Неосознанный терроризм или бесконтрольная жадность?

Никакие так называемые «альтернативные» источники энергии пока не способны стать основой энергетической, а значит – экономической и политической независимости страны. Ни био-, ни ветро-, ни геотермальная энергетика пока не обладают реальным потенциалом, способным удовлетворить обильные аппетиты украинского экономического Пантагрюэля. Так что, учитывая перманентные проблемы на нефтегазовом направлении, «при всем богатстве выбора альтернативы нет» – в нынешних условиях ядерная энергетика является главным энергетическим капиталом Украины. В этом утверждении содержится горькая ирония: эхо Чернобыля по-прежнему отчетливо звучит в любом упоминании об атомной энергетике страны.

И все же Чернобыль – это не приговор, а предостережение. Энергия атома, даже ориентированная на сугубо мирные цели, остается ящиком Пандоры, из которого при неумелом обращении могут выплеснуться самые разрушительные бедствия. Но это «обращение» можно и надо совершенствовать, максимально снижая риски и повышая гарантии безопасности.

То, что развивать ядерную энергетику имеет смысл только при условии создания сверхнадежной системы безопасности работы атомных электростанций, должно быть понятно каждому без дополнительных объяснений. В фундаменте такой высококачественной безопасности должны находиться даже не сверхсовременные технологии (хотя и они, безусловно, крайне необходимы), а элементарная, но от того не менее значимая, ответственность. Ответственность на всех уровнях причастности к системе обеспечения безопасной работы мирного атома. Противоположное поведение в этой деликатной сфере может трактоваться совсем иначе, чем в каком-либо ином бизнесе. В сфере ядерной безопасности попытки банально «срубить капусту» за чужой счет чреваты самыми серьезными последствиями. Если угодно, подобное поведение можно трактовать как своеобразный «неосознанный терроризм».

Такое сравнение не выглядит большим преувеличением, если учесть масштабы возможных последствий. Не секрет, что для современных международных террористов атомные электростанции являются одними из наиболее привлекательных объектов для атаки. Контроль над АЭС позволяет сравнительно небольшим группам террористов диктовать свою волю целым государствам, дает возможность угрожать последствиями, непропорционально опасными по сравнению с реальным влиянием экстремистов.

Такими же непропорционально опасными могут быть и своекорыстные операции вокруг безопасности АЭС, проворачиваемые сравнительно небольшой фирмой.

Угрозу пожара на энергоблоке вполне можно отнести к категории наиболее страшных по потенциальным катастрофическим последствиям рисков. Вовремя не обнаруженное и не ликвидированное воспламенение способно привести к серьезной аварии. История с возгоранием, случившимся в 1975 г. на американской атомной электростанции Browns Ferry (США), свидетельствует, что в подобной ситуации реальным становится сценарий разгерметизации реактора со всеми вытекающими последствиями…

По состоянию на сегодняшний день на абсолютном большинстве энергоблоков отечественных АЭС оборудование, предохраняющее от возможных пожаров, морально устарело и требует замены, хотя бы в силу того, что технологии пожаротушения не стояли на месте, и в последние годы появились гораздо более эффективные и надежные системы нового поколения. НАЭК «Энергоатом», отвечающая за состояние дел в ядерной энергетике, несколько лет назад начала проводить замену систем пожаротушения, которую в основном планируется завершить к 2008 г. По этому поводу проведено несколько тендеров для компаний, способных поставить атомщикам необходимое оборудование. Суммы фигурируют существенные. Например, на последнем конкурсе, который проводился для четырех энергоблоков, расчетная сумма закупки составляла 120 млн. грн. Деньги немалые и перспективы привлекательные – впереди реконструкция еще доброго десятка блоков.

Соблазнительность ставки в этом деле во многом определила беспринципность некоторых соискателей. Украинская компания «СЕНСОР-Украина», собственно, уже «освоила» в свое время часть госсредств, но было это еще при «старых властях». В начале 2004 г. созданный вокруг «СЕНСОРА" консорциум, получивший название «СППАС-Альфа», был признан победителем тендера на обновления систем пожаротушения на двух АЭС – на Ровенской и на Хмельницкой. Видимо, в этом вопросе не обошлось без лоббизма – за «СЕНСОРОМ» стояли влиятельные люди во властной элите того времени.

Однако, как оказалось, компания начала поставлять на станции продукцию, которая вызывала вопросы у пользователей. Системы под брендом «СППАС» содержали ряд недостатков, ставящих под сомнение возможность их эффективного применения на украинских АЭС. В частности, было установлено, что при определенных условиях (в случае «обрыва канала последовательного интерфейса») могут самопроизвольно отключиться сразу несколько приемно-контрольных пожарных приборов (ППКП); что их выход из строя может привести к отключению от рабочей станции всей программы сигнализации; что в системе отсутствует собственное автономное резервное питание, что она не контролирует короткие замыкания и т.д. Всего похожих замечаний около 20! Получается, что работа «СППАС» не только затруднена в возможных экстремальных ситуациях, но, по большому счету, присутствие «СППАС» на атомных энергоблоках само по себе может считаться экстремальной ситуацией!

Сомнительные достоинства систем от «СЕНСОРА» стали одной из причин, по которой государство воздержалось от дальнейшего сотрудничества с консорциумом «СППАС-Альфа». Но далеко не единственной причиной.

Дело в том, что системы пожаротушения – не уникальный продукт (по сути дела, такие комплексные системы являются своего рода «сборкой» разнообразного оборудования от разных производителей). Выяснилось, что на рынке есть и другие предложения. И, что интересно, по гораздо более умеренным ценам. Этот тезис был убедительно доказан на последующих тендерах – самые конкурентоспособные предложения других потенциальных поставщиков были почти в два раза дешевле, чем у «СЕНСОРА». Кстати, это позволяет сделать косвенную оценку стоимости лоббистской поддержки…

Получив от «Энергоатома» фактический отказ, «СЕНСОР» решил не сдаваться (а кто без борьбы откажется от двойного навара?!). После выбора на очередном тендере нового партнера НАЭК началась судебная тяжба, в результате которой один из судов отменил итоги последнего конкурса, чем спровоцировал достаточно непростую ситуацию. С одной стороны, программа реконструкции систем пожаротушения набрала ход – на энергоблоках проводится ремонт, который происходит в соответствии со специальным графиком, согласованным с МЧС и ГКЯР, которые и следят за соблюдением оговоренных в нем сроков. В «Энергоатоме» всерьез опасаются, что если сроки ремонта истекут, а новые системы пожаротушения не будут установлены, то контролирующие ведомства просто запретят пуск энергоблоков. С другой стороны, использовать системы «СППАС» также не представляется возможным – их недостатки уже известны, и возращение к ним было бы безответственным шагом. К тому же – и несправедливым, ведь есть победитель тендера, победу которого суд отменил не из-за несоответствия его предложений условиям, а из-за претензий к формальным процедурным моментам конкурса. Кстати, и цена оборудования и монтажа у нового победителя существенно ниже, чем у конкурентов.

Таким образом, стараниями одной компании наносится ощутимый удар и по состоянию отрасли, и по государственным интересам в целом. Возможно, «СЕНСОР» добивается справедливости в том виде, как он ее понимает. Но эффект «на выходе» очевиден – громко звучит сигнал «неосознанная террористическая атака».

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам