Легитимная нелегитимность №65

Иван Васюнык с утра почувствовал себя другим. Вы не знаете, кто такой Васюнык? Не волнуйтесь, не вы одни. Это первый заместитель главы Секретариата Президента, который на некоторое время стал субъективным воплощением коллективной невысказанной воли членов Конституционного суда. Миграция астральных тел и прочая фигня…

Забавная получилась ситуация: КС недееспособен по целому ряду причин, а господин Васюнык очень даже способен. Если не он, то кто же найдет выход из запутанной политико-юридической коллизии?

«Думай как председатель Конституционного суда!» — мысленно приказал себе подчиненный экс-евроинтегратора Рыбачука. И у него все получилось! Оказывается, «нелегитимная коалиция не может подать Президенту легитимную кандидатуру премьер-министра». Это умозаключение бюрократа из СП не нуждается в правовом обосновании, поскольку является самодостаточным по своей природе. Что может сказать простой китаец о дао, если дао не выразить в словах? А буддист, который размышляет над проблемой слышимости хлопка одной ладони? И наконец, заместитель Олега Борисовича не должен морочить себе голову изучением конституционных и регламентных норм, поскольку… В общем, так надо, и все дела.

Печерский районный суд Киева не рискнул последовать примеру ярого сторонника теории верховенства права, работающего в Секретариате имени «кого надо». В отличие от Ивана Васюныка, судьи вынуждены руководствоваться не «хотелками», а действующим законодательством. На их рассмотрение поступила целая серия исков от представителей фракций БЮТ и «Нашей Украины». В этом месте сделаем небольшое отступление, поскольку следует упомянуть о контексте, в котором происходило обострение чувства юридической справедливости.

Из воспоминаний «регионала»: «В БЮТ завелся какой-то мазохист: пока в торец не получит — не успокоится. Прорвался к нам в сектор, начал карточки выдергивать. Так его наши «деды» замочили». Николай Рудьковский зарядил в голову интеллигентному Сергею Осыке без всяких скидок на личность. Голова дернулась в одну сторону, очки полетели в другую.

Периодически, когда депутатские массы терлись друг о друга, возникали непоказные конфликты. Нервы не выдерживали. Да еще с десяток мегафонов, работающих в режиме сирены, не добавляли миролюбия в сессионном зале. Было силовое противостояние, которое убедительно выиграли представители новой коалиции. Попытка заблокировать избрание первого вице-спикера оказалась неудачной. Выяснилось, что бойцов во фракциях «НУ» и БЮТ просто нет. В основном подневольные парламентарии демонстрировали свою готовность идти до конца во время присутствия в зале лидеров. Появляется Юлия Тимошенко — сразу же Олег Ляшко вскакивает на стол и изображает некое подобие революционной борьбы. Кстати, о Ляшко.

Он, наряду с другими депутатами из «НУ» и БЮТ, стал автором четырех исков в Печерский районный суд столицы. Суть требований заключалась в следующем:

А) отменить решение парламента об избрании Александра Мороза спикером;
Б) признать противоправными действия Василия Цушко по подписанию коалиционного соглашения в формате фракций Партии регионов, Соцпартии и КПУ;
В) считать незаконным официальное заявление Александра Мороза относительно прекращения деятельности коалиции демократических сил в составе БЮТ, «Нашей Украины» и СПУ.

Не знаю, на что рассчитывали организаторы «Печерского переворота». Возможно, вспомнили решение Верховного суда, фактически способствовавшее избранию Виктора Ющенко Президентом. Или же понадеялись на подзабытый административный ресурс, оформленный в виде лозунга «Именем Майдана!». Трудно сказать. Скорее, юридическая суета возникла из-за ощущения собственного бессилия. Новая коалиция отправила без пяти минут новую власть в глубокий политический нокаут. Еще бы: меньше чем за неделю парламентские «большевики» сформировали руководство Верховной Рады, реализовав лозунг Виктора Андреевича «Не словом, а делом!». Пребывая в состоянии глубокого внутреннего конфликта сознания с реальностью, «оранжевые» решили нанести ответный удар. Надо же что-то делать, поскольку неожиданно парламент заработал. И чем дальше, чем меньше у них шансов изменить ситуацию. Некоторые аналитики, близкие к руководству «НУ», начинают туманно рассуждать о поливариантности развития событий и создании правовых основ для роспуска парламента. Годится любой повод. Даже нарушение статьи 65 Регламента деятельности ВР. Как только будет решение суда, можно сразу выступать с обращением к народу: «Граждане Украины! Смотрите, какой произвол творится. Грубо втоптана в грязь статья 65. Как вы можете спокойно сидеть, когда такое безобразие происходит? Надо немедленно распускать парламент, поскольку демократия в опасности».

Правда, случился крутой облом. Печерский суд отказался рассматривать иски. Служители Фемиды совершенно недвусмысленно намекнули особо одаренным юристам из «НУ» и БЮТ, что они обратились не по адресу: «компетенция административных судов не распространяется на публичные правовые отношения, которые отнесены к юрисдикции Конституционного суда Украины». «Остап Ибрагимович, меня девушки не любят»… — «Обращайтесь в лигу сексуальных реформ!»

Конечно же, вышеупомянутый гражданин Васюнык, наверное, не подозревает о существовании таких абстрактных (для него) понятий, как «юрисдикция» и «компетенция». Достаточно выучить два слова — «легитимный» и «нелегитимный», чтобы рекомендовать Президенту распустить парламент. А сам Виктор Андреевич решил лично разъяснить содержание статьи со злополучным номером 65: «Дорогие друзья, в соответствии с Регламентом, политические силы, входящие в коалицию, на протяжении 10 дней после заявления какой-либо стороны о выходе из нее должны иметь возможность защитить свою идею о коалиции и поработать в рамках способа ее сохранения, поиска новых кандидатов, новых сторонников». Правда, он перепутал статью 65 с 66. Первая называется «изменения в составе коалиции», а вторая — «Прекращение деятельности коалиции». Это две большие разницы. Прикол заключается еще и в том, что Регламент — это внутренний документ Верховной Рады, который не нуждается в комментариях и защите. Доказано Конституционным судом. Если 226 парламентариев решат, что спикер должен приходить на заседания ВР исключительно со значком Бритни Спирс на левом лацкане, то так и будет. Это их компетенция. В статье 85 Конституции четко записано: принятие Регламента — исключительная компетенция парламента. Если же символ государства (арбитр, судья, гарант) решил встать на защиту закона, то юристы СП (только не Васюнык) должны хотя бы просветить человека в юридических тонкостях. Поскольку может выясниться, что Регламент ВР противоречит новой Конституции. И то, за что так непреклонно и последовательно агитирует гарант Основного Закона, не соответствует конституционным нормам. Поскольку автор чувствует свою ограниченность и откровенно боится влезать в глубочайшие юридические дебри, то лучше процитировать Виктора Мусияку: «В Конституции записано, что ВР действует на основании закона о Регламенте. На самом деле никакого закона нет, поскольку регламентный документ введен в действие парламентским постановлением. Более того, он противоречит Основному Закону».

Вопрос: и на основании всей этой ерунды надо распускать Верховную Раду? Конечно, истинный мотив такого шага понятен. Ну нравится Президенту «оранжевый» формат коалиции. Правда, без премьера Юлии Тимошенко, но это уже другой вопрос. Ну не может он представить премьером Виктора Януковича. Хочется еще раз попробовать сформировать более приятный в цветовом отношении парламент. Так «пробовать» придется долго, поскольку новый состав ВР не будет особо отличаться от нынешнего. Только Партия регионов усилит свои позиции. Решает роспуск проблему Президента? Нет. Лишь усугубляет, поскольку смущает сама постановка вопроса: будем выбирать до тех пор, пока не сформируем устойчивое «оранжевое» большинство. В таком случае произойдет окончательная деградация центральной власти, и усилятся позиции регионов.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам