Судейская баллада

Вчера Конституционный Суд (КС), наконец-то, обзавелся головой, точнее – председателем. Иван Домбровский считается креатурой президента, хотя и прошел по квоте съезда судей Украины. Голосование длилось шесть часов, и его подробности не выносились в прессу. Эксперты полагают, что регионалы сделали неправильную ставку на Овчаренко и Головина, которые не располагали достаточной поддержкой коллег по КС, вследствие чего получен нелояльный к правительству председатель Конституционного суда…

Иван Домбровский родился 6 марта 1947 года в Одесской области. В 1975 году окончил юридический факультет Одесского государственного университета им. Мечникова. На протяжении 1971 – 1976 гг. работал нотариусом Кельменецкой государственной нотариальной конторы. В 1976 году он был избран народным судьей Сокирянского районного народного суда Черновицкой области, а в 1982 году – председателем Сторожинецкого районного суда этой же области. С 1991 по 1997 год работал судьей Черновицкого областного суда, а в марте 1997 года был избран судьей Верховного Суда Украины. В последние годы был секретарем палаты по гражданским делам Верховного Суда. Судьей КС Иван Домбровский был избран 4 ноября 2005 года на VII съезде судей. С 7 августа 2006 года, после приведения к присяге в Верховной раде, как самый старший по возрасту судья КС, согласно закону о Конституционном суде, исполнял обязанности его председателя.

Сразу после назначения Домбровского наблюдатели и политики вспомнили, что он, наряду с еще одним судьей КС – Анатолием Дидковским – дважды «отбирал победу» у Януковича в ходе президентских выборов. Первый раз – 3 декабря 2004 года в составе судейской коллегии под председательством Анатолия Яремы он проголосовал за решение, которым отменялись результаты второго тура президентских выборов, а Центральной избирательной комиссии поручалось назначить переголосование – тот самый третий тур, в ходе которого выиграл Виктор Ющенко. 20 января 2005 года почти тот же состав судей отклонил жалобу Виктора Януковича, в которой тот требовал признать нарушения в ходе третьего тура таковыми, что повлияли на результат волеизъявления граждан, и соответственно отменить результаты выборов.

Впрочем, особо значимой персональной роли Домбровского и Дидковского в принятии коллегиального решения нет. Судьи – тоже люди и хорошо чувствуют политическую конъюнктуру. Находись они в Донецке под синими флагами, их вердикт, может, и был бы другим. Но в Киеве, заполненном оранжевым духом и оранжевыми лентами, недалеко от многотысячного и многодневного митинга на Майдане другого решения Верховного Суда быть не могло. С другой стороны косвенные признаки указывают на то, что команда Виктора Ющенко сделала ставку на Домбровского, приняв во внимание его личные профессиональные качества и «евровзгляды». Были и другие причины выбора.

Во-первых, Домбровский – довольно известный судья, с колоссальным опытом работы и широким кругом «производственных связей» среди адвокатов. Его хорошо знает ключевой президентский юрист Николай Полуденный. К тому же он может служить мостиком между Конституционным и Верховным судами, таким образом консолидируя влияние на верхушку судейской ветви власти. Во-вторых, то, что он избран он съездом судей, а не по квоте президента или парламента, позиционирует его как независимую фигуру.

У Домбровского есть и другие преимущества перед судьями, избранными по президентской квоте: Владимир Кампо – ученый-теоретик, Дмитрий Лилак – судья-хозяйственник, Виктор Шишкин – политик радикального толка, Сюзанна Станик в прошлом министр юстиции, а министров судьи не жалуют. Поэтому на эти кандидатуры секретариат изначально даже не пытался сделать ставку.

Что касается парламентского «призыва», к которому относятся Анатолий Головин, Михаил Колос, Мария Маркуш, Вячеслав Овчаренко и Петр Стецюк, то из них только Петр Стецюк прошел по квоте «Нашей Украины» и то с большим трудом. Однако старший научный сотрудник Львовского национального университета имени Франко никак не «тянул» на главу КС. Двое других – Вячеслав Овчаренко (председатель Енакиевского городского суда) и Анатолий Головин (военный прокурор «донецкого происхождения») близки к регионалам. Михаил Колос, совмещавший должность завкафедрой специальных юридических дисциплин юридического факультета Национального университета «Острожская академия» с работой помощником-консультантом Александра Мороза, естественно, представляет СПУ. А Мария Маркуш – КПУ. Их политические симпатии очевидны.

По некоторым данным, первоначально выбор секретариата пал на судью с 4-летним стажем Павла Ткачука. В то же время сторона премьера якобы лоббировала сначала Овчаренко, потом Головина. В итоге судьи сошлись на фигуре Домбровского, благодаря чему КС наконец начнет свою работу после почти годичного перерыва.

Как сказал на сегодняшней встрече с Иваном Домбровским Виктор Ющенко «за время, пока суд не работал, накопилось чрезвычайно много вопросов. И Конституционный суд ожидает много работы сегодня, в переходный период, в который вступила Украина в связи с действием конституционной реформы…».

По всей видимости, намек касался обращения, которое в Конституционный суд подают депутаты от «Нашей Украины» с тем, чтобы снять проголосованный 4 августа 2006 года закон, запрещающий судьям КС проводить ревизию конституционных изменений. Если Конституционный суд признает закон неконституционным (а все к тому идет) будет открыт пусть призрачный, но все же легитимный путь к очередной корректировке новой Конституции.

Для журналистов Иван Домбровский может быть интересен тем, что в апреле прошлого года выступил докладчиком постановления пленума Верховного Суда исходя из практики рассмотрения дел по искам к средствам массовой информации. Именно Домбровский нередко подчеркивал факт существования устаревшего законодательства в сфере свободы слова и выступал за ограничение размера компенсации морального ущерба, нанесенного СМИ. Домбровский высказал убеждение в том, что размер компенсации должен устанавливаться судьей исходя из оценки реально нанесенного ущерба и финансовых возможностей конкретного СМИ. Он также рекомендовал журналистам чаще использовать международные нормы и практику европейских судов при разрешении вопросов в отношении масс-медиа, ссылаясь на них при разрешении конкретных судебных дел в Украине. Что характеризует нового главу КС как человека современно мыслящего и либерального в своих взглядах.

Теперь чтобы «закрепить успех» президентской стороне следует подумать о том, как подсобить коллеге Домбровского Анатолию Яреме возглавить Верховный Суд. После отставки Василия Маляренко, столь неудачно выбравшего для политической карьеры блок Литвина, судьба третьей ветви власти находится в руках судейского «вече». Среди называемых претендентов на пост главы ВСУ нынешний и.о. Петр Пилипчук, возглавлявший после «повышения» Маляренко палату по уголовным делам, Василий Онопенко и Виктор Кривенко – глава административной палаты. Анатолий Ярема числится среди этой когорты фаворитом, но не следует забывать, что голосование – это прежде всего математическая процедура, а в палате по уголовным делам судей гораздо больше, чем в остальных сегментах ВСУ. Поэтому победа Яремы зависит от успешного «выбивания» Пилипчука из обоймы потенциальных председателей. Сыграет ли психологическую роль назначение на КС коллеги Яремы Домбровского и в какую стороны (в «плюс» или в «минус») покажет время.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам