Ошибка Литвина


Валерий Пустовойтенко — это, как говорится, ходячий опыт. И в то же время он — кругом «экс». Бывший премьер-министр, в прошлом — лидерство в Народно-демократической партии и даже пост заммэра Киева. Однако с другой стороны, г-н Пустовойтенко сам себя «бывшим» не считает. Наоборот — он полон идей.

Валерий Павлович, как вы отреагировали на заявление экс-спикера Владимира Литвина, в котором он сравнил «Нашу Украину» с НДП и подчеркнул, что таков неизбежный конец всех партий власти? Вы с этим согласны?

— Владимир Михайлович в своем житомирском выступлении допустил как историк грубейшую ошибку. Уж ему-то надо знать историю партий Украины. Десять лет на политической сцене страны значимое место занимает НДП. Эта партия была активным участником всех процессов, происходивших в Украине, — прежде всего, объединительных. Конечно, для меня была неожиданной столь «смелая» параллель между НДП и НСНУ, проведенная экс-спикером. Логичнее было бы, чтобы он сравнил судьбы «Нашей Украины» и Народной партии, которую возглавляет. Как вы знаете, она появилась два года назад и благополучно исчезла со сцены, проиграв парламентские выборы… Я редко даю личностные оценки, но НДП — часть моей жизни, и потому хочу напомнить Литвину о том, как он вместе с Леонидом Кучмой старался уничтожить народных демократов, чтобы не допустить укрепления НДП как партии власти. Лично Владимир Литвин занимался деполитизацией органов исполнительной власти. Многих губернаторов, которые были членами Народно-демократической партии, вынудили положить на стол партбилет. Это было стратегической ошибкой: ну не могут политически безграмотные и безответственные люди работать в органах власти.

Еще хочу напомнить, что именно НДП стала инициатором создания блока «За единую Украину!», который возглавил Владимир Литвин. К сожалению, созданное нами в тот период большинство развалилось, и теперь, после парламентских выборов-2006, мы снова вернулись к тому, с чего начинали — к формированию большинства в Верховной Раде. Сегодня в НДП, как и в других партиях, царит недоумение: что делать? Власть всегда боролась с оппозицией, а оппозиция — с властью. Теперь они объединились, и непонятно, что делать другим политическим силам, против кого бороться? У общества сегодня нет идеологических установок, народ в растерянности… Это благоприятный момент для того, чтобы народные демократы предложили реализовать собственные программные установки.


Может быть, Литвин считает вас «конкурирующей фирмой», поэтому и решил «уничтожить»?

— Скорее всего, так оно и есть: лидер Народной партии видит в НДП серьезного соперника. А если учесть тот факт, что Владимир Литвин готовится участвовать в будущих президентских выборах, то ему, несомненно, надо формировать команду. И поэтому он начал «уничтожать» НДП. Точнее — продолжил, поскольку этот процесс начался еще перед выборами в ВР, когда от нашей партии «откололи» Олега Зарубинского, первого украинского космонавта Леонида Каденюка, ряд других известных фигур. Раскалывали, вместо того чтобы объединить две партии со схожими названиями и близкими идеологиями! Я лично предлагал Владимиру Михайловичу пост лидера НДП. Готов был «подвинуться» и дать ему возможность возглавить партию! Но он предпочел работать против НДП. Заодно уничтожил и Аграрную партию, пользовавшуюся популярностью. Могу утверждать, что сегодня в Украине осталось две идеологические структуры: КПУ и Народно-демократическая партия.

Помимо НДП, у Литвина и его силы есть и другие конкуренты: он уже начал «топить» «Нашу Украину», пару нелестных слов бросил в адрес Партии регионов, СПУ. Например, я лично приветствую созданную в парламенте коалицию. Думаю, что она не ситуативная и просуществует достаточно долго. Но это вовсе не означает, что у коалиции будет безоблачная жизнь… Тем, кто сегодня пришел во власть, надо помнить об электоральном опыте Кучмы, который в 1994-м набрал в Крыму 96%, а четыре года спустя, будучи при власти, еле-еле дотянул до отметки 50%.


Возможно ли расширение коалиции?

— На мой взгляд, резервы для этого есть. В первую очередь, расширение может состояться за счет представителей НСНУ и БЮТ. Та же депутатская группа Анатолия Кинаха в настоящее время активно ищет свое место, 15—20 депутатов собираются уйти от Юлии Тимошенко. Однако «сожительствовать» с коммунистами им идеологически очень трудно. Придется искать золотую середину: или оставить нынешнюю «тройку», или же найти форму присоединения лояльной части «Нашей Украины». В том, что НСНУ целиком войдет в коалицию, я верю слабо… Тем более что действенное парламентское большинство уже есть. В этой связи не могу не отметить мужественный шаг Президента Ющенко, подавшего на утверждение ВР кандидатуру Виктора Януковича. Если бы Виктор Андреевич этого не сделал, то правительство не было бы сформировано. Теперь же эффективность деятельности коалиции и Кабмина будет зависеть от того, сумеют ли они наладить совместную конструктивную работу. Если же КМ Януковича станет проводить политику Павла Лазаренко — «это все мое», — то последствия будут крайне негативными.


Сегодня уже очевидно, что двухпартийную систему реализовать не удастся. Может ли НДП занять нишу «третьей силы»?

— Вопрос о третьей силе сегодня актуален как никогда. Ее надо создавать, поскольку всегда должна быть альтернатива. И лидером третьей силы, на мой взгляд, должен стать не один политик, а группа людей с большим политическим и организационным опытом. Нельзя допустить, чтобы подобное объединение превратилось в зеркало для вождя, «подпорку» для его личных амбиций. Все знают, к чему приводит деление по партийному признаку. В период формирования блока «За единую Украину!» я предлагал отказаться от подобной практики. Меня не послушали и в результате проиграли все: Тигипко, Литвин, Пустовойтенко. Чтобы этого не произошло, необходимо учесть прошлые ошибки, создать мощное объединение с сильным коллегиальным руководством и проводить альтернативную политику, хотя бы на основе программы НДП. Мы готовы это сделать.


Кто, по-вашему, войдет в упомянутую группу товарищей?

— Не хочу пока называть имена — важен подход. Если он правильный, тогда не надо выбирать, с кем бороться. Вот кто сегодня против власти будет сражаться? Пока молчат…


Не все молчат: Юлия Тимошенко заявила о своей готовности стать центром объединенной оппозиции.

— Мы хотим не бороться, а способствовать стабилизации ситуации. Что касается Юлии Тимошенко, то она пока затихла. Вероятно, продумывает контрдействия, если ее фракция «поплывет», а это неизбежно. И «похудение» БЮТ наверняка ударит по имиджу лидера, по позиции самого блока. Поэтому нужно если не предупредить, то хотя бы минимизировать последствия. Хочу подчеркнуть — за время, оставшееся до президентских выборов, коалиция может стать мощной политической силой. Но все равно, рядом должна развиваться «третья сила»… Идея сама по себе крайне привлекательная, однако ее невозможно реализовать в одиночку. Вспомните, что случилось с Василием Гаврилюком и его партией «Третья сила».


Кто из народных демократов сегодня остался у власти?

— Практически никто. У нас есть депутаты районных и городских советов. Сергей Куницын возглавил Севастопольский горсовет, Борисов — Счетную палату Крыма. То есть члены НДП присутствуют во власти, в основном, на уровне среднего звена. Костяк есть, партия обновляется, у нее сильная молодежная организация. Я лично считаю, что «молодежке» вообще можно было бы передать в управление партию народных демократов. Чтобы на будущие выборы идти абсолютно новой командой. Я готов к радикальным изменениям в НДП.


А не получится ли так, как в Киевраде, в которую пришло много молодежи? Способны ли столь молодые люди, не имеющие надлежащего опыта и подготовки, управлять страной?

— Знаете, я считаю, что в случае с формированием столичной властной команды надо «копать» глубже. Теперь могу сказать, что во время столичных выборов существовал сговор трех политических сил: БЮТ, «Нашей Украины» и Блока Черновецкого. Они совместно «топили» соперников. Разговоры об этом открыто ведутся среди депутатов Киеврады — они не скрывают своих «заслуг». Что касается Черновецкого, то все, кто сегодня находится рядом с ним, попали во власть исключительно благодаря Леониду Михайловичу. Другой команды, кроме «золотой молодежи», у него нет. Приходится работать с теми, кто есть. Надо отметить, что партия Черновецкого входила в наш Народно-демократический блок. Но когда мы вплотную подошли к выборам, она отстранилась от ведения кампании и де-факто не работала. Итог вы знаете: команда Черновецкого победила, но что делать, они абсолютно не знают.

У киевской власти до сих пор нет структуры. Не утвержден план действий, не распределены полномочия. В таком хаосе невозможно работать. Неудивительно, что после моего ухода из столичной администрации уволился еще один профессионал — Иван Фоменко. Это опытный, знающий управленец. Однако у него не было возможности реализовать свои планы. А ведь впереди — зима… Но стратегические направления действий по подготовке к осенне-зимнему сезону не определены.

Да и в целом стратегического плана развития столицы не существует. У меня была мечта — провести реформу жилищно-коммунального хозяйства города, но ей уже не суждено сбыться. Сейчас на мое место назначен новый человек — Притыка. Он депутат городского совета, руководил компанией «Полиметаллы». Однако Притыка — предприниматель. Ему еще предстоит изучать модель управления городским хозяйством. И в других сферах ситуация не лучше. Чего стоят намерения забрать полномочия у администраций районов столицы и аккумулировать их в центре! Это же могила для жилищно-коммунального хозяйства! Не сможет город управлять Дарницей, Троещиной или Оболонью! Это исключительная сфера компетенции районов. Ни в коем случае нельзя передавать жилье из ведения районов в горжилуправление. Оно может быть «идеологическим центром» для формирования тарифной политики, содержания домов и так далее. А всем остальным должны заниматься районные власти. Я всегда ратовал за то, чтобы передать им максимум полномочий — они ближе к людям и способны лучше решить чисто житейские вопросы. Что с того, что я каждый день рассматривал по 500 жалоб и обращений? Мы физически не можем их удовлетворить — это обязанность районного руководства. У них есть и кадры, и опыт, и возможности. Сегодня можно сказать, что хоть Омельченко и поменяли на Черновецкого, система работы абсолютно не претерпела изменений.


И это основная причина вашего ухода из КГГА?

— Да. Тут не личные мотивы или обиды сработали. Просто подходы разные. Знаете, даже мои полномочия не были утверждены, хотя существовала предварительная договоренность. На деле же меня попытались превратить в мальчика «на побегушках», работающего по схеме: стой здесь — иди туда! Но, тем не менее, я благодарен всем, кто работал со мной. Это золотые люди, пахари…

Я считаю, что руководители столицы должны работать системно, а не подметать тротуары — для этого есть специальные службы. Необходимо провести реформы, что как раз и не было сделано. Поэтому сегодня в городе некому работать: многие кадровые вакансии не заполнены. Зато идет драка за «Киевводоканал», «Киевэнерго». А где позиция столичной власти, мэра? Не слышно и не видно, хотя люди требуют активного вмешательства киевского руководства. Почему «Киевгаз» или «Киевводоканал» должны быть банкротами и, в конечном счете, проданы по дешевке? Речь ведь идет о системе предоставления коммунальных услуг, ценах на них для всех киевлян. Тут надо брать пример с «Укртелекома»: получили услугу — сразу за нее рассчитались. Почему так не сделать по газу, воде, электроэнергии в Киеве? Надо данные вопросы отработать, а это не делается. Я дважды пытался уйти из КГГА. Мой вопрос рассматривался на заседании Кабмина. В первый раз я уступил просьбе премьера Юрия Еханурова, а второй — просто написал заявление об уходе и ушел. Здравомыслящему, компетентному человеку работать там просто невозможно.


В последнее время много говорится о том, каким должен быть закон о Кабинете министров. Ваше мнение по этому вопросу?

— Я уже изучил проект нового закона о КМ. В принципе, он конструктивный: все регламентируется Конституцией, учтены новые политические условия. Вы же посмотрите: сегодня комитеты ВР стали более сильными, чем министерства, которые им подотчетны. В частности, они имеют право вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность… Нынешний закон о Кабмине напоминает Регламент деятельности Верховной Рады, в котором четко расписаны процедуры, права и обязанности. На мой взгляд, еще необходимо принять отдельный закон о министерствах и ведомствах, о президенте, местных госадминистрациях. Тогда будет полный комплект документов, регулирующих деятельность органов власти. И, конечно же, необходимо довести до конца политическую реформу. Я имею в виду административно-территориальное усовершенствование. Во многих регионах сложилась ситуация, когда руководителем местной администрации является представитель одной политической силы, а большинство в местном совете контролируется другой политгруппировкой. И мы, чтобы этой конфликтности избежать, обязательно должны прийти к схеме, которая заложена во втором этапе политреформы: губернатора назначает президент, а облсоветы сами избирают председателя, который и формирует исполком. Иными словами, они будут отвечать за то, что творится на территории области. А администрация области и ее глава станут контролирующим органом. Но пока не надо с этим спешить. Следует дать новой власти возможность стабилизироваться, наладить работу, создать баланс. Полагаю, после того как Верховная Рада примет бюджет на следующий год и утвердит программу правительства, надо приступить к реализации этих положений конституционной реформы. И как раз задача третьей силы, людей, желающих создать этот блок, — способствовать углублению реформы.


Несмотря на то, что в КМ присутствуют представители разных политических сил, премьер каждого министра «подпирает» выходцами из Донецкого региона. Это нормальное явление? Как вы оцениваете персональный состав нового Кабмина и его работоспособность?

— Есть свои плюсы и свои минусы в том, чтобы везде расставлять собственные кадры. Это может быть опасно. Так в свое время делал Павел Лазаренко. С другой стороны, есть опыт российского президента Владимира Путина, который привел с собой питерскую команду и она второй срок в сложнейших условиях работает очень эффективно. Главное — профессиональная работа правительства и контроль со стороны коалиции. В парламенте есть устойчивое большинство, и оно через свои механизмы обязано контролировать деятельность правительства. Кстати, объединение «Третья сила» могло бы выполнять функции народного контроля за деятельностью Кабмина, всей действующей власти. Не бороться с ней, а именно контролировать.


Что будет с «женским лицом» НДП — Людмилой Супрун? Она останется, или вы новым людям передадите партию?

— Что значит передам? Я являюсь рядовым членом НДП. И пошел на это потому, что убежден в необходимости обновления партии. Считаю, что ряд областных организаций НДП должны последовать моему примеру: если они не сделают этого сейчас, то никогда не приведут новых людей в организацию. Что же касается Людмилы Супрун, то она сама должна определиться со своей позицией. Не имея позиции, все время будешь метаться между «умными и красивыми». Кроме того, решение по Супрун должен принять и политсовет партии… Она должна почувствовать себя самостоятельной «боевой единицей», принять решение о готовности участвовать в создании и работе объединения «Третья сила». Но для этого необходима политическая воля и гибкость. У нас же пока работает стереотип: ты у власти — вокруг аккумулируются люди, политические силы. Власти нет — и соратников становится заметно меньше. Я считаю, что будущее в политике за молодыми, амбициозными людьми, за новыми структурами. Всем мест в «Регионах» или НСНУ не хватит… Надо формировать что-то свое. Третью силу.


Вам делали предложение войти в правительство? Вы ощущаете свою востребованность?

— К сожалению, в нашей стране есть очень много невостребованных людей. Это не только меня касается. Надо иметь чувство собственного достоинства, гордости. Ходить и просить, чтобы куда-то взяли, — не мой стиль. Хотя чувствую, что мог бы еще работать. Будет место для меня в новой команде, последуют предложения — стану изучать, решать. Посмотрим. Но независимо от должности буду делать все для достижения в Украине политической стабильности, роста экономики.


Вы с Литвином после его «житомирского демарша» общались? Выяснили причину «наезда» на НДП?

— Нет, не общался. Правда, перед этим мы столкнулись в Конче-Заспе, на озере. Перебросились парой фраз… Никогда не думал, что Владимир Михайлович способен сказать такое в адрес НДП. Я не утверждаю, что всегда правильно строил работу НДП, но и не рассказываю о том, как «выбили» у нас Кушнарева, потом Плюща, Ефремова, Матвиенко, Гриневецкого. Такова была политика действующей власти: для нее невыгодно усиление народных демократов. Чтобы похожее больше не повторилось, надо создавать третью силу. Этот вопрос актуален как никогда. Да и до президентских выборов немного осталось…

Беседовали Ирина
Гаврилова, Владимир Скачко, Александр Юрчук

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам