Власть в оппозиции

Согласитесь, что «оранжевые» так активно интриговали в последние три месяца, что, в конечном счете, переиграли самих себе. Высший пилотаж! Теперь «Наша Украина» вынуждена решать удивительную проблему: уходить в оппозицию или где-то остаться? Абсурд крепчал. Партия президента переходит в конструктивную оппозицию. На сегодня, 10 июля, запланированы «нашеукраинские» терки по данной проблеме. Наверное, им следует позвать к себе на политсовет главу государства. А то может некрасиво получиться: его блок уходит в оппозицию, поставив тем самым Виктора Андреевича в двусмысленное положение.

Президент, судя по его последним заявлениям, признал законность образования новой, антикризисной коалиции, в состав которой вошли Партия регионов, КПУ и СПУ. Признал и выдвижение Виктора Януковича кандидатом в премьеры. Иначе зачем тогда он выставлял условие своего участия в процессе назначения нового главы правительства? Типа, внесу поданную коалицией кандидатуру премьера только тогда, когда заработает Конституционный суд. Для этого достаточно всего лишь позволить назначенным судьям КС принести присягу в сессионном зале Верховной Рады. Еще одним условием подачи кандидатуры Януковича на утверждение в парламенте является опубликование программы работы новой антикризисной коалиции. Пока вроде все…

«Анти-коалиция» готова принять в свои широкие объятия всех желающих. В первую очередь, «Нашу Украину». Правда, условия членства не такие выгодные, как всего пару недель назад. Если бы товарищи из «НУ» до 22 июня хорошо раскинули мозгами, то они могли бы претендовать: а) на должность премьер-министра (Янукович публично отказывался от премьерства); б) спикерство («регионалы» не имели ничего против кандидатуры Петра Порошенко); в) ключевые комитеты ВР (ПР могла довольствоваться 6-ю парламентскими портфелями). Но «оранжевые» думали, что все образуется. «Донецкие», которых уже привыкли считать выгодными партнерами для «разводок», ничего не сумеют сделать. Ага. Получилась небольшая ошибка. Теперь надо расплачиваться за недальновидность и гиперболизацию роли личности в местечковой истории. Сегодня «НУ» приглашают в коалицию совсем на других условиях – немного комитетов и места в правительстве (не все). Справедлива народная мудрость: надо оказываться в нужном месте в нужное время. Иначе придется думать, как сегодня, над сакраментальным вопросом: кто я, оппозиция дрожащая или право имею?

По большому счету, выхода у «НУ» нет. Допустим, на уровне руководства будет принято решение о переходе в конструктивную, жесткую, мягкую или какую там еще оппозицию. Следовательно, президенту необходимо подать в отставку с должности почетного председателя НСНУ. Иначе народ не поймет, что это за оппозиция такая, если ее возглавляет президент? С ходу так просто и не вспомнишь, в какой стране возникала подобная ситуация. Надо будет покопаться в латиноамериканских демократиях. Там народ горячий, он может и не такие штуки выкинуть.

Второй вопрос: а кто будет партнером «Нашей Украины» по непримиримой оппозиционной борьбе? Сразу хочу предупредить: на президента можно не особо рассчитывать, потому что… В общем, не стоит. А ближайшим соратником «НУ», по идее, должна стать Юлия Тимошенко. Она, по понятным причинам, выступает против создания антикризисной коалиции. Ее понять можно: премьерское кресло было так близко. Юлия Владимировна даже успела сделать несколько заявлений с позиции главы правительства. Газовые договоренности, например, предложила пересмотреть. В общем, внесла здорового конструктивизма в международную политику. Теперь в оппозицию. Но еще лучше – досрочные выборы. Юлия Владимировна прекрасно понимает, что с такой «мощной командой единомышленников, фанатично преданных идеалам демократии», она долго с властью бороться не сможет. Понесет значительные потери. До очередных президентских выборов ждать слишком долго. Поэтому Юлия Владимировна активно педалирует тему досрочных выборов ВР. Еще лучше – выборов главы государства. Пока БЮТ находится на подъеме (относительном), и она еще в состоянии напрячь бизнес-крыло фракции. Однако для «Нашей Украины» досрочные выборы – это политическая смерть. Добровольный уход в могилу. При чудесном стечении обстоятельств «нашеукраинцы» с огромным трудом преодолеют трехпроцентный барьер. Если его, конечно, не увеличат.

Следующий момент: представьте себе Петра Порошенко и Юлию Владимировну на оппозиционных баррикадах. Представили? Вот и я о том же. Не стоит, наверное, даже упоминать, что в оппозиции ЮВТ затмит собой всех «нашеукраинцев», у которых была только одна относительно харизматичная личность.

Да и «НУ» – это не партия, а блок из шести субъектов, вкусивших прелести власти. Например, лидер НРУ Борис Тарасюк очень позитивно относится к идее широкой коалиции. Хотя его должность – это квота президента, однако человек понимает всю глубину украинской внутренней политики. Лидер Партии промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах за скромное вознаграждение готов стать соединительным мостиком между «НУ» и антикризисной коалицией. А есть еще группировка Юрия Еханурова. Они даже подумывают создать собственную партию имени Юрия Ивановича. В общем, до оппозиции дойдут далеко не все.

Почему в расширении формата коалиции заинтересована Партия регионов? 238 (240) коалиционеров – это не совсем работоспособное большинство. Нормально, когда в его состав входят 270 (280) парламентариев. Опыт существования двух «большевистских» образований свидетельствует об оптимальности последней цифры. Конечно, есть проблема, скажем так, технологии присоединения сочувствующих к антикризисной коалиции. Выходить из состава фракции нельзя. Конституция не велит. И хотя механизма исключения депутата-«раскольника» из списка парламентариев нет, однако переход в ряды коалиционеров не совсем корректно вписывается в новые конституционные правила. Перспективен вариант формирования межфракционного объединения, члены которого заявляют о поддержке действий антикризисного большинства. Такая себе неформальная группа поддержки, создаваемая в рамках фракций БЮТ и «Нашей Украины». Естественно, руководство этих группировок будет против, однако сделать ничего нельзя. Даже собирать партийные съезды с целью исключения раскольников опасно. Еще неизвестно, кто кого, в конечно счете, исключит. В конце концов, может произойти смена фракционного руководства. Если что.

Подведем итоги. Во-первых, если «Наша Украина» перейдет в оппозицию, это будет самый странный шаг за всю новейшую историю. В этой нише ее без остатка «съест» Юлия Владимировна.

Во-вторых, президент, выбрав из двух вариантов коалиции «оранжевую», допустил ошибку, за которую вынужден расплачиваться постфактум. «Наша Украина» уже не может служить ему в качестве пропрезидентской силы, и он, скорее всего, вынужден будет инициировать создание другой структуры на внепарламентском уровне.

В-третьих, у антикризисной коалиции достаточно ресурсов и организации, чтобы решить в течение ближайшей недели все вопросы, связанные как с завершением формирования руководства ВР, так и определением кандидатур на основные парламентские должности.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам