Соблазны четверга

Они как бы договорились. Спикер – Петр Порошенко, премьер-министр – сами понимаете кто. Пока «регионалы» провели ночь, мучаясь кошмарами (призрак коалиции, женщина в белом) в зале парламента, коалицианты (БЮТ, СПУ и «Наша Украина») стопудово договорились о распределении должностей и персоналиях. Это ответ «оранжевой№» коалиции на ультиматум Партии регионов, которая требует соблюдения законности при процедуре голосования за спикера ВР и главу Кабмина.
Он (ответ) звучит примерно так: «А ложили мы на ваши угрозы. Сказали – пакет, значит будет пакет». Не будем тут вдаваться в моральный аспект проблемы: в конце концов Антон Осипчук – не Виктор Ющенко. Это у гаранта Конституции пусть болит голова на предмет того, почему его соратники игнорируют нормы Основного закона… А мы идем дальше.

Как известно, выборы руководителя парламента проводятся в тайном режиме, а премьера, наоборот, в открытом – в соответствии с Регламентом и Конституцией, юбилей которой мы сегодня празднуем. Хотя, надо сказать, ничего нового коалицианты и их оппоненты не придумали. Достаточно вспомнить немного парламентской истории… Во время спикериады-2002 тоже были «пакеты» (правда, в них входили кандидатуры спикера и его замов, а не премьера) и попытки провести спикерское голосование в открытом режиме. Забавно, но четыре года назад с транспарентной инициативой выступили прокучмистские фракции «Единая Украина» и СДПУ(о), а их идеологические противники из «Нашей Украины» и блока Тимошенко яростно выступали против прозрачных урн, скажем так. Мотив оппозиционеров образца 2002 года был прост: открытое голосование позволяет потом применить репрессии к тем, кто занимает позицию, отличную от «начальства». Налоговые проверки, «маски-шоу» и прочие ужасы режима. Кстати, еще одно «зеркальное отражение» прошлого – утверждение количества комитетов. Пока сошлись на том, что не надо менять комитетское статус-кво: для «дерибана» предназначены 24 комитета ВР и одна приватизационная комиссия. Их почти все хочет «присвоить» себе «оранжевая» коалиция, хотя «доны» требуют раздела по квотному принципу: самая большая фракция имеет право и на самое внушительное комитетское представительство. Это еще один пункт ультиматума Януковича, на который «оранжевые», как всегда, «забили». Хотя была же хорошая (пусть и не совсем свежая – с прошлого созыва) идея увеличить число парламентских руководящих кресел до 29 (чтобы больше досталось), но она провалилась. А ведь была выгодна тем же «оранжевым»: возможно, Николаю Томенко достался бы какой-то пост в парламенте, поскольку вице-премьерство, которое ему хочет пожаловать Юлия Тимошенко – заранее проигрышный вариант.

Что дает технология «непрозрачного голосования»? О, много чего. Во-первых, позволяет затянуть процесс. Вполне возможно, что первый «пакет» просто спалят, а потом начнут фаршировать другие. Естественно, на это потребуется время.

Во-вторых, непоименное голосование дает депутатам полное право не только высказать свое личное мнение, но и слить голоса оппонентам. Недаром же пошли разговоры о мощном «донецком фонде» в 250 «лимонов». Эти деньги, как справедливо полагают «регионалы», могут заинтересовать антагонистов Петра Порошенко и Юлии Тимошенко. Идет себе такой депутат с бюллетенем в руках, думает опустить его в урну для тайного голосования и случайно заходит в мужской туалет. Выходит оттуда облегченным (в смысле, без бюллетеня). Ни для кого ведь не секрет, как на фракции продавливали кандидатуру Петра Алексеевича. Все время думаю: какой молодец «невыдвиженец» Роман Безсмертный, сохранивший столько нервов и застраховавшийся от вероятного провала. Но это так, лирическое отступление… Опять же, есть многозначительное заявление Анатолия Кинаха о том, что он может порулить парламентом. Экс-секретарь СНБО, между прочим, так и не снял свою кандидатуру, в отличие от нестойкого Владимира Стретовича, которому только намекни на связь с леди Ю, как он сразу начинает обижаться и хлопать дверью.

В общем, тайное волеизъявление дает народу повод подумать на тему о том, как и кого кинуть. Кроме того, это явный сигнал к началу долгосрочного процесса избрания руководства ВР. Тут одним четвергом не обойдешься… Пока есть все предпосылки для столь пессимистичного сценария, который активно поддерживают «регионалы». Для них провал «оранжевой» коалиции и разрыв ее пакета означает дополнительный шанс начать еще один раунд переговоров с пропрезидентской фракцией – без ущерба для репутации. Не случайно же Раиса Богатырева заявила, что Партия регионов готова все простить и начать диалог с НСНУ с чистого листа. Внятный сигнал… Между прочим, такой вариант позволил бы крутым ребятам из фракции «донов» не заниматься непривычной работой, вроде ночных парламентских дежурств и оккупации трибуны, а сразу переходить к конкретному разговору. Он может состояться уже в четверг, если ПР от ультиматумов перейдет все-таки к конкретным и решительным действиям – используя опыт предшественников (как уже отмечалось вначале, ничто не вечно под луной, и подобные технологи могут являться новостью лишь для какого-то «забитого» неофита). Итак, чего ждать от завтрашнего дня? Возможны следующие варианты развития событий:

Первый: «доны» блокируют трибуну, что называется «до посинения», вынуждая «оранжевых» коалициантов либо сражаться до последнего, либо уходить из сессионного зала и проводить свои собрания в другом месте. Например, в «Украинском доме». Но, боюсь, к такому варианту в «тройке» не готовы. Кроме того, нет идейного яркого вдохновителя новой «бархатной революции». Да и не с нее же начинать работу парламента, согласитесь. Я уже не говорю о том, что принятые не в стенах ВР решения будут выглядеть сомнительно с точки зрения легитимности. Боюсь, что ни Порошенко, ни Тимошенко не хочется быть полулегальными руководителями. Нужна чистота процесса. Это вам не третий тур.

Второй: допустим, «оранжевым» удалось как-то оттеснить представителей ПР от трибуны и дверей и организовать процедуру «пересмотра» Регламента в пользу открытого пакетного голосования. Возникнут сложности: поскольку нет полноценного спикера, то свое согласие на трансформацию Регламента должны дать все члены временного президиума ВР. Очень и очень сомнительно, что как минимум двое это сделают. Я имею в виду Раису Богатыреву и Адама Мартынюка. Что дальше? А дальше голосование втемную.

Третий: если не удастся изменить Регламент, коалицианты, возможно, пойдут на тайное голосование. И зря. Потому что тут возможны два выхода: либо «сдадут» свои, либо перехватят чужие. Не исключено, что представителям ПР удастся соблазнить по дороге к урнам пару десятков нестойких парламентариев. (186 «региональных» голосов + 21 коммунистический + «предатели»). И все. Можно смело начинать процесс выборов спикера Виктора Януковича. Но есть и другой сценарий. Как всегда, свою игру могут сыграть социалисты: не зря же фракция СПУ еще не выработала единой четкой позиции по спикеру-премьеру. Социалисты завтра в 8 утра соберутся поговорить на эту тему. Отдельные источники допускают, что кое-кто может и не поддержать кандидатуру Порошенко. Да и сам лидер СПУ Мороз признал, что не дает стопроцентной гарантии относительно поддержки своей фракцией кандидатуры спикера от НСНУ. «Сколько можно голосов, столько Порошенко и получит», – лаконично сказал Сан Саныч. Такой ответ, наверное, понравился бы Юлии Владимировне, которая не слишком хочет видеть своим спарринг-партнером одного из «любимых друзей». Впрочем, Тимошенко устроит и самый радикальный сценарий, которым сейчас Ющенко пугают «регионалы» – роспуск парламента через тридцать дней «ступора» ВР. Она знает, как действовать. Для социалистов такой поворот событий, как «разрыв» пакета, тоже на руку: они смогут отправиться в свободное плавание и выбирать себе новых партнеров по коалиции – взамен неэффективных «оранжевых» союзников. Как говорится, в команде игроков произошли замены…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам