Подслащенная труба

День Европы, в четвертый раз проведенный в минувшую субботу в Киеве на Крещатике, прошел весело и активно. Представители 25 стран-членов ЕС и двух кандидатов (Болгарии и Румынии), которые ощутят себя «полноценными европейцами» уже с 1 января 2007 года, рассказывали крещатицким зевакам, как им будет хорошо, если их страна не свернет с намеченного пути в Европу. А вечером с очередными «откровениями» на эту тему к согражданам обратился президент Виктор Ющенко. Он установил, что Украина нужна Европе так же, как и Европа Украине.

«Украина может дать новое дыхание многим проектам общеевропейского значения. В энергетической сфере мы можем помочь Европе избавиться от зависимости», – сказал президент. И добавил, что Украина и Европа, как минимум, могут «проложить новые пути поставок нефти и газа из Каспийского региона». А потом вообще задал темп этому движению: «Чем быстрее мы будем двигаться навстречу друг другу, тем быстрее будут наполняться реальным содержанием упомянутые инициативы».

Как и следовало ожидать, по этому поводу весь день суетился главный украинский евроинтегратор и одновременно министр иностранных дел Борис Тарасюк. Как и президент ранее, он в этот день, наконец-то, немедленно разглядел «дорожную карту» украинского продвижения в Европу. По его словам, все будет очень просто: сначала выполнение Плана действий (ПД) по сотрудничеству с ЕС, а потом все пойдет как по маслу – присоединение к ВТО, начало переговоров о создании Зоны свободной торговли между Украиной и Евросоюзом и переговоры с ним же о заключении нового соглашения, которое может заменить нынешнее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Десятилетний срок действия СПС, как известно, заканчивается в 2008 году, равно как и подойдет к концу работа, предусмотренная ПД. «Успешная реализация этих планов и заключение и прогресс в выполнении Европейского соглашения об ассоциации откроют путь к началу переговоров о вступлении в ЕС через использование механизма подачи заявки на членство в Европейском Союзе», – уверен Тарасюк.

Не остались равнодушными к европейскому дню и главные европейцы нашей с вами современности. Президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу в видеообращении к украинскому народу по случаю празднования Дня Европы сообщил все тем же зевакам на Крещатике, что лично он считает Украину приоритетным партнером ЕС, и даже похвалил за проведенные реформы. Но, увы, дальше дело, как всегда, не пошло. И оптимизма как не было видно раньше, так не стало его больше и после «европейской субботы». Говорить – это, как всем известно, не мешки ворочать. И уже тем более – на деле, а не на словах интегрироваться куда угодно. Не верите? Спросите у главы президентского Секретариата Олега Рыбачука – уж он-то знает толк в интегрировании. Потому и соскочил вовремя с вице-премьерского поста, на котором за эту самую евроинтеграцию и отвечал, продемонстрировав прямо-таки чудеса продвижения в западном направлении…

Ну да не в этом дело. А в том, что г-н Баррозу опять заявил, что, дескать, «каждый из нас должен выполнить ответственное «домашнее задание»: Украине следует и в дальнейшем продолжать быть частью Европы через постепенное внедрение стандартов ЕС… тогда как ЕС должен завершить свои институционные реформы». В переводе на украинский политический слэнг это означает, что глава Еврокомиссии опять призвал Киев строить Европу в Украине. Не дожидаясь членства. Потому что для членства нет никаких оснований. Ни по чисто внутриукраинским причинам (Украина по всем параметрам, увы, так же далека от Европы, как от Киева дядька, ставший в излюбленную позу передвижения – на корточках (изящнее, конечно, по-украински – «рачкы»): нет ни политических предпосылок, ни экономических, ни социальных), ни по европейским (Евросоюз должен сначала решить свои внутренние проблемы: например, определиться с Евроконституцией, со сроками и условиями принятия в ЕС Турции и т. д.).

Кстати, новый канцлер Германии Ангела Меркель во время недавней двухдневной конференции в Берлине выступила за усиление Европейского Союза и вместе с тем за определение рубежей этой организации. «С одной стороны, мы должны выполнить наши обещания, с другой – мы должны сказать отдельным странам о невозможности обретения членства в ближайшем будущем», – заявила она с хваленой немецкой прямотой. Она, правда, не уточнила, что относит Украину к тем странам, которым ЕС «не светит», но это и так понятно.

Стало еще понятнее и в субботу, 20 мая сего года, когда политику ЕС объясняли не те, кому быть вежливыми вменяет занимаемая должность, а чиновники второй руки, которые занимаются конкретными делами и которым не надо политкорректно лукавить. Зампредседателя Представительства Еврокомиссии в Украине Дирк Шюбель в субботу во время упомянутых публичных разговоров на Крещатике прямо завил, что основой членства Украины в Евросоюзе на современном этапе может быть только «европейская политика соседства». По его словам, так – со статуса «соседа» – путь в ЕС начинала Румыния. Будучи «соседом», она все поделала, ублажив и ЕС, и США, и те сжалились – решили принять. А посему, «мы не можем предложить четкую перспективу членства, но соглашения, которые мы имеем на сегодня, не исключают членства Украины в ЕС в будущем», резюмировал г-н Шюбель.

И самое интересное: нельзя сказать, что пан Тарасюк этого нежелания ЕС расширяться за счет Украины не понимает. Он так и сказал журналистам в субботу: «Надо учесть реалии: Европейский Союз сегодня находится в определенном кризисе, системном кризисе, поэтому они сами говорят: «Дайте нам справиться со своей проблемой, и тогда мы уже снова вернемся к вопросу о расширении», и я думаю, что это логично». Логично-то оно логично, но вот только непонятно, зачем тогда Тарасюк «гонит волну» и обещает чуть ли не срочное вступление Украины в Евросоюз? Может быть, для того, чтобы прикрыть откровенные провалы на европейском направлении? Провалы и свои личные – как министра, и всей Украины, которая начинает падать в экономическую пропасть.

Остановимся на этом поподробнее. И начнем с простого – с уже всем известных труб. Совсем недавно тот же Тарасюк обещал, что его ведомство, срочно поддержанное заявлениями президента Ющенко, обещало, что сделает все, чтобы Еврокомиссия не вводила повышенную пошлину на украинские трубы. Как известно, 24 апреля сего года Еврокомиссия предоставила Кабмину материалы антидемпингового расследования, согласно которому предлагается ввести пошлину в размере 25,1% для поставок в ЕС бесшовных труб производства «Никопольского завода бесшовных труб «Нико Тьюб» и «Нижнеднепровского трубопрокатного завода», 12,3% – для труб производства «Днепропетровского трубного завода» и 26,32% – для труб производства «Никопольского завода стальных труб «ЮтиСТ» и труб других украинских компаний. Украина писала гневные обращения, высылала в Брюссель свои расчеты и обоснования, но ЕК поступила так, как посчитала нужным – пошлины ввела. И Тарасюк, как ни странно, посчитал это… чуть ли не достижением, которое наступило после обретения Украиной статуса страны с рыночной экономикой. Украина будет терять на этом до 100 млн. долл. в год, но как верный «сосед», видимо, должна с этим согласиться… Да и вообще, хотелось услышать на эту тему начальника транспортного.., извините, министра Тарасюка.

Но как бы там ни было, а украинские трубники оптимизма Тарасюка не разделают и его оценок не приемлют. И потому они в субботу пикетировали палатки стран-членов ЕС на Крещатике, протестуя против роста безработицы, которая практически неизбежна, если начнет сворачиваться производство труб. Другими словами, если проанализировать успокоительные выступления вождей ЕС и сравнить конкретные дела ЕС в отношении Украины, то получается, что Киеву просто подсластили трубу перед тем, как ее из Европы выбросить. А вот в отношении румынских производителей труб ЕС пошлину не увеличивал. Вот в этом-то и вся разница…

Второй нюанс: якобы Украина удивляет всех успешными экономическими показателями – следствием общих реформ. Об этом в один голос говорили все. Но вот реальная оценка перспектив Украины. Европейский банк реконструкции и развития в своем последнем отчете выдал прогноз: экономический рост в Украине в этом году будет самым низким среди всех 27 стран Центральной и Восточной Европы. По оценке банка, в 2006-м этот показатель в Украине снизится до 1,2%, тогда как в прошлом году он был в два раза больше. Одной из причин снижения темпов экономического роста ЕБРР называет стремительный рост цен на импортируемый газ. А рост этот будет обязательно. Хотя бы потому, что на днях Россия и Казахстан согласовали очень важный вопрос: Россия согласилась почти втрое увеличить цену на казахский газ, который она покупает. И чтобы компенсировать потери на казахстанском направлении, Москва, по мнению большинства экспертов, обязательно, уже с 1 июля повысит цены на свой газ для Украины.

А что Европа? Она, скорее всего, займет нейтральную позицию. Во всяком случае, член Еврокомиссии, ответственный за вопросы энергетики, Андрис Пиебалгс считает, что Украина и Россия должны в двусторонних переговорах решить проблему в газовом вопросе. «Переговоры между Украиной и Россией должны быть очень прямыми. ЕС не следует «заходить в ту же комнату» и принимать участие в переговорах», – сказал он. По его мнению, Украине и российскому «Газпрому» лучше работать напрямую, а не через компанию-посредника в поставках газа, однако «проблема лежит в цене, и чрезвычайно трудно установить цену на уровне 95, а не 230 долларов». А это значит, что цена вырастет втрое, и повышение стоимости газа и электроэнергии с 1 мая сего года – это только цветочки. Причем начальные…

Г-н Пиебалгс также посоветовал Украине искать выход в диверсификации источников сырья, во внедрении энергосберегающих технологий и в поиске инвесторов в энергетическую отрасль. Умные советы, ничего не скажешь. Но беда-то в том, что это в Украине знают и без европейского умника. Но вот ничего другого, кроме разговоров, в этом направлении, как всегда, не делают. Почему, неизвестно. Хотя, впрочем, для экспертов это – не секрет. Если внедрять новые схемы обеспечения газом или энергосберегающие технологии, то тогда придется меньше воровать. А кто из наших нынешних «патриотов» или прошлых «антинародников» на это соглашался? Ответ простой: никто. Потому что свой кошелек – он, знаете ли, как-то дороже…

Точно так же, похоже, обстоят дела и с другими энергетическими прожектами Киева, в частности, с нефтепроводом «Одесса–Броды». Вот и в эти дни очередные надежды на него возложили и Ющенко, и Тарасюк. Но иногда даже складывается такое впечатление, что в Европе скоро при упоминании этого многострадального объекта не будут сдерживаться, а просто давать в дюндель. Без всяких объяснений того, что нефтепровод этот нужен Европе сейчас как зайцу стоп-сигнал: нет пока ни каспийской нефти, ни потребителей ее в Европе, если она, нефть, паче чаяния, в трубе все же появится. Но европейцы, повторюсь, вежливо терпеливы. Вот и Пиебалгс в очередной раз напомнил, что Европа прямо-таки «прется» от нашей трубы, даже поддерживает деньгами ее техническо-экономическое обоснование. Но выводов о нужности этой трубы ждет только к концу текущего года. А пока советует Украине сближаться с энергорынком ЕС через энергетический союз, который ЕС создал для Юго-Восточной Европы, и где Украина является наблюдателем. То есть почти по-нашему: хочешь затянуть какое-то дело – создавай комиссию с наблюдательным советом, и тогда дело можно волынить годами…

В эти дни стали известны и суммы прямых инвестиций в Украину из стран ЕС. Цифры, надо сказать, внушительные: с 1991 года, согласно данным Госкомстата Украины, до 2006 года 25 государств ЕС вложили 11 млрд. долл. в различные сферы народного хозяйства Украины, что составляет 72% от общей суммы ПИИ в размере 16,4 млрд. долл. А после расширения Евросоюза доля европейских стран во внешнеторговом обороте Украины составляет 35%.

Но это хорошо, если не с чем сравнивать. И если не учитывать, что Украина прямо-таки рвется в Европу. А вот Россия никуда не рвется, а просто старается со всеми торговать. И, по данным Росстата, по состоянию на конец марта 2006 года накопленный иностранный капитал в экономике России составил 113,8 млрд. долл., что на 33,7% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. А ЕС является главным торговым партнером России, и на него приходится более 50% всей торговли РФ. С другой стороны, Россия является пятым по значимости торговым партнером ЕС после США, Швейцарии, Китая и Японии, и на нее приходится порядка 5% всей торговли ЕС. Такие данные приводятся в пресс-релизе Европейской комиссии по итогам саммита Россия–ЕС, прошедшего в Москве 21 мая два года назад. В целом, торговля товарами между расширенным ЕС и Россией составила, например, в 2003 году 92 млрд. евро. И тут, как говорится, нечего и говорить. И даже ссылки на то, что, мол, в структуре торговых отношений Россия–ЕС значительную часть «забирают» поставки энергоносителей, ничего не меняют. А как по мне, так даже наоборот – говорят, что это Россия и ЕС пока не могут существовать друг без друга, а не Украина и ЕС, которые, по словам нашего Ющенко, нужны друг другу…

Да и вообще, если рассуждать геополитически, то с принятием в следующем году в ЕС Болгарии и Румынии Брюссель решает для себя одну очень важную стратегическую проблему – он полновесно и мощно выходит на Черное море и получает в свое распоряжение морские порты со всей необходимой инфраструктурой, которые и будут служить перевалочными пунктами в поиске альтернативных источников нефти и газа. А В Румынии и Болгарии порты – будь здоров. И следовательно, необходимость в украинских морских портах для ЕС становится не такой уж и актуальной. Это если сказать мягко…

…Ну а Украина в лице ее президента и главы МИД уже сейчас может, конечно, гордиться. Ее в очередной раз похвалили. За… проведение на высоком уровне Дня Европы. На Крещатике. Председатель Представительства Европейской комиссии в Украине Иен Боуг, заехав зачем-то в Сумы, так и сказал: «Проведение Дня Европы в Киеве – это высокий уровень, на котором Украина интегрируется в ЕС». И я даже не уверен, что это была обычная политкорректность, а не скрытое издевательство…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам