”Отходняк”

Сколько свободных министерских кресел сегодня осталось в правительстве? Пять? А вот и не угадали – один вернулся. Прямо как в бородатом анекдоте Армянского радио, которое спрашивает: «В комнате было пять кошек, две вышли, сколько животных осталось в помещении?». «Три», – отвечает наивный слушатель. «Неверно, – поправляет его АР, – четыре». «Но почему?» – нервничает математик. «Одна вернулась».

Аналогичная ситуация сложилась и в укороченном варианте правительства Януковича: с утра пятеро министров написали заявления об отставке в связи с переходом партии «Наша Украина» на оппозиционные баррикады. Назовем этих мужественных людей поименно: Игорь Лиховый (Минкульт), Юрий Павленко (СМС), Юрий Поляченко (Минздрав), Роман Зварыч (Минюст). Ну, тут понятно: президент открыто «послал» министров, прошедших по квоте «Нашей Украины», порекомендовав им соблюдать последовательность. Ха! Уж кто бы говорил… Но в этой компании оказался и беспартийный министр – по личной просьбе Ющенко, который, видимо, в горячке борьбы с правительством Януковича не понял, какими осложнениями чреват приход на пост главы МВД «донецкого» Михаила Джиги. Потом Ющенко кое-что вспомнил и попросил главного милиционера продолжать работу. «Это решение поддержано и премьер-министром. и председателем Верховной Рады», – отметил Луценко. Юрий Витальевич сообщил, что подал соответствующее заявление в Секретариат президента и спикеру о том, что в связи с «консенсусным решением президента, спикера и премьера» он хочет отозвать решение о своей отставке. «Я не собираюсь оставлять МВД вероятным недемократическим преемникам», – заявил шеф Министерства внутренних дел.

Кроме того, в КМ сохранились личные креатуры президента: глава внешнеполитического ведомства Борис Тарасюк и министр обороны Анатолий Гриценко. А что будут делать остальные? Есть несколько вариантов дальнейшей жизни экс-министров. Во-первых, у них еще остается люфт для маневра, поскольку премьер-министр дал им на определение 10 дней. За это время много чего может произойти. Например, съезд «Нашей Украины», который решит, что партия сохранит свой провластный статус. В оппозицию может уйти лишь группа партийных фанатов во главе с Романом Безсмертным. А все остальные спокойно присоединятся к антикризисной коалиции. Тем более что «закрепить» отставку «нашеукраинской четверки» должен парламент, проголосовав за их увольнение, а «регионалы», по признанию юриста ПР Елены Лукаш, пока не определились в этом вопросе. Думают вместе с регламентным комитетом. Именно он должен рекомендовать парламенту принять отставку оппозиционных министров, а депутаты проголосовать. Только в этом случае министры обзаведутся приставкой «экс» и будут свободны как ветер – мандаты им уже не вернут. Роман Зварыч, чувствую, будет особенно переживать по этому поводу, но, как говорится, на все Божья, то есть президентская воля. Назвался в свое время «нашеукраинцем» – иди в оппозицию.

В общем, в правительстве пока остались работать – за себя и того парня из «НУ» – всего 19 чиновников. Означает ли это начало правительственного кризиса? Очевидно, нет: на сегодняшней встрече с Верховным представителем ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности Хавьером Соланой премьер заявил о том, что претендентов на посты министров, подавших в отставку, выдвинет антикризисная коалиция, что отнюдь не скажется на стабильности работы Кабмина. «Правительство будет работать стабильно. Я в этом уверен», – подчеркнул Янукович. Действительно, о том, что у Партии регионов есть кандидатуры на все освобождающиеся в КМ места, было известно еще тогда, когда «Наша Украина» объявила о своем намерении сменить статус партии власти. Назывались даже конкретные имена: Елена Лукаш (министр юстиции), Владимир Сивкович (министр по чрезвычайным ситуациям), Юрий Богуцкий (министр культуры ), Михаил Джига (МВД), Виталий Хомутынник (министр по делам молодежи и спорта), Татьяна Бахтеева (министр здравоохранения). Но поскольку ПР является лишь частью антикризисной коалиции, ей придется «поделиться» с партнерами по АК – согласно пропорциональному представительству. В этом случае и коммунисты, и социалисты могут делегировать своих представителей в правительство. Однако коалиция все же заинтересована, чтобы министров от «Нашей Украины» в правительстве осталось как можно больше: дабы поровну с президентом, пока являющимся формальным лидером НСНУ, делить ответственность за происходящее сегодня в экономическом и внешнеполитическом поле. С другой стороны, и Ющенко нужна более серьезная опора в исполнительной власти, чем три силовых министра: они могут сдерживать, но не влиять. Каким будет обновленный Кабмин, сколько в нем будет «квотников» «НУ», расширится ли антикризисная коалиция? На все эти вопросы должен дать ответ субботний съезд партии Ющенко. Тут возможны варианты.

Первый: «Наша Украина» под влиянием Романа Безсмертного принимает решение уходить в окопы, а Ющенко «отрекается» от своей политической силы. В этом случае министрам-«нашеукраинцам» назад дороги нет. Они вместе с партией будут лишь горячими критиками правительства и его курса, постепенно пытаясь возвратить себе доверие избирателей и «сбросить» весь негатив за происходящее на действующую власть, в том числе и на президента. Освободившиеся вакансии в Кабмине заполнят коалицианты, и Виктор Андреевич окажется в еще более жестких тисках противостояния.

Второй: на съезде происходит раскол на радикальных и умеренных «нашеукраинцев». Первые – опять во главе с Безсмертным – уходят в оппозицию, формируют теневой КМ, вторые – присоединяются к антикризисной коалиции. В числе «благоразумных» могут оказаться и те, кто сегодня написал заявления о правительственной отставке. Таким образом, целостность правительства будет восстановлена.

Третий: в партии происходит «тихий переворот», в результате которого контроль за президентской силой получают новые фавориты Ющенко из числа сотрудников СП. «Наша Украина» отсиживается в оппозиции, в то время как новая команда президентских окруженцев пытается организовать ревизию политической реформы. В случае успеха мероприятия пропрезидентская сила возвращается во власть на белом коне. В случае неудачи – сами понимаете что.

Четвертый: после положенного десятидневного срока Виктор Федорович сам заполняет правительственные вакансии. У него есть на это полное конституционное право – благодаря политической реформе. «Я думаю, что уже в ближайшее время мы рассмотрим кандидатуры будущих министров», – сказал он. А как же 10 дней? Похоже, что в ПР так же, как и в «НУ» существуют две точки зрения на сотрудничество с партией Ющенко. Первая, радикально-премьерская: всех вон, берем власть в свои руки и диктуем правила игры. Реализация данного варианта означает продолжение курса на холодную войну между Ющенко и Януковичем. Президентская кампания-2004 будет продолжаться, пока кто-то один не получит всю полноту власти. Версия вторая: даем «нашеукраинцам» подумать, они ломаются, коалиция расширяется, сотрудничество с президентом формально продолжается…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам