Жемчужина с тяжелым запахом

В последние выходные сентября в Украине состоялось нерядовое событие – 750-летие столицы Галичины, города Львова. Город Льва встретил на Дне рождения и своих граждан, и гостей теплом и щедростью, забавами на все вкусы… и огромными проблемами, о которых, конечно, старались не говорить. Изнанки праздника человеку, который приехал и уехал, не видно, но именно изнанка формирует мнение гостей Львова и определяет жизнь львовян. Поэтому принятие президентами Украины, Польши и Литвы декларации о создании Фонда содействия развитию Львова стало делом неслучайным.
Виктор Ющенко, Валдас Адамкус и Лех Качиньский, являя собой некий далекий отголосок славных времен Великого княжества Литовского, обратились к народам и главам тех стран, которые в свое время сделали вклад в становление культурных традиций Львова, а также к международным организациям, общественности, культурным деятелям, представителям бизнеса. Президенты призвали всех содействовать развитию и сохранению культурного наследия Львова, его архитектуры, выразив убежденность, что эта декларация сама по себе будет серьезным вкладом в развитие самобытности Львова в будущем.

Призыв самый общетеоретический, но что мы имеем реально? Львов, этот алмаз Восточной Европы, живой музей под открытым небом, сосредоточил в своих границах около 2000 исторических, архитектурных и культурных достопримечательностей. Но эти исторические ценности разваливаются на глазах. К празднику Киевом были выделены определенные деньги, на которые был вылизан центр Львова, – там переложили брусчатку, побелили-покрасили фасады. Но в стороне от центра все осталось в прежнем состоянии.

Как рассказал «Версиям» львовянин Станислав, еще этой весной на площади Рынок, этом многовековом центре общественной, экономической и культурной жизни города, стал проседать и рушиться дом. Жильцы успели выскочить, здание было частично разобрано и перестроено. Можно предполагать, что это единичный случай, но только до тех пор, пока не полюбопытствуешь, как выглядят старинные дома внутри.

Как говорится в обращении Общественного форума Львова, распространенного накануне праздника, «то, что вы увидите сегодня на площади Рынок, прилегающих к ней средневековых улочках, – это, к сожалению, не тот Львов, которым он должен был быть на самом деле, если бы им руководили настоящие патриоты города. Это скорее раскрашенная оболочка, к тому же нехарактерными Львову технологиями – забетонированной брусчаткой, фасадами, с которых сбита лепнина, пластиковыми окнами, дешевыми пластмассовыми фонарями».

Для любого такого города, как Львов, существенным источником прибыли являются туристы, это аксиома. Но вместо развития сферы услуг создаются президентские фонды. Процентов 90 туристов – это поляки, которые ездят в «свой» город поностальгировать по Великой Польше. Организованных тургрупп, например, из России здесь не встретишь, в том числе и потому, что от толерантного и вежливого Львова никак не отстанет дурная слава русофобства.

Потенциальная золотая жила в сфере туризма имеет тяжелый душок. Во Львове как не было общественных уборных, так и нет – на весь город их две или три, а хозяева и гости города ходят по своим неотложным делам в подворотни и парадные подъезды. Волшебный запах львовского кофе повсеместно соседствует с запахом мочи. На улицах очень тяжело найти мусорные урны.

Во всем историческом центре улицы едва освещены, и сейчас, когда темнеет рано, прогулки иностранных гостей (без карты, поскольку на иностранном языке они выпускаются в малых дозах) могут легко завершиться встречей с местными темными личностями. «Приехал к нам как-то профессор из Австрии на «Фольксвагене», привез по велению души для церкви компьютер в подарок. Зашел поздороваться, выходит, а машины нет. Львовянам было стыдно, – говорит Станислав. – А колеса ночью с машин откручивают постоянно».

Собственно говоря, проехать по Львову на четырех колесах вообще очень сложно. Количество личного автотранспорта сильно возросло, а узкие львовские улочки шире не стали. Плюс невеселое состояние дорог. В результате город может легко соревноваться по качеству пробок с Киевом, а быть пешеходом здесь не менее опасно, чем сапером.

Теперь представьте себе, что творилось во Львове во время праздника, когда центр был объявлен пешеходной зоной. Свидетелями первых симптомов транспортного коллапса львовяне были в течение нескольких дней, предшествовавших Дню города. Как сообщает «Львівська газета», из-за перекрытия проспекта Свобода от Оперы до этнографического музея, где разрекламированному Герту Гофу готовили сцену для светового шоу (чтобы маэстро мог увидеть образ, с которым работает), Львов превратился в столпотворение автомобилей.

Досталось им еще раз после праздника. По словам местных жителей, когда День города завершился, расходившаяся из центра нетрезвая толпа попортила много автомобилей, припаркованных на окрестных улицах. Пинали, прыгали на крышах. Но это к слову о пешеходах. Им ведь опять пришлось нелегко: на время торжеств из центра Львова убрали ряд маршрутных такси и изменили маршрут движения трамваев. Правда, ходил транспорт до часа ночи.

Пару слов о трамваях. Львов, как известно, стал родиной многих технических открытий и нововведений. Здесь был пущен в ход первый на территории Украины конный трамвай, а позже – первый электрический трамвай. Сегодня львовский парк трамваев насчитывает 172 единицы, и все подлежат списанию по возрасту. Последний новый трамвай город получил в 1988 году. Надо особо отметить, что Львов – один из четырех населенных пунктов в стране, где трамвай ходит по узкоколейной линии, и таких у нас нигде не выпускают. Выпускают на «Южмаше», под широкую колею, один трамвай – два миллиона гривен, на 700 тысяч дороже, чем в Чехии. Для своих же, для родных делаем…

Львов не может похвастаться огромным количеством хороших недорогих гостиниц. Если нужен комфорт и горячая вода, тогда есть «депутатские» отели, если все равно где спать – пожалуйте в советского типа клоповник. Из удобств – душ на этаже, графин без воды, обмылок на раковине и полотенце. Есть еще квартиры посуточно, но учтите, что воду во Львове дают три часа утром и три часа вечером. И каждый новый кандидат в мэры обещает решить эту проблему окончательно и бесповоротно.

Прошу понять меня правильно, перед нами не стоит цель очернить Львов, который я обожаю. Все эти примеры призваны показать одно: благие инициативы на самом высоком уровне выдвигаются наобум, без каких-либо попыток постигнуть глубинные причины той или иной проблемы. А в данном случае причиной проблемы является то, что, начиная еще с советских времен, для поддержания львовской архитектуры в нормальном состоянии не делалось ничего. И сейчас, призывая неизвестно каких бизнесменов и международную общественность спасать Львов, никто не пытается сделать простейшие вещи.

Посудите сами. Еще в пятницу иностранные гости с восторгом снимали живописную свалку львовских бездомных на бесплатной раздаче вкусных немецких сосисок. Говорят, в битве за пищу победила бывшая оперная певица, лишившаяся в аварии одной руки, и с тех пор бедующая по подворотням. На субботу и воскресенье все бомжи Львова были удалены неизвестно куда. Но потом они вернулись. И снова те, кто пройдет по улице Шота Руставели, смогут увидеть тетку, живущую прямо на улице, в куче барахла.

Все эти неприятные факты призывают нас задуматься о судьбе не только Львова, но и всех древних городов Украины. «Мы хотели бы, чтобы, отпраздновав, вы остались не только с воспоминаниями о развлечениях и достопримечательностях Львова, но и с мыслью о его драме. Мы хотели бы, чтобы каждый из вас привез впечатления о разном Львове в свои дома в самых далеких уголках Украины и мира, рассказал бы о них как можно большему кругу друзей и знакомых. Мы не имеем права потерять ни единого шанса на спасение нашей колыбели, и убеждены, что людское мнение и протест откроют шанс для победы здравого смысла», – заключает в своем обращении Общественный форум Львова.

Но давайте, руководствуясь здравым смыслом, отнесем создание президентского Фонда к шансам на спасение. Как заявил «Версиям» заместитель председателя Львовской облгосадминистрации Тарас Батенко, идея перспективного развития была озвучена еще до приезда Ющенко городским головой и губернатором. «Средств, выделенных из госбюджета, мало. Мы должны создать концепцию развития по примеру Кракова, который в следующем году тоже празднует 750 лет, но подобный фонд там создан 15 лет назад, – говорит Батенко. – Идея здесь в накоплении капитала, что позволяет облагораживать город не перед праздником, а постоянно, в течение многих лет. И поверьте, Краков гораздо лучше выглядит. А нам нужны хорошие реставраторы и солидарность общественного мнения в спасении того фонда, который входит в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО».

По словам губернаторского зампреда, этим необходимо заняться немедленно, иначе может встать вопрос об исключении Львова из списка ЮНЕСКО, за чем последует стремительное падение. Все остальное – это вопросы инфраструктуры, которые должны решать городские власти.

Только это, наверное, и есть глубинная проблема: чтобы остановить умирание Львова, все должно делаться в комплексе. Должно, но не делается. И поэтому возникает вопрос: кто же должен в итоге проявить политическую волю, кто кому должен дать пинка, чтобы, наконец, все делалось как нужно, принося пользу, чтобы большие руководители, действительно научились думать о людях и удобстве их жизни, а не о декларациях, оранжевых тортах и собственном паблисити? Древний Львов пьянит и очаровывает, он остается в сердце на всю жизнь. Но время работает против него. Против всех нас.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам