Менопауза

7 июня должна закончиться «менопауза», которая по объективно-цикличным, то есть коалиционным обстоятельствам началась 25 мая сего года. В этот не совсем солнечный майский день 240 депутатов, представляющих фракции «Нашей Украины», СПУ и БЮТ, проголосовали за тайм-аут в работе сессии. Только-только открыли заседание ВР нового созыва, принесли присягу и через несколько часов закрылись. Официальная версия: неработающему прототипу трехголовой коалиции необходимо время для окончательного согласования проекта распределения власти на троих.

Фракции коммунистов и Партии регионов, само собой разумеется, выступили против. Они чуть было не заблокировали работу временного президиума ВР, но не успели самую малость. «Меньшевиков» (КПУ и ПР) успели кинуть. У потенциальных КОАЛ (недоверчивых политических животных, небезосновательно подозревающих друг друга в склонности к измене) просто не было другого выхода. Без согласованного и подписанного коалиционного соглашения нельзя было начинать игру в сессионном зале. В таком случае у коммунистов и «регионалов» появился бы реальный шанс получить контрольный пакет акций в ЗАО «Верховная Рада». Технология следующая: пока КОАЛы выясняют отношения между собой, начинается дерибан парламентских портфелей (три места в президиуме плюс свыше двух десятков портфелей глав комитетов ВР). Поскольку принцип коалиционности не работает по причине отсутствия коалиции, то распределение проходит на пропорциональной основе. У ПР 186 мандатов, у коммунистов – 21. Из-за того, что действия субъектов потенциального большинства не согласованы, в процессе заполнения парламентской кадровой «шахматки» оппозиция может получить многое. Вплоть до места спикера. Голосование ведь тайное? Теоретически да. Конечно, контроль за процессом можно организовать, но потенциальные члены коалиции, не договорившись, вряд ли смогут провернуть такое дело. Выиграв парламентский этап, «двойка» (ПР+КПУ) сможет достаточно эффективно диктовать свои условия в период дележа кабминовских постов.

Поэтому ввязываться в парламентскую борьбу без согласованных позиций КОАЛам было невыгодно. Они приняли квазиэффективное решение – взять перерыв до 7 июня. С одной стороны, они выигрывали время и демонстрировали, что потенциал для создания парламентского большинства есть. Однако на практике «менопауза» в работе законодательного органа привела к целому ряду неприятных последствий.


Во-первых,
«летучий американский голландец» в виде грузового судна зашел в порт Феодосии и спровоцировал грандиозный антиНАТОвский скандал. Власть в лице министра обороны откровенно «лоханулась», поскольку даже в отсутствие дееспособного законодательного органа Конституцию надо чтить. Даже если речь идет о стратегическом партнере. Попытка спихнуть свои ошибки на МВД – это явная и безответственная подставка. Что, милиция должна разгонять митингующих и прессовать политические силы, которые получили прекрасный повод для проведения масштабной акции? Да не должен Юрий Луценко расплачиваться за непрофессионализм военных, которые даже не нашли казармы для размещения америкосов.

Ситуацию профессионально и хорошо «накачали». Например, в Феодосии проводится конкурс детских рисунков на асфальте на антиНАТОвскую тематику. Дети рисуют зловещий оскал американского империализма. В результате вопрос о ратификации указа президента от 3 июня о допуске на территорию иностранных военных формирований может развалить так и не родившуюся коалицию. Дело в позиции СПУ, которая последовательно выступает за внеблоковый статус Украины. В проекте коалиционного договора закреплена компромиссная норма о том, что тема вступления или не вступления Украины в НАТО должна решаться на всеукраинском референдуме. Однако за время «менопаузы» ситуация обострилась настолько, что голосование за «ратификацию» указа главы государства может стоить социалистам многого. Как говорится, появились обстоятельства непреодолимой силы. Коммунисты и «регионалы» планируют заблокировать парламентскую трибуну, требуя отставки главы внешнеполитического ведомства и министра обороны. Скорее всего, сессия начнется в условиях силового противостояния.


Во-вторых,
президент выдвинул ультиматум Верховной Раде, шантажируя народных депутатов роспуском парламента. Он публично заявил, что откажется вносить на рассмотрение депутатского корпуса согласованную кандидатуру премьер-министра, если ВР не приведет к присяге девять судей Конституционного суда. Де-факто он не только шантажирует будущую коалицию, но еще и наигрывает комбинацию оппозиции. Дело в том, что при наличии в активе 207 депутатов нельзя добиться принятия тех или иных решений. Но сорвать принесение присяги судей КС можно запросто. В таком случае глава государства не будет вносить кандидатуру. Можно, конечно, провести заседание парламентского большинства в «Украинском доме», однако подобный цирк в условиях новой конституционной системы, а также отсутствия единства в рядах потенциальных КОАЛ не приведет к позитивным результатам.


В-третьих,
затянувшаяся «менопауза» уже привела к образованию временного цейтнота. Скоро повысятся тарифы на газ и коммунальные платежи. Затем поползут цены на бензин. И в завершение всего начнется обвальный рост цен. Эту цепочку все мы уже неоднократно проходили. Однако в нынешних условиях виновником предстоящего «негатива» является нерожденная коалиция и лично президент Виктор Ющенко. Народу надоели бесконечные политические интриги на фоне социально-экономической катастрофы. Учитывая данные обстоятельства, возможны следующие варианты развития событий 7 июня.


Вариант первый:
продолжение «менопаузы». 7 июня выяснится, что коалиционное соглашение так и не подписано. Утром ведущий заседания по требованию трех фракций попробует поставить вопрос о перенесении работы сессии на 15 (20 июня) на голосование. Но не факт, что: а) за такое решение проголосуют 226 депутатов; б) член временного президиума ВР озвучит подобное предложение. Заседание 7 июня должен вести или Адам Мартынюк (КПУ), или Александр Турчинов (БЮТ). Адам Иванович, судя по всему, не настроен подыгрывать оппозиции. А если микрофон достанется Турчинову, то есть способ не допустить объявления паузы. Просто вырвать с корнем аппарат и все.


Вариант второй:
заседание ВР начинается с блокады президиума. Ведущий успевает только объявить о начале сессии, как сразу же выдвигается требование – или увольняем Тарасюка и министра обороны, или никак. Но они и так исполняют обязанности! А не волнует! Отстранить и все. Даже если будет коалиция, то она все равно не сможет работать в таких условиях. В результате заседания ВР превращаются в перманентный скандал.

Нетрудно заметить, что и первый («менопауза»), и второй (блокировка) варианты выгодны, прежде всего, президенту. Если в таком подвешенном состоянии ВР просуществует до 26 июня, то игра переходит на поле президента. Он может распустить парламент. В этом случае он уже не нуждается в блокаде со стороны «Нашей Украины» и может диктовать свои условия всему депутатскому корпусу. Но есть проблемы:

1) под угрозой роспуска может возникнуть абсолютно невыгодная президенту конфигурация;

2) у главы государства не будет инструмента для отмены конституционной реформы. Имеется в виду КС. Повторные выборы, скорее всего, воспроизведут нынешнюю расстановку политических сил. И опять все начнется по-новой.

В общем, после 26 июня глава государства на время становится самой мощной фигурой на политическом поле. Однако одновременно он становится крайне уязвимым, поскольку досрочные выборы ВР однозначно приведут к досрочным президентским выборам. Президент уже сегодня не контролирует ситуацию в восточных регионах. Не исключено, что указ о роспуске парламента может стать последним указом президента Виктора Ющенко.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам