Легитимизация К-реформы

Ну вот – страна и дождалась, что главные «верховные» ее деятели начали делить власть соответственно новым правилам. Причем делить не декларативно, на уровне клятв в вечной верности и любви к законам, а реально. Если хотите, чисто конкретно. Но в полном соответствии с Конституцией и законами. Премьер не признал правомочность семи указов президента, а президентские клевреты подняли визгливый хай – им запахло «государственным переворотом». Интересно, где они его нюхали…
Причин этого действа, подводных камней, взаимных непоняток, недоразумений и юридических несостыковок в его свершении может быть множество, но главный мотив один – выяснить-таки, кто в доме хозяин, сколько таких хозяев, и что каждый из них может делать самостоятельно. Президент Виктор Ющенко трудно свыкается с тем, что он уже не «мессия», и, науськиваемый все новыми и новыми «любыми друзями», пытается доказать, что главнее его как не было, так и нет. А Янукович говорит: нет, любезный, все не так, ты можешь, конечно, думать все, что угодно, но действовать отныне мы будем строго в рамках новых полномочий, обозначенных измененной Конституцией.

Я не знаю точно, что подвигло Януковича на такую верность Основному Закону, но думаю, что это – стремление не просто быть мальчиком для битья, которого может поучать любая шавка из президентского окружения, но и работать в строгом соответствии с предоставленными полномочиями и завяленными планами. Даже если эти планы кому-то и не нравятся на Банковой.

Суть дела проста, как угол дома. 21 сентября этого года, когда Янукович отправился в Брюссель убеждать Европу в том, что Украина – это центр континента, семь указов президента, изданных в августе-сентябре 2006 года, были возвращены из секретариата Кабинета министров в Секретариат президента без скрепления подписью премьер-министра. Это, в частности:

– Указ президента от 18 августа 2006 года №690 «Об увольнение Макухи с должности посла Украины в Японии»;

– Указ президента от 4 сентября 2006 года №773 «О назначение Олийныка послом Украины в Республике Сербия»;

– Указ президента от 11 сентября 2006 года №748 «О назначение Осташа послом Украины в Канаде»;

– Указ президента от 8 августа 2006 года №679 «О внесении изменений в сеть и количественный состав судей апелляционных судов»;

– Указ президента от 8 августа 2006 года №681 «О внесении изменений в сеть и количественный состав судей местных судов»;

– Указ президента от 31 августа 2006 года №729 «О внесении изменений в сеть и количественный состав судей местных судов»;

– Указ президента от 4 сентября 2006 года №730 «О ликвидации военного местного суда и внесение изменений в Указ президента от 30 августа 2001 года №769».

Первый замминистра Кабинета министров Александр Лавринович объяснил такой шаг просто: указы возвращены в президентскую канцелярию из-за нарушения конституционной процедуры их обнародования. Так как официальному обнародованию актов президента должна была предшествовать процедура их контрассигнации – скрепления актов главы государства подписями премьер-министра, а также министра, ответственного за указ и его выполнение. Эти автографы членов Кабмина и премьера должны предшествовать официальному обнародованию президентских указов и означать, что глава правительства тоже берет на себя юридическую и политическую ответственность за них. И будет их выполнять. А нет автографов – нет и выполнения и уж, тем более, ответственности. Таковы сегодня реалии вступившей в силу конституционной реформы (К-реформы).

«Нашеукраинцы» и прочие любители Ющенко из Секретариата президента, повторяю, немедленно взвинтили критический смерч и по очереди обвинили Януковича и его подчиненных в попытках совершить государственный переворот. Да-да, «Наша Украина» в своем спецзаявлении так и написала: «Горе-юристы» из правительственной канцелярии аргументировали свои антизаконные действия малознакомым украинцам понятием «контрассигнация». Этим специфическим юридическим термином пытаются прикрыть действия, которые по своим результатам приравниваются к антигосударственному перевороту».

Янукович же в Брюсселе добил пропрезидентских еще одним «фортелем». Он подтвердил свою и страны приверженность курсу на евроинтеграцию. А потом заявил, что поможет ему в этом… К-реформа. «Украина готова пройти тот путь, который приведет Украину к вступлению в Евросоюз. Такую возможность нам дают те изменения, которые происходят в Украине – это конституционная реформа», – сказал украинский премьер. И объяснил свою мысль: дескать, именно конституционная реформа создает модель ПРЕДСКАЗУЕМОГО сотрудничества между парламентом, правительством и президентом. И президент Ющенко только гарантирует выполнение внешнеполитического курса страны, который в новых (да и в старых, в принципе, тоже) условиях своими законами определяет Верховная Рада. «Парламент определяет и внутреннюю, и внешнюю политику», – подчеркнул Янукович. Это стало фактически легитимизацией конституционной реформы на самом высоком европейском уровне.

При этом он сказал милые европейцам слова о том, что Украина и при нем, при Януковиче, не будет вступать в таможенный союз с Россией. «Я хотел, чтобы мы не путали создание (Украиной) зоны свободной торговли с Россией и создание таможенного союза с Россией, – заявил Янукович после встречи с председателем Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу в четверг в Брюсселе. – Я неоднократно заявлял, что таможенный союз идет вразрез с Конституцией Украины, и мы никогда на это не пойдем».

Такая верность евроинтеграции и украинской Конституции произвела на европейцев должное впечатление. И не могла не произвести, потому что они сами находятся в сложнейшей ситуации. С одной стороны, они не хотят и говорить о членстве Украины в ЕС. Однако, с другой – им нужно, чтобы Украина постоянно клялась в верности европейскому курсу и просила приобщить ее к «европейским ценностям». Иначе собственные граждане могут не понять, почему это одних восточноевропейцев в ЕС принимают, а других игнорируют. Так уж у них, у двуличных европейцев, видимо, принято: политкорректность при посылании на фиг, но одновременно призывы к демократии.

А так после слов Януковича получилось, что и овцы (европейцы в их нежелании принимать Украину и украинцы в их полухотении «европеизироваться») целы, и волки (демократы всех мастей и оттенков, зависящие от общественного мнения) сыты. «Я аплодирую вашим действиям и хотел бы предложить максимальный уровень сотрудничества», – заявил президент Европарламента Хосе Борель. И пригласил Януковича выступить перед советом руководителей политических партий Европарламента.

И если Янукович сможет подавить идиосинкразию в отношении к себе европейских политиков, еще находящихся под впечатлением украинского Майдана (как символа демократизации страны), и на этом мероприятии, то легитимизация украинской К-реформы станет общепринятой.

А внутри Украины возвращение президентских указов – это тоже шаг к дальнейшему вступлению К-реформы в жизнь. Визгливые «нашеукраинцы» из тех, кто поумнее, попытались не только визжать о госперевороте, но и обратиться к Конституции: мол, она не позволяет премьеру так поступать с президентом, а значит, нужно обращаться в Конституционный суд. Там-де теперь есть свой глава – Иван Домбровский, его считают пропрезидентским, и он защитит «народного президента».

Лавринович, отсылая указы в президентский Секретариат, тоже мотивировал свой шаг ссылкой на статью 106 Конституции, в которой обозначены полномочия президента. Пунктов об этих полномочиях в статье много, но что же в ней сказано? А вот что: «Акты Президента Украины, изданные в рамках полномочий, предусмотренных пунктами 5, 18, 21, 23 этой статьи, СКРЕПЛЯЮТСЯ ПОДПИСЯМИ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА И МИНИСТРА, ОТВЕТСТВЕННОГО ЗА АКТ И ЕГО ВЫПОЛНЕНИЕ». Пункт 5 касается права президента назначать глав украинских дипмиссий за рубежом, а пункт 23 – права создавать суды в определенном законом порядке. ВСЕ, повторяю, ВСЕ отосланные правительством указы Ющенко касаются именно этих его полномочий, и, следовательно, ПОДПИСИ ПРЕМЬЕРА И ПРОФИЛЬНЫХ МИНИСТРОВ НА НИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ. Не было их, значит, до свидания: будьте добры, повторите процедуру их издания в соответствии с Конституцией. Конституционный суд, думаю, будет читать эту же статью Конституции, а значит, чтобы прочитать ее как-то по-иному, судьям понадобится недюжинное умение казуистически запутывать простые юридические выводы и толкования однозначно выписанных статей.

Есть тут и такой нюанс: президента подвели две вещи. Первая: указанная статья существовала и при президенте Леониде Кучме, и он успешно ее игнорировал, и сейчас пропрезидентские советники, видимо, решили повторить эту практику – авось проскочит. Вторая: расчет на получение дивидендов от указов. Ведь не зря президент самостоятельно издавал указы, касающиеся дипломатов и судей. Первые, получившие должность из рук главы государства, видимо, должны из чувства благодарности рассказывать за рубежом, какой он хороший. Ну а судьи, в частности, судьи Верховного суда Украины, те вообще в 2004 году сделали его президентом. Ведь избрала Ющенко только часть украинского народа, и, чтобы он воссел в желанное кресло, понадобилось судебное заседание в его пользу, а потом, в январе 2005 года, отказ рассматривать такие же иски от проигравшего соперника – Януковича. И Ющенко, видимо, и сейчас еще расплачивается с судьями за такую «услугу», доказывая параллельно, что их судьба зависит от президента и только от президента.

Но Янукович напомнил дипломатам и – это особенно важно! – судьям, что не только президент Ющенко – «мессия в хате», и что многое теперь зависит и от главы правительства. И напомнил: то, что было при Кучме и при «раннем» Ющенко, теперь не прокатит – К-реформа не позволяет.

Если же президентская сторона все же обратится в Конституционный суд, и тот будет трактовать статью 106 Основного Закона исключительно в пользу президента, то это будет означать, во-первых, продолжение политической войны с помощью судебной власти, которая уже сейчас мало кому подконтрольна и, в первую очередь, закону, который любой судья применяет, как хочет. То есть дальнейшее усиление судебной власти с одновременной ее дискредитацией будет продолжено. Во-вторых, станут еще более откровенными планы окружения президента относительно К-реформы. Получится, что он как хотел ее отменить и получить в свои руки всю полноту власти (как Кучма), так и сейчас этого же желает.

Вот и вся демократизация от «майданного демократа» и его услужливых, но готовых к нарушению любых законов приспешников. Это будет государственный переворот, а не желание премьера заставить главу страны жить по новой Конституции. Так что уже сейчас можно утверждать, что шаги Януковича по легитимизации конституционной реформы как внутри страны, так и за ее пределами очень и очень своевременны и логичны. И теперь остается ждать обращения пропрезидентских в суд и решения судей. А потом и отвечать на извечный вопрос «А судьи кто?»…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам