Прийти, чтобы остаться

Виктору Януковичу предстоит очень сложная задача: реализовать лозунг «Мы пришли всерьез и надолго» в предкризисной ситуации и с командой, сформированной по типу кадрового винегрета. Тактическим инструментом должен стать ряд действий Кабмина, направленных на предотвращение наступающего кризиса. Стратегическим — повышение доходов населения, стабилизация бюджета, снижение налогов, пересмотр механизмов взимания и ставок НДС, реконструкция судебной системы. Главное, что может правительство, — заставить бизнес поверить, что оно продержится (с незначительными изменениями) до новых президентских выборов. Иначе не быть инвестициям, и, как следствие, успехам.

От предыдущего правительства Виктору Януковичу досталось несколько проблем, основные из которых — ослабление центральной власти, скрытая инфляция и высокие цены на энергоресурсы. Причиной ослабления власти были сугубо политические факторы.

Во-первых, после политреформы в стране исчез единый центр власти в лице президента с сильными полномочиями. А после выборов парламента упало влияние правительства на губернаторов, и губернаторов — на местную элиту. В результате вертикально-интегрированное управление экономикой за последние полгода было утрачено. Страна жила по законам инертного движения, в состоянии тотального саботажа. Низы старались «забюрокрачивать» и не выполнять поручения верхов, потому что не знали, кто придет завтра. Верхи в свою очередь ковали основы личного материального благополучия на случай отставки, а не управляли народным хозяйством. При этом пассивную позицию занимали правоохранительные органы. Высокое начальство ушло на больничные и разбежалось в отпуска. Исполнители притормозили реальную оперативную деятельность, пока станет ясно, кто победил.

Децентрализация власти усиливалась также тем, что восточные регионы занимали по отношению к центру позицию мнимого глухого, который делает вид, будто не слышит, что ему говорят. Крым был погружен в изгнание американских солдат. В Западной Украине готовились к новому Майдану и почти не работали.

Теперь Виктору Януковичу предстоит принять командование над всеми разношерстными и непокорными территориями и усмирять их ненасильственными методами. Главным из которых должна стать бюджетная политика, о чем мы скажем дальше.

Вторая реальность, с которой надо работать, — это высокие цены на газ и непрозрачная схема его поставок в Украину. Очевидно, что Александр Болкисев не задержится на посту главы «Нефтегаза», но даже его отставка не решит проблемы, что делать дальше с «РосУкрЭнерго». Вопрос существования посредника является ключевым для американцев, которые будут определять свою позицию по отношению к новому правительству по его первым шагам, и важным для россиян. В самой России отношение к «РосУкрЭнерго» неоднозначное. То, что документы о принадлежности компании Дмитрию Фирташу «засветила» газпромовская газета «Известия», говорит о многом. Болкисев «выписал» Москве некоторые авансы в части возобновления переговоров по газотранспортному консорциуму, что изначально предполагает вытеснение «РосУкрЭнерго» из схемы поставок туркменского газа. Однако с приходом Юрия Бойко все может измениться.

Конечно, можно предположить, что Бойко поступит так, как его попросят в «Газпроме». А там склонны постепенно выживать «РосУкрЭнерго» и переходить к «консорциумным схемам». Но можно также допустить и другое: «РосУкрЭнерго» получит в лице нового министра ТЭК защитника и лоббиста. В принципе, при желании довольно легко доказать, что «РосУкрЭнерго» — единственный шанс Украины обеспечить поставку туркменского газа на 25 лет вперед. Но вряд ли это убедит двух противников данной схемы: вице-премьера Андрея Клюева и первого вице-премьера Николая Азарова. Последний намерен инициировать масштабную проверку финансовой деятельности НАК, включающую ревизию взятых кредитов и пересмотр схем реализации природного газа. Для Азарова, как человека ответственного за доходы государства, была бы хорошим подспорьем продажа «Нефтегаза» по частям. Но Бойко это невыгодно. Клюев вряд ли может стать арбитром в такой ситуации. Окончательное решение по стратегическим вопросам (выгонять ли «РосУкрЭнерго», продавать ли «Нефтегаз», до какой степени углублять диалог с россиянами по ГТС) будет принимать Виктор Янукович. И для него эти вопросы могут иметь перспективное политическое значение.

Теперь что касается бюджетной политики. В руках опытнейшего профессионала — Николая Азарова она превращается в инструмент централизации разбалансированной, как сказано выше, власти. Регионы не смогут вести себя по отношению к правительству наплевательски, если, с одной стороны, поставить их финансирование в зависимость от поведения, а с другой — ввести жесткую налоговую дисциплину. То же касается и ведомств. Достаточно пригрозить, скажем, прокуратуре, МВД и СБУ урезанием бюджетных расходов на них, как роль «государева ока» за действиями новой власти может свестись до формального мониторинга текущих событий.

Очевидно, что довольно скоро Президенту придется уступить и относительно фигуры руководителя Государственной налоговой администрации Украины. Налоговую, формально подчиненную Минфину, отдадут в «кадровое распоряжение» правительства. Тогда Александра Киреева сменит жесткий по натуре руководитель Анатолий Брезвин (других вариантов нет). И за недобор налогов «полетят головы» как региональных руководителей налоговой, так и губернаторов.

также важная задача Азарова — составление толкового бюджета и ведение эффективной бюджетной политики: с одной стороны, максимально бездефицитной, с другой — в меру популистской. Без популизма не может укрепиться ни одно даже самое рационально мыслящее правительство.

Другое дело, что ориентированные на поддержку масс шаги не должны быть смертельными ранами для государственной казны. Поэтому на Азарове лежит еще и бремя поиска возможностей для таких решений. В частности, он уже сказал, что поручит соответствующим структурам проверку обоснованности повышения тарифов на газ для всех категорий населения. Резервы для этого есть: в настоящее время газ внутренней добычи смешивается в «коктейль» с импортируемым и по средней цене реализуется всем — промышленности и коммунальным службам. Это делается для того, чтобы удешевить его для предприятий. Но если допустить, что промышленникам предложат взамен какие-то льготы на модернизацию производства, они согласятся на незначительное подорожание (коль скоро оно понадобится). На вопрос «откуда брать льготы?» тоже есть ответ: например, путем перераспределения других послаблений. Тот же Азаров признает, что в 2005 году ряду предприятий списали налоговых долгов на общую сумму 6,6 млрд. грн. Сколько там было безнадежных, а сколько нет, может прояснить лишь серьезная проверка.

Наконец, для правительства жизненно важно принять правильные решения по главным внешнеэкономическим вопросам. Например, вступать ли в ВТО сейчас или подождать, на каких условиях (что еще можно выбить)? Скакать ли нам в обгон России или договариваться с ней? Эти темы должен тщательно проработать новый министр экономики Владимир Макуха. При этом он не имеет права на ошибку, потому что от точности экономических расчетов зависит успех стратегических шагов правительства.

На должность министра экономики бывший замминистра иностранных дел выбран не случайно. Макуха должен вместе с Азаровым наработать материалы по возрождению ЕЭП (или другой формы экономической интеграции с Россией), а также переключить на себя некоторые вопросы, которыми ранее занимался МИД. Причина этого очевидна: Януковичу нужно сделать все, чтобы диалог с Россией пошел легче. Задача в общем-то несложная при одном условии: если Тарасюк не подложит свинью. Думаю, премьер отдает себе отчет, что Борис Иванович не будет поддерживать политику правительства на сближение с Россией. Хотя бы потому, что уже много лет специализируется на подрыве отношений с северным соседом. И перед главой правительства стоит вопрос: как бюрократическими методами нейтрализовать Тарасюка?
По мнению политолога Виктора Небоженко, функцию нейтрализации Тарасюка будет выполнять Дмитрий Табачник. Вице-премьер по гуманитарным вопросам давно и упорно метит в МИД, но ввиду сложившихся обстоятельств не может туда попасть.

Вместе с тем и должность, и знание внешнеполитических вопросов позволит ему на каждый шаг Тарасюка, скажем, в сторону НАТО готовить ответный шаг антинатовского значения. То же по Европейскому союзу, ЕЭП и отношениям с американцами и Россией.

Однако реализовать упомянутые схемы без работающего как часовой механизм аппарата Янукович не сможет. В сущности, кабминовский аппарат может «съесть» любого премьера и лишить перспектив каждого министра. Аппарат невозможно победить. С ним можно или договориться, или держать в страхе. Это прямая обязанность министра Кабмина. Предыдущий министр — Богдан Буца успешно терроризировал тех должностных лиц, которые не вписывались в «оранжевый контекст». Перед Анатолием Толстоуховым стоит задача отделить зерна от плевел, надежных работников — от взяточников и саботажников, и дать им ровно столько задач, сколько они могут выполнить.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам