Дебабрата САХА: "Во многих отраслях сотрудничество только начинается"

С недавних пор Индия — особая страна в истории современной Украины. Ее бизнесмен щедрою рукой отвалил огромную сумму за украинское предприятие, что позволило киевскому режиму не только гордиться нашими стратегическими объектами, но и говорить о «самом большом приватизационном успехе со времен провозглашения независимости». Однако Индия могла бы в хорошем смысле этого слова поучить Украину и тому, как нужно поддерживать единство страны и использовать его для достижения поразительных экономических показателей. Причем завоевывать ведущее место в области высоких технологий и превращаться из «страны коров на улицах» в модерновое «государство компьютеров в офисах». Может Индия, признанная на планете как «самая большая демократия в мире», показать и то, как она налаживает со своими соседями отношения, отягощенные многочисленными войнами и непрекращающимися конфликтами. Контакты между Украиной и Индией переживали разные времена, в том числе и длительные периоды обид и взаимных претензий, подкрепленных непрофессионализмом переговорщиков из Киева, отдаленностью друг от друга, неповоротливостью чиновников из Дели, ориентирующихся по старой привычке на Москву. Однако Чрезвычайный и Полномочный Посол Индии в Украине г-н Дебабрата Саха уверен, что его страна поворачивается к Украине лицом.
Господин посол, как вы можете оценить перспективы и динамику развития экономических и политических контактов между Индией и Украиной? Наши отношения развиваются или находятся в состоянии стагнации?


— В общем-то, о наших отношениях можно говорить долго. Но прежде всего я хотел бы заметить, что индийско-украинские отношения начались задолго до обретения Украиной независимости и установления официальных дипломатических связей в январе 1992 года. Еще во времена Советского Союза мы наладили тесные контакты в сфере технологий и в области экономики. Возможно, в то время мы даже не понимали, что сотрудничаем именно с Украиной. А ведь наша сталелитейная промышленность была тогда основана, развилась и достигла успеха именно благодаря украинским инженерам и технологам. То же можно сказать и о нашей угледобывающей отрасли.

Еще я хотел бы упомянуть о наших торгово-экономических связях, потому что бизнес в наше время — один из основных факторов налаживания отношений между странами. Наш двусторонний товарооборот очень быстро увеличивается, особенно он возрос за последние два года. Например, в 2003 году он составлял $324 млн., а в 2005 году достиг $1 млрд. Так что, по-моему, цель, поставленная лидерами наших государств во время визита индийского президента в Украину в 2004 году, — достичь товарооборота в $5 млрд. — вполне реальна. Особенно если учитывать, что во многих экономических отраслях наше двустороннее сотрудничество только начинается. В основном Индия закупает в Украине металлопродукцию, а Украина у нас — лекарственные препараты. Однако Украина сильна, к примеру, и в сфере биотехнологий, а наша страна — в программном обеспечении, и мы должны исследовать возможности сотрудничества в этих областях. Кроме прочего, речь идет еще и том, что оба наших государства большие по территории и количеству населения. И это тоже является дополнительным фактором для того, чтобы искать взаимовыгодные перспективы сотрудничества. Что касается сугубо человеческих взаимоотношений, то я убедился в том, что украинцы очень интересуются Индией — ее культурой и искусством.


Не пугает ли индийский бизнес и ваших политиков возможная смена политического курса Украины? Мы имеем в виду назначение нового пророссийского правительства Виктора Януковича…


— На мой взгляд, ни правительству Индии, ни индийским бизнесменам, которые заинтересованы в совместном бизнесе с украинской стороной, совершенно не стоит беспокоиться по поводу каких-то изменений политического руководства Украины. За те 10 месяцев, которые провел в вашей стране, я понял, что г-н Янукович всегда занимался и будет заниматься развитием бизнеса. Поэтому считаю, что бизнес-интересы Украины при премьер-министре Януковиче будут защищены, и иностранным предпринимателям ничто угрожать не будет.


Индия сделала крупнейшую за всю историю Украины инвестицию, имеется в виду покупка «Криворожстали». Не опасается ли индийский бизнес, что в силу определенных причин или, возможно, реприватизации этого предприятия эта инвестиция, скажем так, будет неэффективно использоваться, то есть вы потеряете деньги?


— Честно говоря, мне бы не хотелось говорить от имени индийских предпринимателей, они могут сделать это и сами. Хочу только заметить, что когда бизнесмен делает инвестицию в таких масштабах, он обычно просчитывает все риски и принимает решение вложить большие деньги, будучи уверенным в стабильной работе предприятия и стабильном доходе.


Сейчас в мире во многих регионах неспокойно. Каковы на сегодняшний день индийско-пакистанские отношения, которые давно уже являются очень непростыми? Насколько удалось сгладить существующее противостояние? Возможен ли в этом районе какой-то новый геополитический конфликт?


— Начиная с 1947 года между Пакистаном и Индией произошло несколько войн, и с моей стороны было бы неверным делать вид, что сейчас Индия и Пакистан — дружественные страны. Но, тем не менее, наши государства ведут постоянный деятельный диалог. Вот, к примеру, в мае 2006 года встречались наши заместители министров обороны, чтобы обсудить конфликт вокруг ледника Сиачен, который находится высоко в горах. С 1984 года там несколько раз происходили столкновения между Индией и Пакистаном.

В 1972 году между нашими странами был подписан договор в городе Симла, в котором стороны обязались разрешать все конфликты путем двусторонних переговоров и других мирных средств. Кроме того, мы прилагаем массу усилий, чтобы наладить обыкновенное человеческое общение между жителями наших стран. Мы нормализовали автобусное и железнодорожное сообщение. Представители общественных организаций Пакистана и Индии регулярно встречаются и ищут пути выхода из существующего конфликта. Думаю, немаловажно для разрешения этой проблемы то, что мы говорим на одном языке и понимаем культуру друг друга. Принимая во внимание опыт Индии как миролюбивой страны, мы надеемся разрешить наши разногласия с Пакистаном, а также избежать любых конфликтов в будущем. Но, к сожалению, все достижения этого диалога отодвигаются назад террористическими актами, которые поддерживаются из-за границы, в частности недавним террористическим актом в Мумбаи. Сейчас индийские правоохранительные органы и спецслужбы настойчиво и тщательно расследуют это происшествие. И вынужден с сожалением констатировать: следствием была установлена связь между этим происшествием и террористической организацией, базирующейся на территории Пакистана. Президент Пакистана Первез Мушарраф заверил индийское руководство в том, что со своей стороны будет прилагать все усилия, чтобы помочь индийской стороне в расследовании данного инцидента. Но, к сожалению, наши многолетние страдания от террористов, которых поддерживают из-за границы, делают нас скептиками. Напряженность в отношениях сможет исчезнуть лишь в том случае, если будут полностью демонтированы все террористические базы за индийской границей и мы перестанем быть жертвами терроризма.


Недавно Индия произвела испытания ракеты нового поколения «Агни-3». Как вы считаете, это тоже является фактором, сдерживающим потенциальную агрессию Пакистана?


— Я бы не рассматривал эти испытания с такой точки зрения. За 60-летнюю историю своей независимости Индия зарекомендовала себя на международной арене как большой приверженец мира. Но для страны с такой большой территорией и населением более 1 млрд. человек очень важно обеспечить свою безопасность, ведь, как вы знаете, в нашем регионе многие государства обладают ядерным оружием. Так что Индия имеет в современном мире полное право владеть своей системой защиты, которая включает в себя и ракеты «Агни-3». Я бы еще хотел подчеркнуть тот факт, что, в отличие от ядерных программ соседних стран, наша ракетно-ядерная программа была разработана исключительно на нашей территории нашими гражданами.


Несколько лет назад украинско-индийские отношения были омрачены тем, что Украина поставила большую партию танков в Пакистан. Сейчас эта страница отношений перевернута или все равно существует определенная напряженность и угроза для Индии от того, что военное сотрудничество Украины и Пакистана будет продолжаться?


— Конечно, нас не обрадовал тот факт, что Украина поставила танки Пакистану, но мы прагматики и знаем, что историю нельзя заморозить навсегда. Естественно, нам бы не хотелось, чтобы в будущем Украина стала основным поставщиком оружия в Пакистан, и надеемся, что этого не случится. Ведь между Украиной и Индией существуют очень хорошие отношения и активное сотрудничество именно в области поставок военного оборудования из Украины. Могу сказать: да, мы перевернули эту страницу и закрыли тему.


Возможно ли сотрудничество Украины и Индии в космической области?


— Конечно, возможно. В Индии существует очень четкое разграничение между нашей военной ракетной программой и мирным освоением космоса. Кстати, Украина и Индия сотрудничают в этой области еще с начала 80-х годов, когда на орбиту был запущен индийский спутник совместно с космическим агентством из города Днепропетровска. А во время визита нашего президента в Украину уделялось очень большое внимание именно сотрудничеству между нашими странами в области гражданского освоения космоса.


Между индийской и украинской стороной обсуждался вопрос закупки наших больших транспортных самолетов, в частности Ан-70. Сейчас еще жив интерес к этому проекту?


— Да, мы давно и очень успешно работаем с предприятием Антонова, и Индия на сегодняшний день имеет наибольший флот — более ста — из антоновских самолетов за пределами бывшего Советского Союза. Что касается Ан-70, мы знаем, что этот самолет совместно разрабатывается Украиной и Россией, и планировалось подключить к этому проекту другие государства, в частности и Индию. Но сегодня Индия не является одной из сторон этого совместного проекта.


Насколько известно, недавно Индия закупила в России установку «Смерч». Каковы направления военного сотрудничества между Индией и Украиной? Существуют какие-то военные поставки?


— Я бы хотел прежде всего отметить, что существуют области военно-промышленного комплекса, в которых Украина очень сильна. Например, это производство военно-транспортных самолетов. Я знаю, что Украина производит самый большой в мире транспортный самолет «Руслан» — Ан-124 грузоподъемностью 150 тонн. Кроме того, Украина находится в числе мировых лидеров по производству газовых турбин, которые используются в основном для оснащения военных кораблей, но, кроме того, и для электростанций. Их производит предприятие «Заря-Машпроект» в Николаеве. Также украинское предприятие «Мотор Січ» является одним из крупнейших в мире по производству авиационных двигателей. К тому же оно не только производит и испытывает авиационные двигатели, но и помогает правильно эксплуатировать их и ремонтирует. К чему я веду? В современном мире, когда какое-либо государство нуждается в определенном специальном оборудовании, оно начинает искать возможности приобрести его как можно более высокого качества и за наиболее низкую цену. И с этой точки зрения у Украины есть и возможности, и немалый потенциал быть конкурентоспособной на мировом рынке. Так что индийско-украинское военно-промышленное сотрудничество зависит, в первую очередь, от того, насколько Украина сможет удовлетворить те запросы, которые есть на сегодняшний момент у индийских вооруженных сил.


Следующий вопрос — геополитический. В вашем регионе есть мощное государство — Китайская Народная Республика. Как складываются отношения между Индией и Китаем? Есть ли какие-то проблемы?


— Всем известно, что в 1962 году между Индией и Китаем вспыхнула война за приграничные территории. Но обе страны проявили зрелость в решении конфликта и пришли к необходимости решать любые спорные вопросы исключительно путем диалога. Вообще, мы не хотели бы отношения между нашими двумя странами делать заложниками этого приграничного спора. Поэтому, когда лидеры наших государств встречаются на самом высоком уровне, они не разрешают вопросу приграничных территорий быть главным в наших отношениях. И, по моему мнению, от того, что китайская и индийская стороны осознали необходимость мирного урегулирования, и Индия, и Китай только выиграли. На данный момент Китай — наш второй после Соединенных Штатов торговый партнер. И согласно прогнозам, в будущем станет нашим первым по объемам торговым партнером. Ожидается, что китайско-индийский товарооборот достигнет $100 млрд. Да, безусловно, между нами стоит нерешенная проблема приграничных территорий, но мы не позволяем ей влиять на наши отношения в других сферах, где мы можем сотрудничать с обоюдной пользой.


Мы задали такой вопрос, поскольку в прессе часто появляются сообщения о нападениях боевиков-маоистов в индийских штатах. Возможно, это свидетельствует о том, что ситуация обостряется?


— Индия — большая страна. И предоставляя свободу, которой наслаждается население, невозможно устранить изолированные «карманы» недовольных, устраивающих акты насилия в своих политических целях. Они задействованы в единичных нападениях на беззащитных людей — или в поездах, или в отдаленных селах. Но самое основное, я считаю, что Индия — это демократическое государство. Все свободны в высказывании своей точки зрения, вольны участвовать в свободном мирном диалоге. Индия — это большая страна, и такие единичные случаи насилия или несогласия с политикой правительства никогда не выльются в большой социальный взрыв или революцию.


Мы говорили о военных конфликтах, о поставках оружия, но есть одна мировая проблема, которая касается и Индии в том числе — это эпидемии, в частности птичий грипп, который распространяется по Азии. Насколько она затрагивает Индию? И поскольку у вас очень сильная фармацевтическая промышленность, работают ли ваши специалисты над разработкой вакцины от птичьего гриппа?


— Мне, безусловно, очень хотелось бы объявить о том, что наши ученые наконец-то нашли вакцину от птичьего гриппа. Но пока, к сожалению, ничего подобного сказать не могу. Кроме того, не нужно забывать, что птичий грипп — это больной вопрос не только Индии, Китая или еще какого-нибудь государства, это глобальная общемировая проблема. И я считаю, что кто бы ни нашел вакцину от этой болезни — будь то Украина, Индия или, к примеру, США, — выиграют от этого все. Сейчас, пока такой вакцины нет, все страны должны принимать необходимые меры предосторожности, поскольку очевидно, что последствия этой эпидемии могут быть катастрофическими. И, естественно, правительства всех стран, в том числе Индии и Украины, насколько мне известно, прилагают все усилия для соблюдения мер безопасности. Кроме прочего, в Индии проводится мониторинг, разрабатываются и осуществляются различные образовательные, обучающие программы среди индийского населения. Также мы просчитываем ситуацию в случае возникновения вспышки эпидемии птичьего гриппа среди индийцев, возможные меры ее локализации и устранения. Мы делаем все от нас зависящее.


То есть вы уверены, что украинские туристы могут ехать в Индию без опасений?


— Да, однозначно. По моему мнению, у украинцев не должно быть никаких опасений. Кстати, хотел бы отметить, что зимой этого года индийское консульство выдало наибольшее количество виз украинским туристам. Ведь именно зимой, когда в мире существовала реальная опасность серьезной эпидемии, многие украинские туристы посчитали поездку в нашу страну безопасной и интересной. Сейчас же вообще, я уверен, нет никакой опасности. Особенно учитывая то, что все птицы, которые зимовали на севере, сейчас эмигрировали на юг, и заражать птичьим гриппом некому. Отдельно я хотел бы сказать, что вообще туризм — это тот фактор, который способствует сближению между народами.


Какие города и районы в Индии привлекают больше всего украинских туристов?


— В основном это три района. Первый — штат Гоа, который расположен на западе Индии, одно из красивейших мест в стране и один из лучших мировых курортов. Второй — город Джайпур, который находится в штате Раджастан. И третий — Дели и Агра.


Что лично вы порекомендовали бы посетить украинским туристам?


— Понимаете, я родом с востока Индии — из города Калькутта. И поскольку мы, к сожалению, не наблюдаем сюда большого потока туристов, то я, конечно же, в первую очередь приглашаю вас в Калькутту. Но, честно говоря, Джайпур, Агра, Дели намного интереснее, там есть что посмотреть туристам из Украины.

Беседовали
Ирина Гаврилова,
Александр Юрчук

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам