Лежать под танком

«Пятнадцать лет назад, когда меня впервые избирали лидером СПУ, тоже никто не хотел под этот танк ложиться»… Эти слова Мороза стали лейтмотивом второго этапа 12-го съезда Соцпартии, который проходил в субботу в ДК КПИ. Вообще-то центр культуры Национального технического университета «КПИ» традиционно являлся местом встреч помаранчевой команды Виктора Ющенко: именно здесь проходили все официальные мероприятия «Нашей Украины». И то, что в этот раз здесь «засели» социалисты, говорит, видимо, о том, что СПУ примеривается к роли партии власти…

Явно это нравится не всем, как внутри партии, так и за ее пределами. Так, накануне съезда ряды СПУ покинули 200 членов львовской городской организации – в знак протеста против сотрудничества Соцпартии с антикризисной коалицией. С другой стороны, и президент Виктор Ющенко не прислал традиционного поздравления своим бывшим союзникам по Майдану… Хотя, чего скрывать: многих партийцев откровенно мучает ностальгия по тем временам, когда СПУ была в оппозиции. Об этом открыто сказал в своем выступлении первый секретарь Соцпартии, руководитель парламентской фракции Василий Цушко: «Социалисты зря остались в то время во власти, поскольку, перейдя в оппозицию, могли получить на выборах 10% голосов и таким образом 40-60 парламентских мандатов». Вместо этого они «поменяли эти мандаты на амбиции шести членов партии», среди которых Цушко, в частности, назвал себя, бывшего губернатора Полтавской области Степана Бульбу, нынешнего министра науки и образования Станислава Николаенко, экс-главу аграрного ведомства Александра Баранивского, руководителя Фонда государственного имущества Валентину Семенюк.

Сам лидер СПУ в своем съездовском выступлении тоже отметил, что «до сих пор не до конца уверен в правильности решения остаться при власти после отставки правительства Юлии Тимошенко». По мнению Мороза, возможный переход в оппозицию в то время стал бы залогом успеха Соцпартии на выборах в парламент в 2006 году, поскольку в таком случае избирательная кампания СПУ была бы «привычной и понятной людям». В условиях проведения избирательной кампании на основе полярных принципов, подчеркнул главный социалист, «обыватель не принимал в расчет СПУ, потому что для одних мы были недостаточно патриотичными, для других недостаточно национальными».

Еще одной причиной поражения социалистов во время выборов-2006 (5% вместо ожидаемых 16%) называлась работа штабного руководства, хотя прямо фамилия товарища Винского не прозвучала. Не было его и на съезде партии, хотя некоторые журналисты пришли в субботу в ДК КПИ именно ради возможного скандала между экс-главой политсовета СПУ и ее лидером. Однако третьего по счету (после Натальи Витренко и Ивана Чижа) раскола в Соцпартии не произошло, что можно считать одним из достижений партии на данном этапе. Социалисты смогли обойти ту ловушку, в которую уже попала «Наша Украина», разделенная на несколько лагерей коалиционной ситуацией, и в которой вот-вот может оказаться БЮТ, члены которой не одобряют оппозиционный выбор леди Ю.

Понятно, что руководству СПУ стоило больших трудов «не клеймить позором» бывшего главу Политсовета, и тот факт, что они удержались от соблазна все свалить на одного Винского, говорит, по крайней мере, об адекватном восприятии действительности. Кроме того, отсутствие мстительности выгодно отличает СПУ, например, от «Нашей Украины» где все винят друг друга в допущенных ошибках и промахах. Социалисты же сумели подняться выше личных дрязг…

Кроме того, на съезде была предоставлена возможность «выпустить пар» всем недовольным. «Мини-бомбой» мероприятия стало выступление Геннадия Задирко, который зачитал заявление Винского двухмесячной давности: «Сегодня СПУ перестала быть демократической партией… идеология кучмизма олицетворяется в образе спикера и руководимой им политической силы». Часть зала выразила одобрение, часть – освистала выступающего, но, тем не менее, выход Задирко показал, что партия и ее лидер не боятся внутренней критики – для любой силы это плюс, а не минус.

Тем не менее, на осеннем этапе съезда обозначилось несколько проблем, без решений которых Соцпартия останется в ситуации, когда признание ее возможностей и заслуг будет зависеть исключительно от патовых отношений между «Нашей Украиной» и партией Регионов, к примеру.

Первая: коррекция идеологической вывески. Вопрос этот стоит на повестке дня лет десять, со времен закрепления в политикуме Компартии – уже тогда социалисты вынуждены были сдвигаться к центру, что бы не объяснять постоянно разницу между собой и КПУ. А с 1997-го года в выступлениях лидера социалистов Мороза все чаще звучат социал-демократические «нотки», и, кроме того, партия избавляется от откровенных радикалов. Свою тягу к социал-демократии партия подтверждает на выборах-98, создав левоцентристский блок, куда вошла социал-демократическая партия Юрия Буздугана. Более того, некоторые видные социалисты через четыре года, к следующим выборам, оказались именно под «крылом» СДПУ(о). Вообще же, существование партии объединенных эсдеков Виктора Медведчука было главным препятствием для продвижения социалистов к идеалам социал-демократии, однако сейчас, когда СДПУ(о) выбыла из списка политических фаворитов, эта ниша остается свободной. И Соцпартии не остается ничего другого, как последовательно ее осваивать, приучая постепенно свой электорат к изменению позиции. Разумеется, это приведет к небольшому оттоку последователей СПУ, однако новые, более широкие идеологические рамки позволят увеличить число адептов партии Мороза.

Недаром же на съезде Сан Саныч говорил о необходимости более активного сотрудничества с общественными организациями, профсоюзами, СМИ. Это возможно, если идеологическая линия социалистов не будет столь жесткой. Разумеется, придется поступиться принципами и пока непонятно, будут эти уступки в плюс или в минус. Первое испытание, которое предстоит пережить социалистам: повышение тарифов в ЖКХ. Лидер фракции БЮТ Юлия Тимошенко уже обвинила председателя Верховной Рады Александра Мороза в пособничестве повышению цен на жилищно-коммунальные услуги в регионах: по словам леди Ю, Мороз специально не подписывает постановление, которым парламент преодолел вето президента на закон об установлении моратория на повышение цен на жилищно-коммунальные услуги. В ответ Сан Саныч заявил, что тарифный вопрос не входит в сферу компетенции парламента: это дело местных властей. Мороз также добавил, что понимает с чем связаны выпады Юлии Владимировны: «сейчас оппозиция начнет шельмовать социалистов в вопросах соцзащиты…». Впрочем, данная проблема куда глубже, чем дискуссия о том, кто более «социалистичен» – БЮТ или СПУ. Юлия Тимошенко пытается рассорить парламент Мороза с правительством Януковича, и социалистам придется вырабатывать стратегию контрудара.

Второе: отношения с блоком Тимошенко. Глава СПУ на съезде публично признал, что политическая сила Юлии Владимировны заняла нишу социалистов во время избирательной кампании-2006: «Находясь во власти до того и будучи во власти до недавнего времени, она умело выстраивала кампанию, политически уничтожая президента и демонстрируя при этом любовь к нему». Теперь СПУ придется либо «выбивать» бютовцев со своих мест, либо отдать им часть собственного электорального поля и постепенно заполнять социал-демократическую нишу. Но в любом случае, острота противостояния между тимошенковцами и морозовцами в ближайшее время не снизится ни на градус. Юлия Владимировна немедленно отреагировала на новые социалистические вызовы: на съезде Сан Саныч заявил, что позиция БЮТ противоречит интересам общества и сравнил Юлию Тимошенко с туркменбаши. По словам Мороза, «БЮТ – это скорее ориентир на единоличную власть Юлии Владимировны, которая умеет «имиджовать», которая имеет харизму, но это скорее туркменский выбор». В ответ Тимошенко предложила все программы, в которых выступает спикер, помечать красным квадратиком: как недопустимые для просмотра детьми. Иными словами, место Кучмы, с которым всегда «воевал» Мороз, заняла лидер БЮТ. И Сан Санычу придется изобретать нечто большее, чем просто обвинения экс-премьера в авторитаризме и дороговизне костюмов.

Третье: отношения с властью и во власти. Александр Александрович в своей программной речи признал, что его партия не была готова к испытанию властью. В частности, некоторые однопартийцы Мороза придя в КМ утратили связь с Соцпартией. Фамилии названы не были, но и без слов все понятно… Кроме того, Мороз раскритиковал представителей СПУ, ушедших в исполнительную власть за то, что они не смогли на своих постах «популяризировать партию», не раскрыли избирателям глаза на новую СПУ за которую можно и нужно голосовать на парламентских выборах. Он подчеркнул, что члены СПУ должны переубедить общественность в том, что «социалисты у власти – это не аномалия, а факт, к которому общество должно отнестись, как к величине постоянной».

Итак, путь назад, в оппозицию, которая нравилась многим социалистам, закрыт. Страница этой части партийной жизни перевернута. СПУ придется приспосабливаться к роли провластной партии и уже на следующие выборы идти под другими лозунгами и с другими ресурсами. А раз так, то Соцпартии необходимо укреплять свои позиции и в представительской, и в исполнительной власти. Уже явно мало одного Станислава Николаенко в Минобразовании и Валентины Семенюк в Фонде госимущества. Вероятно, по этой причине Мороз намекнул, что если «Наша Украина» не войдет в коалицию, то вопрос о нахождении ее представителей в правительстве станет более чем актуальным. Понятно, что в случае перехода «НУ» в оппозицию освободившиеся министерские кресла вполне могут занять социалисты. Впрочем, сегодня представителям СПУ не столь важно количественное усиление, сколько имиджевое, поэтому для Соцпартии более привлекательным выглядит план присоединения к антикризисной коалиции партии Ющенко – тогда весь негатив от сотрудничества с «донецкими» сразу перейдет на » НУ».

Четвертое: кадры. Кадры остаются «слабым местом» любой партии и социалисты тут не исключение. Да и сам Мороз, среди причин поражения социалистов на выборах назвал и недостаток кадрового потенциала. По его словам, «это повлекло за собой увольнение в период избирательной кампании председателей обкомов, исключение из рядов партии откровенных функционеров», и в конце концов он вынужден был заменить собой весь избирательный штаб и лично заниматься стратегией выборов. То есть СПУ остается «партией одного человека», имя которому Александр Мороз. Сан Саныча на съезде вновь единогласно переизбрали председателем Соцпартии, но вот является ли это хорошим знаком для политической силы, у которой жизнь не заканчивается очередными выборами?

С другой стороны, СПУ попыталась отказаться от бюрократического кадрового подхода при формировании собственных органов управления. Мало кто обратил внимание на нынешний социалистический эксперимент, но в Политсовет СПУ выбрали людей, которые показали на выборах результат, а не любовь к лидеру и ненависть к врагу в виде политических оппонентов. Иными словами, появился внутренний стимул: доказал на месте свой профессионализм- имеешь право жить лучше. Регулярной партийной жизнью.
С другой стороны, необходимо время пока активный региональный «молодняк» подрастет, а пока в СПУ так и не выращено сильных игроков калибра Мороза. Сегодня только он лично способен «защитить» конституционную реформу на которую покушаются, как в БЮТ, так и в Секретариате президента Ющенко. Политреформа для Мороза и Соцпартии примерно то же самое, что для Ющенко и его «Нашей Украины» – идеалы Майдана. Это одновременно идеология, стратегия и большая пиар-акция, позволяющая поддерживать непрерывный интерес общества к данной теме. Ей нельзя дать угаснуть как минимум до старта новых парламентских выборов…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам