Последний рубеж

Сегодня «шефы» рабочих групп, которые существуют при каждой «оранжевой» фракции, снова соберутся для проведения переговоров. Тема по-прежнему свежа, как молодая клубника по цене 20 гривен за килограмм: формирование парламентской коалиции. Понятно, что уже не раз и не два «помаранчевые» лидеры встречались по этому поводу (последний раз – во вторник ночью), но сегодня особый повод. Наконец-то речь пойдет не о распределении зон ответственности, не о запятых в меморандуме, а о том, ради чего все, собственно, и собрались – о кадровых вопросах. Ситуация созрела…

Для этого было несколько причин: особая позиция Соцпартии по спикерскому вопросу и создание с подачи Партии регионов межфракционного объединения, которое должно стать прообразом большинства и сформировать руководящие парламентские органы. Таким образом, открылись сразу две коалиционные двери: войдя в одну, получаешь возможность взять власть в ВР, в другую – остаешься ждать формирования исполнительной вертикали. Каждый сам для себя решает, в какой поезд ему стоит сесть, чтобы приехать к станции со скромной истершейся от многократного употребления табличкой «Власть здесь».

Причина нынешней пробуксовки состоит в том, что однозначный выбор сделать не получается. Так как нет ответа на самый принципиальный вопрос: кто будет главным в стране? Президент? Это вряд ли, учитывая неработоспособность Конституционного суда, действующую политическую реформу и современные политические расклады. Да, Виктор Андреевич время от времени подставляет плечо своей родной партии, но при этом не теряет контактов с «регионалами» и соглашается на правила игры, предложенные Юлией Тимошенко. Он сам оказался потерянным в «трех соснах»: с одной стороны, все еще действующая политическая реформа урезала Ющенко часть полномочий, которые позволили бы прежнему президенту в два счета сколотить коалицию. С другой – неработающий парламент не дает главе государства возможностей использовать те рычаги влияния, которые у него еще остались – согласно Конституции.

И что выбирает Виктор Андреевич? Третий вариант – уйти, пока решаются спорные вопросы между коалициантами. Поэтому на пике переговоров о формате коалиции президент уехал в Голландию. Международный имидж Украины важнее внутренних дрязг. Зато оставшиеся озабочены прагматичными вопросами. Вот, например, Анатолий Кинах. Он первым в этом созыве «придумал» создать межфракционный «накопитель» для промышленников-бизнесменов и, таким образом, дистанциировался от тех, по чьим спискам прошел в парламент. А кроме того, подал неплохую идею «регионалам» о создании промежуточного большинства, чем они сейчас активно и занимаются. Отдельное спасибо лидеру ПППУ, который уже возглавил межфракционное объединение с многозначительным названием «Стабильная Украина». Думается, это только первое назначение Кинаха…

Сейчас «оранжевые» мучаются вопросом: как быть? Исключать Анатолия Кирилловича и его союзников из «Нашей Украины»? Если принять суровое решение, то при следующем парламентском голосовании у «тройки» может не хватить сил: и так в резерве имеется всего 227 голосов. Отсев промышленников Анатолия Кинаха рискует уменьшить этот показатель. А тем временем ПР активно пользуется предложенными наработками. Да, идея созвать внеочередную сессию парламента и поработать не прошла, хотя 150 автографов, необходимых для внесения данного предложения, были собраны «регионалами» и коммунистами за несколько часов. Но возникла регламентная несостыковка: по правилам, созвать внеочередное собрание депутатов имеет право только полноценный спикер ВР. У временного президиума или у рабочей группы таких полномочий нет. Плохо. Поэтому сейчас донецкие разыгрывают комбинацию: «Для формирования органов парламента создание коалиции необязательно».

Действительно, в Конституции на этот счет есть прямая ссылка: «Большинство формирует коалицию, которой принадлежит право формирования правительства…». Но ничего не сказано о том, что коалиция необходима для выборов спикера, его замов и глав комитетов ВР. А что не запрещено, то разрешено. Но избрать руководство парламента физически негде: благодаря предусмотрительности и динамичности «оранжевых», парламент «закрыт» до 14 июня. Внеочередное собрание, как мы уже сказали, провести нельзя по причине нарушения регламентных установок. Замкнутый круг…

Зато донецкие могут воспользоваться очередной паузой для того, чтобы создать большинство, формирующее органы Верховной Рады. И они ею, надо сказать, умело пользуются. Об Анатолии Кинахе и его команде мы уже упомянули. Но промышленники есть не только в ПППУ, но и в «Нашей Украине», и в блоке Тимошенко, и в той же Соцпартии. Как раз с этой «прослойкой» сейчас проводятся активные и аргументированные переговоры. Видимо, они идут настолько успешно, что один из первых лиц СПУ Иосиф Винский даже пригрозил «отступникам» лишением места работы. Глава политсовета Социалистической партии жестко заявил, что если часть депутатов из «Нашей Украины», БЮТ или СПУ войдут в межфракционное пространство, основанное партией Януковича, то будут сразу же исключены из своих «альма матер». В свою очередь, это приведет к роспуску парламента.

По мнению Винского, такая технология выгодна ПР, поскольку спровоцирует досрочные парламентские выборы. По сути, то что сейчас «замутили» донецкие, можно назвать ползучей революцией. Да, на настоящий бархатный переворот у ребят не хватило пороху. Они пошли эволюционным путем. Торопиться не надо: сегодня Кинах, завтра Васадзе… Так понемногу и наберется два десятка голосов, необходимых для перевеса над «оранжевыми». Уже есть люди, готовые оказать моральную поддержку ПР за кадровое или иное вознаграждение. Они проникаются уверенностью, что им за это ничего не будет. Во-первых, вхождение в межфракционное пространство не влечет за собой потерю депутатского мандата: парламентарий может числиться хоть в десятке подобных структур. И «оранжевых» смущает как раз не сам факт пребывания своих «вассалов» в «стабильном пространстве», а возможности данного объединения.

По словам представителя пропрезидентской партии Юрия Ключковского, «межфракционное объединение не может создаваться с целью избрания руководства парламента, оно может создаваться только с целью решения каких-то проблем». Однако кто сказал, что выборы руководства ВР это не проблема? Вот люди и собрались, чтобы ее решить. При этом, не покидая родных фракций. Сходили, проголосовали, и вернулись в лоно. Партийное. За что, спрашивается, их исключать? Законодательные нормы не нарушены. Забрать мандат тоже нельзя, потому что участие в межфракционном альянсе – это не переход в другую фракционную «зону», что как раз может караться лишением звания нардепа. Да и то есть сложности: подозреваемый во фракционной неверности депутат должен своей рукой подписать себе «приговор». Дескать, так и так, выхожу на фиг, потому что не могу больше смотреть на весь бардак, который творится уже два месяца после выборов. А нет подписи – нет и права применить санкции к изменникам коалиции.

Что остается в таком случае? Тяжелая артиллерия: угроза роспуска парламента, которой может воспользоваться Ющенко. Есть у него такое конституционное право. По признанию того же Юрия Ключковского, «внефракционные парламентарии могут создавать что угодно, они даже могут войти в другую фракцию, и в правовом отношении нет этому никаких препятствий». Но такая ситуация является прямым шагом к роспуску ВР. «Если не будет создана стабильная коалиция, а межфракционное объединение, понятно, никогда не будет стабильным и эффективным – то не будет сформировано правительство, и парламент будет распущен», – подвел черту «нашеукраинец». Однако в этом последнем китайском предупреждении есть слабые места. Кто, например, сказал, что большинство создаваемое по формуле ПР+КПУ+внефракционные депутаты, будет нестабильным? Оно вполне может долго и эффективно работать, принимать решения и даже сформировать правительство, если всех устроят кандидатуры. Согласна, это не слишком вероятно, но все-таки возможно. Особенно, если ребятам удастся пройти первый уровень – выборы спикера.

Очень спорной является и «страшилка» – президент распускает недееспособную Верховную Раду. Во-первых, такой расклад событий невыгоден, прежде всего, Виктору Ющенко, поскольку роспуск парламента и досрочные выборы в ВР почти наверняка повлекут за собой и «внеплановые» выборы главы государства. Во-вторых, если будут назначены досрочные парламентские выборы, «Наша Украина» рискует если не пролететь, то набрать еще более низкий процент, чем весной 2006 года, поскольку уровень доверия избирателей к «помаранчевой» команде крайне низкий. А это значит, что быть активным переговорщиком и диктовать свои условия при формировании руководства страны партия Ющенко уже не сможет. В-третьих, в нынешней ситуации политической и экономической нестабильности высший электоральный балл получат «регионалы» и сторонники блока Юлии Тимошенко, которые легко разделят «на двоих» власть и собственность в Украине. Роспуск парламента может оказаться эффективным средством только в одном случае – при наличии сильного президента. Виктор Ющенко таким президентом не является.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам