Смерть за ширмой

«Богов не выбирают, но и дуракам не молятся», — эта фраза одного из лидеров Партии регионов (ПР) Раисы Богатыревой, которой она охарактеризовала ситуацию с созданием парламентской коалиции, очень хороша. Но неточна по сути своей. Если будет создана так называемая «широкая коалиция», основу которой составят фракции ПР и блока «Наша Украина», то получится, что ВСЕ предали и обманули ВСЕХ. Ибо трагедия большинства украинских избирателей, похоже, заключается в том, что молиться будет не на кого. «Боги», которых избирали в каждом из политических лагерей, молясь на них, называют себя «прагматиками», а те, кто за них проголосовал, окажутся в дураках…
Сегодня уже понятно, что только люди, охваченные какой-то фанатичной верой в какую-то идею, могли голосовать так, как они это сделали 26 марта сего года. И отдать голоса за те силы, которые все же преодолели 3-процентный барьер. С электоратом коммунистов все понятно: у них свои стабильные симпатики, которых ничем не переубедишь.

Все гораздо сложнее со сторонниками «оранжевых» и «бело-голубых». Как и на президентских выборах, во время парламентской кампании они демонстрировали не только непримиримость в отношениях друг к другу. Первые голосовали за веру в то, за что они стояли на Майдане. А также за надежду на то, что «оранжевые» союзники — блоки «Наша Украина» (БНУ) и Юлии Тимошенко (БЮТ) плюс Соцпартия Украины — все же преодолеют внутренние распри и объединятся в будущей Раде ради выполнения задекларированных на Майдане обещаний.

Вторые, названные «реваншистами», хотели что-то доказать тем, кто их так назвал и огульно зачислил в «бандиты». Вряд ли они желали какого-то реванша и потому голосовали за партию Виктора Януковича. Но то, что они стремились получить некую сатисфакцию за унижения на Майдане, — это, увы, факт неоспоримый.

В результате все эти силы оказались в парламенте. И вынуждены были договариваться о создании правящей коалиции, как то велит измененная Конституция. Согласно итогам выборов, на которых никто не стал единоличным победителем, сразу вырисовались два главных формата возможной коалиции — либо чисто «оранжевая» (БНУ—БЮТ—СПУ), либо «широкая» (ПР+любой из сегментов «оранжевых»).

Более двух месяцев мучительных переговоров в «оранжевой» среде привели к тому, что 14 июня «майданные» переговорщики, похоже, расплевались окончательно. Вожди БНУ заявили, что они выходят из переговорного процесса с другими «оранжевыми» и открыто начинают консультации с другими победителями парламентской кампании. Переговоры, разумеется, о новом формате коалиции.

Лидер СПУ Александр Мороз заявил, что если не будет создана эта самая коалиция «цвета апельсинов», то его партия готова к работе в оппозиции. Точно так же высказалась и лидер БЮТ Тимошенко: мол, ее верность идеалам Майдана остается неизменной.

Коммунисты и «регионалы» радостно приветствовали такой исход «оранжевых» переговоров. Главный коммунист страны Петр Симоненко призвал всех создавать не политическую, а всеобщую антикризисную коалицию и вместе преодолевать кризисные явления в экономике и обществе. А лидер ПР Янукович об объединении своих оппонентов сказал прямо: «Возможность создания такой коалиции была, но она исчерпана. Необходимо создавать широкую коалицию, чтобы объединить страну».

И хочешь не хочешь, а приходится заострять внимание на еще одном тезисе Тимошенко. Он, как мне кажется, очень точно характеризует происходящие в парламенте и за его пределами процессы. Выступая в ВР 14 июня, леди Ю откровенно и официально заявила, что «весь этот затянутый, унизительный, позорный переговорный «оранжевый» процесс был абсолютной ширмой для настоящих намерений, настоящих планов и настоящих интересов» БНУ, которые, по ее мнению, заключаются в объединении с «регионалами» в одной коалиции.

И если быть справедливыми, то нужно отметить, что это для многих стало очевидным задолго до 14 июня. Еще во время прошлогоднего сентябрьского раскола в «оранжевой» команде, который закончился отставкой Тимошенко с поста премьера и подписанием меморандума о сотрудничестве между Президентом Виктором Ющенко и вождем ПР Януковичем. Уже тогда проявились главные глобальные политические противоречия современной Украины. Во-первых, тотальное несоответствие корпоративных интересов подлинных «хозяев» украинской жизни интересам подавляющего большинства населения страны. Во-вторых, несоответствие этих самых корпоративных интересов крупного бизнеса идеологическим постулатам партий и блоков, участвующих в выборах.

И сама по себе, объективно, сложилась уникальная ситуация: крупные бизнесмены страны, желая попасть во власть, за большие деньги (и в разной степени удачно) распределились по разным партиям с разными политическими установками, собранными в некие идеологические суррогаты и предназначенными для электората. Выборы прошли, народ проголосовал за разные идеологии, и разные группы предпринимателей оказались в разных политико-идеологических лагерях. Но от этого ведь краеугольные и главные интересы бизнесменов не изменились, а политики предложили им «бодаться» друг с другом. Другими словами, «бизнесюки» хотят «отбивать на мандатах» вложенные в них средства и спокойно работать, а им говорят, что нужно либо бороться за «идеалы Майдана», либо «осуществлять реванш». Первыми в такой ситуации одумались бизнесмены-«регионалы», которые поняли, что могут оказаться в оппозиции и нести дальнейшие финансовые потери, не получив доступа к рычагам власти. За ними заволновались и бизнесмены в других политических силах, в том числе и в «оранжевых» — БЮТ, СПУ и даже «Нашей Украине». Долго так продолжаться не могло.

Кроме того, переговорный процесс затянулся и по чисто субъективным причинам. Первая: очень уж разные планы были у вождей «оранжевых». Вождь БЮТ Тимошенко откровенно отдавала предпочтение электоральным симпатиям, потому что нацелилась на президентские выборы 2009 года и потому любой ценой хотела получить кресло премьера и таким путем усилить и свои позиции, и интерес к себе со стороны бизнеса. Лидеры БНУ хотели любой ценой сохранить полноту власти Президента Ющенко и не допустить его ослабления премьерством «заклятой подруги» — Тимошенко. И наконец, в самой сложной ситуации оказалась СПУ. Она выступала и выступает, с одной стороны, за продолжение политреформы и ослабление власти Президента, и этим она раздражает «нашеукраинцев». С другой — для нее неприемлема и кадровая «наполеонщина» Тимошенко, что, разумеется, дразнит бютовцев. А если добавить к этому несогласие СПУ с превращением земли в товар, с ускоренным вступлением в НАТО и т. д., то картина раздрая в «оранжевом» лагере становится почти полной.

Вторая: непонятное поведение Президента Ющенко. Он, в кулуарах науськиваемый группой «любих друзів», желающих от его имени вершить всеми делами в стране, похоже, озабочен одним — укреплением собственной власти. Он многократно заявлял, что не является субъектом переговорного процесса о создании «оранжевой» коалиции. Но в то же время не допускал и возможности, чтобы его союзники из БЮТ, БНУ и СПУ сами — без него — договорились о распределении должностей в обновленной системе власти. И уже тем более — чтобы Тимошенко стала премьером, а Мороз — спикером Рады.

Только этим объясняется тот факт, что Президент сначала проверял «на вшивость» то Мороза, то Тимошенко, поочередно предлагая им занять пост премьера. А потом, когда Сан Саныч, а затем и леди Ю на это не купились, откровенно заявил, что считает неприемлемым при разделе квот на руководящие посты в рамках коалиции учитывать должность президента Украины, а также должности, назначение на которые входит исключительно в компетенцию президента. А потом вообще попытался переложить вину за развал «оранжевых» с больной головы на здоровую — на самих «оранжевых» и персонально на Тимошенко и Мороза. И совсем «забыл», что это именно один из лидеров «Нашей Украины» — Роман Безсмертный — еще в ночь с 26-го на 27 марта сего года предложил поступать согласно результатам выборов и поручить Тимошенко формировать коалицию. Как лидеру силы, занявшей среди «оранжевых» первое место по числу полученных голосов…

…В итоге сейчас все силы стыдливо говорят, что они не передоговариваются, а «ведут консультации». И что «оранжевая» коалиция еще может быть создана. Да, наверное, может. Но главный вопрос: как надолго? И еще: сможет ли она удовлетворить народ? Последний вопрос, похоже, уже вообще вынесен за рамки переговоров…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам