной работы творческим людям. Он не будет придумывать сложные композиции для повышения налогообложения иностранных гастролеров. Не перекинет половину бюджета, отведенного министерству, на Батурин и не отодвинет на задний план вторую часть своих полномочий – туризм.

Правда, тут возникают свои сложности. Лиховому гораздо проще было найти общий язык с председателем парламентского комитета по культуре и духовности Владимиром Яворивским. Они одинаково мыслили и дискутировали лишь вокруг вопроса, кому дать больше денег – творческим «спилкам» или этнографическим заповедникам. И сейчас Владимир Александрович активно принялся за перераспределение «бюджета культуры» посредством замечаний и предложений от своего комитета. Но когда проект основного финансового документа на следующий год попадет в Кабмин, работать с Минфином будет уже не комитет, а Минкульт. И может оказаться, что те миллионы, которые комитет наметил забрать, например, у лесного хозяйства и отдать писательским союзам, достанутся кому-то другому.

Впрочем, БЮТ в любом случае не будет поддерживать закон о бюджете, поэтому возможный конфликт с комитетом на этом этапе на судьбу документа не повлияет. Другое дело, что Богуцкий – не соратник президента. Он относится к вопросам сохранения языка и поддержания культурных ценностей как к отдельному куску своей работы, но не как к цели жизни. При этом Минкульту по природе деятельности приходится согласовывать некоторые мероприятия с Секретариатом президента. Выйдет ли у них синхронизация – сказать сложно. Остается уповать на то, что министр, как сказано выше, человек спокойный и компромиссный. С ним довольно легко договориться.

Биографическая справка. Юрий Богуцкий родился 24 сентября 1952 года в Херсонской области. В 1975 году окончил Киевский государственный институт культуры. Прошел путь от режиссера Херсонского Дворца культуры текстильщиков (1975-1977 гг.) до инструктора отдела культуры Киевского горкомитета КПУ (1984-1988 гг.). 1988-1991 гг. – секретарь, второй секретарь Ленинского РК КПУ г. Киева. 1991-1992 гг. – замминистра культуры Украины. 1992-1994 гг. – помощник президента Украины по вопросам духовного возрождения. 1995-1997 гг. – советник премьер-министра Украины. С 1997-го по 1999 год – помощник премьер-министра Украины. С 1999 года – руководитель Управления по гуманитарным вопросам администрации президента Украины. С января 2001 года – руководитель главного управления администрации президента Украины по вопросам внутренней политики. С мая 2001 года – министр культуры и искусств Украины. Профессор. Заслуженный деятель искусств Украины.

Юридический аспект

Если Игорь Лиховой уходит в свой каневский заповедник, то Роману Зварычу придется довольствоваться партийным статусом или стать помощником одного из депутатов. Министр юстиции успел за время двух своих «каденций» поссориться с премьерами, под руководством которых он трудился. Скандал с Юлией Тимошенко вокруг реэкспорта нефти, думаю, пересказывать не стоит. Конфликтов с Януковичем, по слухам, было несколько, но достоянием широкой общественности стал последний. Накануне отставки, в ходе заседания Кабинета министров во время доклада главы правительства Роман Михайлович ответил на звонок и стал разговаривать по мобильному телефону. Выглядело это так: Янукович рассказывал о ситуации с бюджетом, а Зварыч в это время громко шептал что-то в трубку. Премьер сначала бросил в его сторону косой взгляд, потом прервал свою речь, сделал паузу и обратился к подчиненному: «Роман Михайлович, выйдите и поговорите за дверью. И телефон оставьте там, как и все это делают. Вы еще наговоритесь». Сам Зварыч главе правительства ничего не ответил, положил телефон в карман и остался сидеть на своем месте.

Согласно правилам, все министры и журналисты сдают мобильные телефоны охране при входе в зал заседаний правительства, после чего проходят через рамку металлоискателя. Однако для Зварыча охрана почему-то сделала исключение.

Произошедшее – лишь видимая часть айсберга противоречий, которые возникли между министром и премьером с самого начала их совместной работы. Не случайно, как сказано выше, все реальную оперативную работу по визированию и юстированию правительственных решений от Кабмина курировал Александр Лавринович. Занимая пост первого заместителя Анатолия Толстоухова, он, по сути, был куратором деятельности Минюста. И не только. Довольно быстро о Лавриновиче заговорили как о «главном юристе аппарата премьера». Он часто бывал в кабинете на 7-м этаже, прорабатывая с премьером и его людьми юридическую сторону многих ключевых шагов. В частности, именно Лавриновича называют соавтором конфликта между премьером и президентом с возвращенными указами, он же, говорят, подал озвученную Дмитрием Табачником идею контрассигнации.

Не случайно, как сплетничают знающие люди, на Лавриновича по заданию Секретариата начали собирать компромат. Но кроме истории с получением двух квартир (когда дети выросли, в трехкомнатной квартире семье стало тесно), ничего порочащего не накопали. Лично у Александра Владимировича нет бизнеса. Его сын Максим, несколько лет назад попавший в серьезную автокатастрофу, возглавляет юридическую фирму «Лавринович и партнеры», где младшим партнером является Валерия Лутковская, занимавшая должность замминистра юстиции. При необходимости фирма может обеспечить серьезное юридическое сопровождение любого проекта или судебного иска…

Биографическая справка. Александр Лавринович родился 28.06.1956 г. в г. Овруч Житомирской области. Окончил Киевский университет им. Т.Шевченко (1978), физик; аспирантуру Киевского политехнического института (1987); Национальную юридическую академию Украины им. Ярослава Мудрого (1998), «Правоведение», юрист. Трудовой путь выглядит так: 1978-1991 гг. – инженер, младший научный сотрудник, научный, старший научный сотрудник Института сверхтвердых материалов АНУ, 1981-1984 гг. – служба в армии (начальник радиолокационной станции), 1990-1992 гг. ~ старший преподаватель факультета химического машиностроения Киевского политехнического института. С 04.1991 г. – на профессиональной политической работе. 04-10.1992 г. – член Коллегии по вопросам научно-технической политики Государственной думы Украины. 1993 г. – стажировка в Конгрессе США и международной фундации избирательных систем; 1994 г. – в Институте Брукинса (Вашингтон). 1994-1998 гг. – народный депутат Верховной Рады Украины 2-го созыва. Член фракции НРУ. Заместитель председателя комитета по вопросам правовой политики и судебно-правовой реформы. 1998-10.2001 гг. – народный депутат Верховной Рады Украины 3-го созыва от НРУ. 24.07.2001-07.05.2002 – государственный секретарь Министерства юстиции Украины. 04.2002 гг. – избран народным депутатом Верховной Рады Украины 4-го созыва от блока Ющенко «Наша Украина». 05.2002-03.02.2005 гг. – министр юстиции Украины. С 09.08.2006 г. – первый заместитель министра Кабинета министров Украины – начальник управления правового обеспечения Секретариата Кабмина.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам