Приднестровье, Витренко и мировая геополитика

У лидера Прогрессивной социалистической партии Украины Наталии Витренко появилась вторая любимая страна после Кубы – Приднестровская молдавская республика, куда она вместе с соратниками была приглашена на референдум. Приднестровье – это непризнанность и борьба, вся политическая жизнь Витренко тоже, а потому ПМР и ПСПУ очень удачно соединились в пространстве и во времени. Как следствие, из Тирасполя на пресс-конференцию в агентстве «Интерфакс-Украина» Наталья Михайловна и ее заместитель Владимир Марченко прибыли одновременно в восторженных и расстроенных чувствах.

Восторженных потому, что, по словам прогрессистов, приднестровский «консультативный референдум о политическом самоопределении региона», на котором тамошний народ определял, как ему дальше жить и с кем объединяться, прошел исключительно демократично, организованно и прозрачно. Бюллетеней не воровали, результатов не фальсифицировали, процедуру утвердили по цепочке от «сходов граждан» до решения парламента, голосовали организованно и воодушевленно, в буфетах были коржики.

Примерно 97% проголосовавших решили оставаться независимыми и впоследствии «свободно присоединиться» к России. В Молдавию, а вместе с ней в Румынию, а потом всей гурьбой в ЕС и НАТО они не хотят. Сама непризнанная республика, по свидетельству Витренко, увеличивает прирост ВВП, имеет три государственных языка и эффективную власть, понимающую чаяния народа. Все это полностью удовлетворило прогрессивных социалистов.

Поводов же для расстройства у лидеров ПСПУ было примерно столько же, сколько и для радости. Баланс чувств! Но в качестве плавного перехода от плохого к хорошему они сначала прошлись по трусам-журналистам и по Партии регионов. Первым хозяева закрывают рот и заставляют замалчивать правду в лице Натальи Михайловны, напрасно раздавшей десятки интервью.

А представители ПР прямо на глазах прогрессистов рассказывали жителям Приднестровья, что Виктор Янукович решит все вопросы со снятием Украиной железнодорожной блокады и вообще сотворит общее благо. Хотя на самом же деле Партия регионов поддерживает НАТО и лжет не только своим избирателям, но и доверчивым гражданам ПМР. «Виктор Янукович ведет себя как трусливый заяц, пытается запутать следы. Курс Ющенко на втягивание Украины в НАТО он поддерживает, но, боясь, что их на Востоке Украины забьют палками, просто предлагает замедлить это продвижение», – безапелляционно заявила Витренко.

Но это не главное. Главное то, что в бюллетене референдума и близко не было вопроса о воссоединении с Украиной. «Мне, как гражданке Украины, было стыдно, – рассказала Наталия Михайловна. – Ведь после того, как Буш дал «домашнее задание» президенту Ющенко разобраться с Приднестровьем, демократией в Беларуси и помочь Саакашвили с Абхазией и Осетией, воля народа решила не стоять и не ждать. Они решили быть с Россией». Другими словами, Украина предала ПМР, предала украинцев, которые там живут, и руками своих пограничников потрошит тормозки, которые они везут детям-студентам в Одессу. «Американская подстилка», вот как, по мнению Витренко, называется наша страна, отказавшаяся признать приднестровский референдум.

Как называется мировое сообщество, также не признающее данное волеизъявление, на пресс-конференции ничего сказано не было. Но зато Владимиром Марченко был дан тонкий анализ международного права. Конечно, он упустил наличие Хельсинской декларации 1975 года, гарантировавшей неизменность границ в Европе, но рекомендовал всем почитать Устав ООН о праве наций на самоопределение и Международный пакт о гражданских и политических правах. В соответствии с этими документами решение о создании государства принимает народ и только народ. И международному сообществу его в этом нужно всячески поощрять, помогая строить свою независимость. В данном случае народ принял решение, и народ прав. Да, на пути Приднестровья к свободе стоит мировой жандарм США и его мерзкие прихлебатели. Но матушка-Россия не оставит своих малых детей. Вон, Жириновский так и сказал: Приднестровье – часть России.

И теперь, по данным прогрессистов, воодушевленные Осетия, Абхазия и Карабах сделают точно так же. Затем будет их радостное слияние с РФ и Белоруссией, новый союзный договор, в котором «американская подстилка» пролетает мимо кассы и униженно выпрашивает газ.

Таково мнение Наталии Витренко и Владимира Марченко, которое я изложил, переступив через журналистскую трусость и жестоких хозяев. Теперь позвольте изложить другую точку зрения.

Безусловно, нежелание Украины быть субъектом геополитического процесса и вести себя с ПМР сообразно своим интересам, а не согласно чужим установкам достойно осуждения. Особенно учитывая факт проживания в Приднестровье 200 тысяч украинцев и полускрытую агрессию по отношению к нам со стороны Румынии. Но в повестку дня все настойчивее проникает вопрос, сохранится ли сама Украина как единое государство, в каком геополитическом пространстве она будет существовать?

Стремление приднестровцев жить без Молдавии тоже вполне логично. Молдавия – это эфемерное образование без каких-либо перспектив на самостоятельность. Сейчас она полностью зависима от России, имеющей не только вакансии для молдавских строителей, но рычаги влияния на остатки молдавской экономики. Но при этом в обществе и политикуме Молдавии весьма популярна идея вхождения в состав «великой Румынии».

Последняя только «за», и этим летом президент Бэсэску заявил о будущем слиянии совершенно открыто. Так что темы «сохранения территориальной целостности Молдавии» по логике не существует. И посмотрите: в результате недавнего референдума в Черногории появилось новое государство, ставшее членом ООН. Грядет голосование и в Косово, после которого может образоваться еще одно признанное государство на Балканах. Вроде бы ПМР идет в общем русле. Это так.

Но все-таки немножечко не так. Все на свете, включая самих приднестровцев, понимали, что никакого признания по итогам референдума не будет. И как бы ни обидно могло быть Наталии Михайловне, матушка-Россия тоже не признала итогов приднестровского референдума юридически и вряд ли признает. Она признала его только политически. А слиться в экстазе братолюбия с ПМР Россия не сможет хотя бы по причине отсутствия единой границы.

Приднестровье провело пропагандистскую акцию, оно хотело получить мощный внутренний импульс для нового этапа своего непризнанного существования. Оно его получило. Как верно заметил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, референдум в Приднестровье явился «нормальной реакцией» на фактическую блокаду, от которой страдала экономика и жители этого региона. В связи с этим Кишиневу, Тирасполю и Евросоюзу следует вернуться к переговорам. А переговоры – это уже какое-то движение.

Референдум должен был напомнить ЕС и мировому сообществу вообще не только о Приднестровье, но и о его братьях по несчастью в других частях постсоветского пространства, в первую очередь, Южной Осетии и Абхазии. Вполне возможно, что прогрессивные социалисты правы, и вскоре референдумы, подобные приднестровскому, пройдут и там. Но финал будет примерно такой же. Да, с момента создания ООН в 1945 году и до сегодняшнего дня на политической карте мира появилось более 70 государств. Но между понятиями «родиться» и «стать человеком» целая пропасть. Преодолеть которую помогают только взрослые, и, конечно, деньги.

Пока была взрослая страна СССР, она за свои деньги вызволяла из-под колониального гнета братские африканские страны. Союз умер, и на волне изменения мира от биполярного к однополярному возник ряд новых стран в границах союзных республик. Мировой гегемон США некоторое время кроил карту сообразно своим интересам, пока не вошел в силу ЕС. Теперь изменения на Балканах идут уже по совместному сценарию Вашингтона и Брюсселя.

Между тем, в великие державы, к вершинам мировой политики рвется Россия. И у нее понемногу получается. Постсоветское пространство – сфера ее влияния, сфера ее интересов. Следовательно, судьба независимости и признания Приднестровья, как «братьев по несчастью», будет зависеть не от референдумов. Она будет зависеть от того, превратится ли в ближайшее время Россия в реального партнера ЕС и США, станет ли сценарий национально-территориального устройства писаться уже тремя авторами. Пока мнение Москвы в решении подобных вопросов Брюсселем и Вашингтоном учитывается, но без однозначного согласия. Единственное, в чем они согласны единодушно, так это в том, что нельзя допускать кровопролития. На данный момент этого более чем достаточно для жителей Украины, Молдавии и Приднестровья, и пока по-другому не будет. Как бы ни обидно могло быть Наталии Михайловне.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам