Крым без туристов: красота ищет новых жертв

В Крыму были все – от князя Владимира и легкой английской кавалерии, до немецко-фашистских оккупантов и президента Рузвельта. Князь Владимир взял Херсонес, а потом в нем крестился, оккупанты креститься не пожелали, а граждане СССР и того, что потом из него получилось, всегда ездили в Крым за незабываемыми впечатлениями. Но вот наступил тот момент, когда ездить уже не хотят: в этом году, кажется, впервые за время независимого существования полуостров провалил курортный сезон.
Правда, это если верить постоянному представителю президента в Крыму Геннадию Москалю. Но, с другой стороны, почему мы не должны ему верить? Тем более, когда есть цитаты из выступления бывшего вице-премьера правительства автономии, депутата Верховного Совета Крыма Владимира Казарина. «Мы провалили курортный сезон в Крыму, поскольку российские отдыхающие не поехали в этом году на полуостров», – сказал он, обвинив во всем «оранжевую» власть. А еще, по словам Казарина, из Крыма идет отток инвестиций.

Но вернемся к Москалю. «Если туристическая и курортно-оздоровительная отрасль является приоритетом, то, согласно данным, она работает на карман отдельных предпринимателей, а не на экономику Крыма в целом», – заявил непреклонный генерал.

А его помощники привели преинтереснейшие данные Главного управления статистики в АРК: в январе-августе убытки крымских предприятий торговли составили 26,4 млн. грн. Что касается гостиниц, то 44,4% из них заработали (на всех) 5 млн. грн., а у остальных убытки на сумму в четыре раза большую. Впрочем, убытки, как утверждают работники крымской статистики, везде – у баров, ресторанов, столовых и санаторно-курортных организаций. Поэтому Москаль предложил министру курортов и туризма АРК Владимиру Савельеву добровольно подать в отставку.

Савельев отказался: рано, мол, еще итоги подводить, семь месяцев не показатель, и девять тоже. Снижение пассажиропотока в Крым наблюдалось во время антинатовских бурлений в Феодосии и взрывов в Новобогдановке, но было некритичным, и цифры в процентах «не говорят о срыве курортного сезона, а говорят о том, что он состоялся, и состоялся очень и очень неплохо». И цены на билеты выросли совсем чуть-чуть.

Но цифры и официальные заявления чиновников все равно не перекрывают сердечного стука: таки да, провалили. Или были очень близко к этому, и в следующем году точно провалим. Нет-нет, народ продолжал исправно ездить, подставлять бока крымскому солнышку, а на поезда южного направления не было билетов на месяц вперед. Только показатель ли это при искусственно создаваемом дефиците на билеты и отсутствии у украинцев других мест для семейного отдыха? И потом, любой туристический бизнес жив, прежде всего, иностранцами. А они в Крым не спешат.

Два Крыма

Природа Крыма прекрасна. Нет, наверное, другого такого места на земле, где перед глазами твоими встает дикая, необузданная красота гор, моря, места, где каждый камень хранит в своей бесформенной голове сотни историй. Крым – это богатейшая археология, это таинственные гроты и пещеры, это останки древних городов и кораблей на морском дне, это пещерные монастыри.

Думаешь ли ты о всяких там барбадосах, когда спускаешься по тропинке к лазурной воде, и грудь твою распирает от желания вдохнуть все эти фитонциды, весь этот соленый аромат, все это бездонное небо? Нет, никогда. Ты думаешь о них, когда пытаешься жить, есть и развлекаться в Крыму.

В Крыму нет ничего. Точнее, там есть дороги, гостиницы, заведения общепита, аттракционы и лодки, музеи и памятники архитектуры. Но все это полуразрушено, брошено, не доведено до ума, сделано кое-как или еще не начиналось. В Крыму нет не только приличного аэропорта, там нет даже приморской железной дороги, связывающей основные курортные города южного побережья.

Конечно, есть очень дорогие заведения, есть казино и прогулки на белоснежных яхтах, но многие ли могут позволить себе это? Нет, конечно, нет, туристическую отрасль полуострова представляет скорее малый и средний бизнес, малые и средние кафе, малые и средние развлечения. А они именно такие, как описано выше.

Не вздумайте даже устроить себе экскурсию по Симферополю, столице Крыма, если не хотите знать, что такое полная противоположность величественной природе, и не пейте местного пива. Симферополь безобразен, это скопище усталой советской архитектуры с огромной привокзальной площадью, на которой можно легко познакомиться с местной милицией. Она тоже зарабатывает на туристах. Только любительский скалодром на окраине немного красит город.

По всем признакам настоящей столицей, городом, которым гордится каждый крымчанин (в основном русского происхождения) является Севастополь. Но город славы русских моряков, выдержавший две осады (на самом деле, не выдержавший), база героического Черноморского флота разочаровывает уже к концу дня. Городские пляжи бетонны и ступенчаты, музеи запущены до чрезвычайности, экспозиции скудны.

Главная гордость – панорама «Оборона Севастополя 1854-1855» – была создана еще при царизме, и с тех пор, кажется, больше ничего здесь создано не было. На Сапун-горе догнивает боевая техника. Прекрасный Херсонес с колоннами утомляет отсутствием прямых маршрутов транспорта к нему, там нет никаких указателей, элементарных табличек, объясняющих, что сейчас перед нами, но есть дикий пляж и мусорник на уникальном, охраняемом рельефе морского берега.

Легендарная бухта листригонов, воспетая Гомером, а после совершенно секретная база подводных лодок, район Севастополя Балаклава хороша лишь набережной, по которой можно прогуляться вперед и назад, озирая скалы над водой. Единственное приличное жилье там построили генуэзцы, но за многие сотни лет и его разрушили. Весь июнь ваша персона в Балаклаве никому, кроме дельфинов, не интересна: курортный сезон официально начинается с июля, а значит, на пляж нужно ходить пешком по скалам, спускаясь к воде по тропинкам горных козлов. Но и в июле, и в августе не ждите улыбок и расторопных официантов – это не принято нигде вообще.

Да, есть Ялта, есть Коктебель, есть Симеиз и Форос, там можно найти нечто яркое и фонтанирующее всеми красками жизни. Но все равно во всех местах Крым живет по принципу «от сезона до сезона», выкачивая из приезжих по максимуму, в расчете, что они все равно вернутся. Мороженое – семь гривен, бутылка воды – пять, билет на экскурсию по Севастопольской бухте – двадцать, грязновато-нафталиновая однокомнатная квартирка – 150 в сутки.

Да, люди возвращаются, их тянут фитонциды. Но за 15 лет от тесных, построенных явно не для людей санаторно-курортных комплексов советского типа, при таком отношении хозяев мало что осталось. В Крым так и не пришел, как в Турции и Египте, крупный инвестор, который мог бы построить в благостном субтропическом климате круглогодичные комплексы с крытыми бассейнами и прочими прелестями жизни. Нет условий для бизнеса, нет земли, нет налоговых льгот.

В Крыму мало где можно недорого поесть, не опасаясь за здоровье. Разве что у татар. А о выведении продуктов метаболизма лучше не говорить вообще: наверное, даже на галерах туалетные вопросы решались с большим комфортом. И ни в коем случае не смейте попасть в местные больницы!

Богатейшая история и памятники архитектуры в ближайшем рассмотрении оказываются пустым звуком, фантазиями грустных экскурсоводов. Даже ханский дворец в Бахчисарае, после всех переделок и перестроек, сделанных с 1787 года, уже больше новодел.

«Из Крыма, как из пыльного ковра, выбили всю историю. Остались следы. Мне попался рисунок средневековой Феодосии: прибрежный город, похожий на итальянский. Странным образом он совершенно не сохранился. Это одна из загадок Крыма. История так отутюжила Крым, что остались одни черепки и обломки», – точнее писателя Виктора Ерофеева не скажешь.

Своя чужая земля

В чем причина столь неразумного отношения, в первую очередь, к себе, к своему будущему? Наверное, в том, что, исходя слюной и криками в спорах «чей Крым», спорщики в итоге оставляют его ничьим. Спросите у любого русского в Крыму: он скажет вам, что это российская земля, российская история, «НАТО не пройдет», татарам не отдавать ничего, но и Украине тоже. Нет такой страны – Украина, откройте местные газеты. В этом они живут в унисон с Большим братом.

Но, продолжая политический разговор о «русскости» полуострова, об ошибке Хрущева и поддерживая в своих гражданах острую нелюбовь к татарскому населению вожделенной земли и жадности хохлов, ее не захапавших, Россия ничего не делает для ее преображения. Быть может, ей препятствуют ненавистные для крымчан «оранжевые», да только системой российской пропаганды делается все, чтобы перенаправить поток отдыхающих в свой Краснодарский край, в Сочи или на худой конец Новороссийск. Зато ликование по поводу того, как российские курсанты-десантники в Судаке сначала спровоцировали драку с татарами, а потом отбивались от численно превосходящего противника (с человеческими жертвами) вызвало у братского российского народа бурю восторга.

Украинцы убеждены в обратном – Крым неотъемлемая часть их страны, Россия со всеми своими историческими комплексами пусть отдыхает на Белом море, а татары, может, и плохие, но это наши татары. Поэтому их вместе с русскими заставляют учить украинский язык, а в школе татарские дети узнают из курса истории, как их предки резали и насиловали беззащитных украинцев.

Крымские татары хорошо организованы, знают, чего хотят, и добиваются этого. Крымские русские им противостоят, украинская власть безуспешно пытается их развести и установить свой порядок. Параллельно огромное количество людей разных национальностей и чинов борются за то, чтобы отхватить кусок земли в лучших местах, желательно бесплатно. Все при деле. А организацией досуга отдыхающих заниматься некому и некогда. Российский турист едет в Сочи, Болгарию и Турцию (как, впрочем, и приличный украинский), иностранный куда-то еще, и остается Крым «здравницей» местного значения. Из всех отдыхающих в этом сезоне 78% составили именно граждане Украины.

Не знают о нем в мире как о курорте, не слышна на улицах его городов иностранная речь, не выводят блестящие офицеры на прогулку по просторным набережным элегантных девиц. Офицеры потерты и худы, набережные узки, а девицы легко доступны любому нежадному прощелыге. И только дикая красота крымских гор и сияние моря неизменны своим великолепием на фоне общего убожества. Она ждет новых жертв.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам