Выбираем спикера

Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, слаб тот депутат, который не метит в кресло спикера. Партийные выборы и конституционная реформа «заложили» новые правила выбора главы ВР. Конфигураций, которые могут «сделать» спикера, довольно ограниченное число, поскольку в этом здании имеется всего пять фракционных блоков. Так что долгосрочных и неожиданных спикериад, как было раньше, когда на пост председателя парламента претендовали все кому не лень – от Ржавского до Кармазина – больше не будет. «Нет времени на медленные танцы» – как справедливо заметил поэт…

Пять фракций, императивный мандат и новые конституционные правила игры – из этого следует исходить, определяя кандидатуру председателя Верховной Рады. Вариантов спикерства может быть всего два-три, не больше. Первый, это когда спикера выбирает только помаранчевая коалиция. В этом варианте лидер СПУ Александр Мороз – бесспорный лидер, хотя будут пробоваться и первые лица НСНУ. Второй – спикер от широкой коалиции. При таком раскладе больше шансов получают Роман Безсмертный или Юрий Ехануров и даже Анатолий Кинах. Это так называемые компромиссные спикеры. Третий – пока помаранчевые пытаются договориться о распределении ролей, оппозиция (например, ПР и коммунисты) быстренько избирают руководство парламента и предъявляют его коалициантам и президенту. При таком повороте событий, главным в ВР может стать представитель «донецких» – Раиса Богатырева или сам Виктор Янукович. Никто не застрахован и от такого конца…

Список кандидатов в спикеры заметно уменьшился (по сравнению с 1998-м годом, например), зато в нем только серьезные фамилии людей с политическим и партийным капиталом – Петр Порошенко, Роман Безсмертный, Юрий Ехануров, Александр Мороз, Раиса Богатырева, Борис Тарасюк. Конечно, к этой плеяде могут добавиться две-три «свежих» фамилии, что бы внести элемент интриги или запутать следы, но в общем и целом претенденты на спикерское кресло определены, и именно между ними разгорится жесткая, не на жизнь а на смерть, борьба. От ее исхода зависит не просто фамилия нового главы Верховной Рады, но и взаимоотношения по линии парламент-правительство, и расположение (нерасположение) президента к высшему законодательному органу страны.

Пока, судя по напутственной речи главы государства в день «открытия» парламента, Ющенко не готов к конструктивным взаимоотношениям с ВР в русле новых конституционных правил. Иначе, как объяснить «шантаж» новоизбранных депутатов: вы мне судей КС, а я вам – назначение премьер-министра?

Не было похоже и на то, что президент готов пойти на сближение с регионалами: иначе бы в его речи не звучало столько бескомпромиссных мессиджей по поводу защиты государственного языка и незыблемости европейского курса Украины, вызывающих явное отторжение у донецких. Откровенно говоря, пока Ющенко ведет себя с парламентом точно так же, как и его предшественник, правда, в отличие от Кучмы, полномочий у Виктора Андреевича гораздо меньше. Зато ему повезло с парламентом и оппозицией: осторожные регионалы, нацеленная только на премьерский пост Тимошенко, многовластие в собственной партии, часть руководства которой крепкой национал-демократической «пуповиной» связана с Ющенко, а вторая часть – пытается формировать собственный курс. Пока они выясняют отношения друг с другом, Виктор Андреевич может быть спокоен.

Отсюда следует, что и выбор руководства ВР так или иначе будет «увязан» с мнением президента. Конечно, в том случае, если 226 парламентариев не пойдут на обострение конфронтации и не попробуют избрать руководство Верховной Рады без согласования с главой государства. Теоретически на такой шаг способны лишь «донецкие», но им нужен альянс с кем-либо из недовольных политикой Ющенко. Это может быть блок с БЮТ Тимошенко, которая поймет, что Виктор Андреевич твердо намерен заблокировать ее премьерские инициативы. И Мороз – если лидер СПУ убедится, что намерения Тимошенко действовать только в союзе с социалистами, претерпели коррекцию. И конечно же коммунисты – просто потому, что они всегда умели находить общий язык с партией Регионов.

А теперь посмотрим, кто готов реально решиться на такой демарш и поставить спикера, который будет не столько противовесом премьеру, сколько сильной оппозицией самому президенту. Регионалы? Вряд ли. Партия, в которой теперь работают крупные предприниматели Ринат Ахметов и Борис Колесников, выбирает режим прагматичности и сдержанности. Им не свойственны политические эмоции, они не будут делать никаких резких выпадов, не станут ссориться с Ющенко «по пустякам» – потому что им нужен, как бизнес, долгосрочный контракт на власть, скрепленный подписью президента. Ради этой подписи они готовы простить и стерпеть от Ющенко многое, более того, им выгодно, чтобы именно президент, а не его формальные представители из НСНУ, играли первую скрипку в переговорном процессе: Ринат Леонидоваич привык вести разговор только с гендиректорами, а не с менеджерами, пусть и с приставкой «топ».

Что касается Юлии Тимошенко, то она не пойдет на обострение ситуации с Ющенко до последнего момента, как ни будут ее к этому подталкивать «оранжевые союзники». Тем более, что пока для открытой конфронтации с президентом у нее нет оснований: публично президент несколько раз подтверждал, что на кандидатуру Тимошенко не наложено «табу», и он вполне может согласиться на то, чтобы еще раз увидеть Юлию Владимировну в кресле премьер-министра. Шанс, как говорится, есть у всех. Но кроме судьбы, на которую политики вроде Тимошенко не привыкли рассчитывать, у лидера БЮТ в запасе остается несколько рычагов подспудного влияния, или если хотите, давления на главу государства.

Первый – это внешнеполитическая поддержка. Несложно заметить, что позитивные высказывания Ющенко в пользу премьерства Тимошенко прозвучали сразу после зарубежных вояжей украинского президента. Также нельзя не обратить внимания на ряд имиджевых статей, появившихся в американской и европейской прессе в поддержку фигуры Тимошенко. Запад хочет таким образом «подстраховаться» от нерешительности и индифферентности лидера оранжевой революции. Так сказать, включить схему «наблюдениеза наблюдающим». А кроме того, с позицией Юлии Владимировны связано лоббирование определенных нефтегазовых интересов наших стратегических партнеров.

Второй – верность идеалам Майдана, который и сделал Ющенко президентом. Недаром же лидер БЮТ постоянно подчеркивает, что коалиция в парламенте может быть только «помаранчевой». Если Виктор Андреевич пойдет на альянс с «врагами», а тем более лично «благословит» широкую коалицию, это нанесет мощный удар по его персональному рейтингу. Но если он этого не сделает, то «помаранчевая коалиция» сможет крутить Ющенко, как цыган солнцем, а у него не окажется в руках никаких альтернативных рычагов. Например, в формате «тройки» наиболее реальным выглядит спикерство Александра Мороза: это все время подчеркивает его соратник на данном этапе – лидер БЮТ. Но спикерство Мороза, являющегося родоначальником конституционной реформы, сулит президенту одни лишь неприятности. Ющенко не может не понимать, что став главой парламента Сан Саныч займется «шлифованием» парламентской модели, ограничивающей в правах главу государства, которые он сейчас активно пытается «восстановить».

Третий – «обработка» сознания Ющенко через его окружение, через доноров партии власти, имеющих влияние и на позиции НСНУ, и на главу государства. Или – игра на амбициях «любимых друзей», от которых президент сегодня дистанциируется. Однако так вот просто взять и вычеркнуть из списка личных симпатий людей, которые выиграли выборы и для «Нашей Украины» и для него лично, не так-то и легко. Они уже вошли во власть в первый кадровый призыв, они имеют имидж, средства, опыт и желание делать именно политическую, а не бизнес-карьеру. Они «закалились» в схватках с той же Тимошенко, и многому от нее научились. Прежде всего – не зависеть от мнения и желаний Ющенко, ведя собственную самостоятельную игру. Недаром же столь активно опровергаются слухи о встречах Юлии Тимошенко и экс-секретаря СНБО Петра Порошенко, который намерен занять спикерское кресло – говорят, вопреки желанию президента. Сегодня у Петра Алексеевича достаточно серьезные шансы возглавить парламент, выдержав конкуренцию с Безсмертным, Ехануровым и Кинахом. И не только потому, что он имеет влияние на мнение одной трети партийцев и на их голосование. Он показал, что способен стать противовесом политической и экономической экспансии премьера Тимошенко. Ни Юрий Ехануров на посту премьера, ни Роман Безсмертный на посту Политсовета партии власти не смогли пошатнуть авторитет и имидж лидера БЮТ.

Об этом свидетельствуют и итоги выборов, и плачевные результаты работы команды Еханурова. Именно поэтому Юлия Владимировна пошла на контакт со своим, казалось бы, непримиримым оппонентом: потому, что понимает, что его возможности стать спикером ВР и влиять на премьерское голосование сильней, чем у других претендентов. Более того, Юля почувствовала в нем «слабинку»: верность президенту борется у Петра Алексеевича с желанием быть самостоятельным и сильным политическим игроком. Но она с не меньшей решимостью будет отстаивать права Мороза на это кресло, или добиваться собственного спикерства – в случае, если ничего вы выйдет с должностью главы Кабмина.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам