Партийный курс

Этого дня ждали с нетерпением: во вторник партия власти «Наша Украина» обещала официально уведомить о своем новом статусе. До этого времени можно было строить предположения о том, хватит ли политической силы воли у партии Ющенко, чтобы пойти против своего почетного лидера и порвать все нити, связывающие «НУ» с широкой коалицией.

Все-таки, несмотря на заранее анонсированный переход в оппозицию, внутри самой партии не было единой точки зрения по вопросу присоединения к антикризисному большинству, да и министры, работающие в КМ по квоте пропрезидентской партии, продолжали оставаться на своих рабочих местах. Тем не менее, «разрыв» состоялся. Роман Петрович, бледный и решительный, вышел на трибуну ВР… Эмоций в его выступлении было мало: это не пассионарная Тимошенко. Глава Политсовета «НУ» сухо констатировал факты, вынудившие партию власти перейти в оппозиционный лагерь:

а) Несогласие «Нашей Украины» с внешней, внутренней, экономической политикой правительства. «Последние два месяца мы стали свидетелями того, как происходит ломка внутреннего и внешнего курса Украины», – сказал Безсмертный. По его словам, «разрушаются» процессы интеграции во Всемирную торговую организацию, остановлены программы сотрудничества Украина–ЕС.

б) «НУ» вышла из переговорного процесса. Наши министры покидают правительство». Сильно сказано: министры пока никуда не идут. Более того, до сих пор нет механизма их смещения. Так, глава Регламентного комитета ВР считает, что парламент не имеет никакого отношения к отставке «нашеукраинских» чиновников: это прерогатива исключительно премьер-министра, их прямого начальника. Противоположную точку зрения высказал депутат Руслан Князевич: по его мнению, министры должны написать заявления на имя спикера, и после рассмотрения их профильным комитетом парламент должен дать согласие на увольнение «оранжевых чиновников» с должности. В общем, пока конституционная реформа играет на руку кабминовским служащим: нет четко выписанной процедуры представителей «НУ», ее нужно либо обозначить в законе о КМ, либо внести дополнения в Основной закон.

Тем не менее, Роман Петрович уже набросал план оппозиционной жизни для НСНУ: озвучил идею создания оппозиционной конфедерации «Европейская Украина» – как способ создания альтернативной модели антикризисной коалиции. По его словам, основными формами деятельности конфедерации могли бы стать формирование альтернативной законодательной базы, создание оппозиционных правительства и правительственных комитетов, которые проводили бы мониторинг решений Кабинета министров и антикризисной коалиции. На самом деле, пока конфедерация – не способ противодействия Кабмину, а попытка разделить с БЮТ оппозиционное поле или даже переиграть Юлию Тимошенко, первой застолбившую оппозиционную площадку. По идее Романа Петровича конфедерация должна стать объединением и парламентских, и непарламентских партий, тогда как блок Юлии Тимошенко «работает» в основном в парламентском формате. Собственно говоря, между «НУ» и БЮТ уже было несколько знаковых столкновений: за право презентовать закон об отмене депутатских льгот и, самое главное, за пост теневого премьера, на который претендуют и Юлия Тимошенко, и Юрий Ехануров. А на подходе схватка за кресло в президиуме: кто станет оппозиционным вице-спикером, Томенко или, может, представитель «Нашей Украины»?

Есть еще два проблемных момента, с которыми «Нашей Украине» придется что-то делать: это деньги и Николай Катеринчук, председатель Политисполкома партии. Дело в том, что спонсоры «НУ» прекратили финансирование партии. Логика их действий понятна: бизнесмены не собираются проплачивать коммерчески неперспективный проект. А пока «НУ» является именно убыточным предприятием: непонятно, останется ли Ющенко лидером партии, где будут министры-«нашеукраинцы» и т.п. В пезультате нехватки финансового ресурса стали, по словам Катеринчука, как карточные домики рушиться региональные организации, уходить люди… Дошло до того, что экс-премьер Юрий Ехануров из собственных средств оплатил включение главного штабного телефона, молчавшего почти неделю – по причине неуплаты он был отключен.

В штабе «НУ», впрочем, не скрывают, что проблема финансового голода партии существует: для исправления положения «Наша Украина» намерена брать кредиты и рассчитываться с работающими на нее людьми и структурами, как это делается в Европе. Все честно, прозрачно, никаких «чемоданов с наличкой», одни голые банковские счета. Правда, очень бы хотелось посмотреть на банк, готовый выдать заем партии Ющенко. Уж точно это не будут АКБ «Надра» или «Приват»… Впрочем, если попробовать связать воедино заявления Николая Катеринчука о необходимости переизбрать руководство партии на ближайшем съезде 21 октября и финансовую «блокаду», устроенную партии власти ее спонсорами, то может сложиться впечатление, что эти группы действуют заодно. По крайней мере, цели у них общие: смена власти в «Нашей Украине». Кто может занять посты в новом руководстве «НУ»? Вариантов два: или это представители бизнес-крыла партии, вроде Петра Порошенко, или – Виктор Ющенко, президент Украины. По крайней мере, сегодня Катеринчук заявил журналистам, что хотел бы видеть Виктора Андреевича не почетным главой партии, а реальным лидером: «Я очень хотел бы, чтобы президент пришел на этот съезд, чтобы он отказался от своего статуса почетного председателя партии, а стал реальным лидером партии». По мнению депутата, в таком случае партия имела бы влияние на все, что происходит в стране, и на те решения, которые исходят от президента Украины. Кроме того, он считает, что в случае избрания Ющенко председателем НСНУ президент получил бы инструмент для осуществления своей программы, который был бы «максимально действенным».

Действительно, если «Наша Украина», руководимая Романом Безсмертным, осуществит план по переходу в оппозицию, то президент лишится своей главной политической опоры. Он мгновенно утратит влияние на парламент, оказавшись в зависимости от воли лидеров антикризисной коалиции – это раз. Второй момент: представители «Нашей Украины», занимающие посты в исполнительной власти (министры, губернаторы, главы местных администраций), по логике, должны будут уйти в отставку, тем самым лишив президента рычагов воздействия на исполнительную вертикаль. Правда, оппозиционно настроенные представители НСНУ утверждают, что в таком положении вещей, когда президент возглавляет страну, а его политическая сила живет оппозиционной жизнью, нет ничего противоестественного.

В качестве примера приводят европейский опыт, когда в 1995 году президентом Франции стал правый Жак Ширак, победивший социалиста Лионеля Жоспена. Торжество победы «вылилось» в роспуск парламента: президент так рассчитывал закрепить свои позиции и в законодательном собрании. Однако во время перевыборов французы отдали пальму первенства социалистам, и после выборов Ширак назначил премьер-министром левого Жоспена. В итоге, они пять лет работали в режиме «сожительства», и разногласия в работе преодолевали, хотя в Конституции Франции о способе «cohabitation» ничего не говорится. Аналогичная ситуация в свое время была и в Польше: при Александре Квасьневском работали и левые, и правые премьер-министры. Однако не факт, что в Украине эту модель «сожительства» удастся воспроизвести: все-таки европейские политики думают в первую очередь о своей стране и народе, а не о партиях, которые обеспечили им приход к власти.

Поэтому роль Николая Катеринчука сложно переоценить: он является той «ширмой», за которой ведутся переговоры о будущей судьбе партии. Она должна решиться на субботнем съезде, так что сегодняшний парламентский уход можно не принимать во внимание. Пока существуют две точки зрения на то, какой путь выберет «НУ».

Первая. Партия подтвердит свою готовность к другой жизни, и президент от нее официально откажется. Таким образом, он снимет с себя все обязательства перед «Нашей Украиной», но утратит собственную политическую платформу.

Вторая: Виктор Ющенко, наоборот, прибудет на съезд и выразит готовность в столь сложный момент лично взять в руки бразды правления «НУ». Тогда он лично будет формировать новый партийный курс, и, не исключено, заведет-таки «Нашу Украину» в широкую коалицию. Ведь, по мнению Катеринчука, полномочий президента в условиях парламентско-президентской республики «недостаточно, чтобы осуществить его программу». По словам депутата, президент фактически не имеет возможности влиять на экономический блок в стране, кроме приостановки постановлений Кабинета министров и отправления их в Конституционный суд. Имплантировав свою партию в коалицию, Ющенко свое влияние упрочит…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам