Сценарист

Социалиста Ивана Бокия многие подозревают в необоснованных кадровых амбициях, «завидуя» его роли руководителя подготовительной парламентской группы по проведению сессии ВР, хотя кандидатура Бокия была единодушно одобрена «оранжевой тройкой». Однако, по собственному признанию Ивана Сидоровича, эта должность не столько почетная, сколько хлопотная, поскольку приходится учитывать и согласовывать все — от рассадки депутатов в сессионном зале до момента исполнения гимна. А еще ведь существует и потенциальная угроза «срыва» сессии, и фракционные заговоры и туманность создания коалиции. Однако руководитель ПДГ уверен, что в конце концов консенсус будет найден и первая сессия нового парламента будет открыта и проведена в соответствии с регламентом.

Иван Сидорович, откройте тайну: как вы стали председателем подготовительной депутатской группы (ПДГ), которая занимается организацией заседаний первой сессии ВР?


— Скажу все как есть: моя кандидатура появилась самой первой. Это было еще 4 мая. Я в это время был на заседании Политико-правового комитета ПАЧЭС в Греции. Мне позвонил Александр Мороз, объяснил ситуацию. Сказал, что есть решение «тройки» «оранжевых» партий по поводу моего председательствования в рабочей группе. Уже на следующий день я вернулся в Киев и прямо из аэропорта поехал на заседание подготовительной депутатской группы. Тем временем коммунисты и «регионалы» выдвинули на эту должность кандидатуру Адама Мартынюка, которая не прошла.


Говорят, к вам были претензии со стороны «Нашей Украины»…


— У НСНУ претензии были не ко мне, а к заявлению БЮТ. Мне, откровенно говоря, игры вокруг того, кто будет первым в рабочей группе, абсолютно безразличны. Я уже просто запутался во всех этих политических «тонкостях». В общем, волынили они этот вопрос еще десять дней. А потом снова собралась «тройка», которая обсуждала одну кандидатуру — мою, и все единогласно проголосовали «за». Вот вам и вся интрига. Меня в этой истории, как человека, не лишенного чувства юмора, смешит тот факт, что данная должность вдруг вызвала такой ажиотаж. Понятно, что для журналистов в условиях дефицита парламентских новостей это мелкое событие становится главным. Но для политиков просто смешно сражаться за мифическое кресло…


Возможно, это генеральная репетиция того, что может произойти при реальном дележе постов в руководстве Верховной Рады?


— Я не такой наивный человек и прекрасно понимаю, что подготовительная группа как зеркало отражает то, что будет происходить в сессионном зале. Точно так же осознаю, что если наша «коалиция трех» не договорится до 25 мая, то потом договариваться будет поздно. Может начаться комедия, аналогичная той, которая «показывалась» и в 1998-м, и в 2002 году, когда благодаря одному голосу Сергея Кироянца была закончена спикериада.


Каким образом Партия регионов принимает участие в работе вашей группы? Были заявления об отзыве их представителя с должности заместителя председателя…


— Это обычная фронда, причем абсолютно понятная: людям хочется попиариться. А где еще это можно удачнее всего сделать, как не на собраниях подготовительной группы? Там тебя и журналисты, и политики заметят и «оценят». Все понимают: ПР необходимо демонстрировать свое активное участие в решении общеполитических проблем — 32% голосов к этому обязывают. Избиратели должны видеть, что «регионалы» настойчиво чего-то там добиваются. Знаете, их потуги мне иногда напоминали тот беспорядок, который бывает и в нашей «трехголовой» команде. Сказать, что «донецкие» делали пиар бездарно, нельзя. Но и талантливыми эти попытки тоже не назвать. Применялись разные приемы: просили перерывов, требовали себе должностей в ПДГ, хотя что это за пост — координатор подгруппы? Крупная политическая фигура, что ли?


Была информация, что представителям Партии регионов хотели доверить хозяйственную часть: квартиры распределять…


— Как сказал «спикер» ПР Евгений Кушнарев, для них заниматься подобной работой — унизительно. Не знаю, так ли это, но то, что страшно хлопотно — да, согласен. В свое время, когда данную проблему поручили решать Александру Бандурке, ему пришлось дневать и ночевать в своем кабинете.


Говорят, некоторые депутаты, уже имея средства на приобретение жилья от ВР, снова пытались получить квартиру за бюджетные средства. Это правда?


— Не хотелось бы называть фамилии, но действительно подобный прецедент был. Депутатам в свое время предложили следующий выбор: или квартира в депутатском доме, или финансовая компенсация, позволяющая приобрести жилье в другом районе. Некоторые выбрали второй вариант, но, вероятно, не успели или не смогли вложить эти средства в недвижимость. Сегодня, когда цены на жилье стремительно выросли, на полученную сумму и однокомнатную квартиру не купить. Однако возникшие проблемы они уже должны решать сами, а не через Верховную Раду. Но не квартирный вопрос сегодня является основным. И даже не политические баталии, хотя работа нашей группы сильно заполитизирована. Главное — это нормально подготовить сессию. Скажу вам, что в этой связи возникают комичные ситуации. Например, говорят, что я вроде как претендую на роль «открывателя» парламентской сессии.


А это не так?


— Я, поверьте, ни на что не претендую. Но есть новый Регламент деятельности ВР, в соответствии с которым открытие первой сессии должно состояться в два этапа. Сначала проводится торжественное заседание, которое, согласно Регламенту, должен вести глава парламента предыдущего созыва — Владимир Литвин. На нем старейший депутат ВР приводит к присяге депутатский корпус. Затем спикер прошлого созыва приглашает парламентариев на третий этаж — поставить свою подпись под текстом присяги, которую передают в Секретариат. Дальше депутатам выдают карточки для голосования. На этом торжественная часть закончится.


Говорят, возникли споры по поводу того, как музыкально «оформить» открытие сессии. Исполнять духовный гимн «Молитва за Украину» или государственный?


— Гимн Лысенко — прекрасная мелодия. Она уже не раз звучала в стенах Верховной Рады. Но были сбои: открывается сессия государственным гимном, потом вдруг посередине чьего-то выступления начинает звучать «Молитва…». Нужен определенный порядок, поэтому я предложил сделать мероприятие более торжественным. Например, пусть сначала Нила Крюкова исполнит стихотворение Владимира Сосюры «Любіть Україну», потом начинается официальная часть, а в заключение пусть прозвучит духовный гимн — если хотят его услышать. Но это пока только предложение. А уже в 12 часов дня произойдет собственно открытие сессии. И вот относительно этого момента начинаются мелкие споры о том, кто должен ее открывать. По Регламенту — старший по возрасту депутат, но сама церемония несколько изменена. Я ничего не открываю. Я просто веду первое заседание.


Проблема рассадки депутатов в сессионном зале уже решена?


— Пока нет. Слава Богу, этим вопросом занимаюсь не я, а специальная подгруппа, которая рисует разные схемы «распределения» депутатов по местам. Понятно, что всем хочется сидеть так, чтобы попадать в объективы телекамер. Политики — это взрослые дети.


Вы депутат с опытом, а нынешний парламент «обновился» почти на 2/3. Это повлияет на качество работы новой ВР?


— Скажу откровенно: депутатом становишься только ко второму году работы. Это я по себе знаю. Не потому что кто-то умнее, а кто-то глупее. Просто необходимо изучить специфику работы, Регламент, основы законотворчества, а неофиты, понятно, с этим незнакомы. Ведь чтобы принять закон, недостаточно лишь написать его текст и подать для регистрации в Секретариат. Необходимо учитывать мнение экспертов, согласовывать свою позицию с Кабмином… В общем, парламентским новичкам нужна обкатка. Есть и такой нюанс: мы впервые начинаем работать в «партийном» парламенте, поэтому все законопроекты необходимо согласовывать и с собственной фракцией, внутри которой могут быть полярные точки зрения на один и тот же закон. С этим придется смириться тем, кому очень хочется проявлять свои амбиции или отстаивать личные экономические интересы.


Как надо «делить» комитеты ВР — по пропорциональному принципу или по коалиционному?


— Эту проблему сегодня пытается решить подгруппа, возглавляемая Юрием Ключковским. В соответствии с Регламентом, комитеты ВР распределяются на пропорциональной основе. Однако данный принцип вступает в противоречие с политической реформой, согласно которой парламентские посты распределяются на коалиционной основе. Я лично считаю, что ключевые комитеты нужно отдать оппозиции. Проблема лишь в том, кто будет оппозицией. Но все равно это необходимо делать, поскольку сильная оппозиция — это гарантия сильной власти. Такова демократическая практика: оппозиционеры контролируют власть.

Правда, сегодня любят приводить в пример опыт Германии, однако это государство с развитыми демократическими традициями, а мы демократию еще только строим. Так что в данном случае необходимо следовать принципу «без сильной оппозиции не будет сильной власти». Но по какому пути пойдет рабочая группа, я не знаю. Решения у нас принимаются коллегиально. Я никому ничего не могу диктовать. Подготовительная группа только вносит предложения, а решение принимает ВР. Опять же, кроме депутатской группы будет создан согласительный совет, куда войдут спикер и руководители всех фракций. Именно эта структура будет принимать решение и по количеству комитетов ВР, и по другим проблемам. Сейчас, кстати, есть мнение о необходимости ликвидировать часть комитетов, в частности по вопросам евроинтеграции. Его хотят объединить с комитетом по иностранным делам. Но при этом придется полностью перестроить деятельность данного комитета, поскольку евроинтеграционные вопросы требуют рутинной работы и тщательного согласования.


Вы сказали, что никто не хочет быть оппозицией. К чему это может привести?


— К возвращению советской системы управления. Знаете, в 1979 году Леонид Брежнев приехал с визитом в Индию, где его принимала Индира Ганди. А в конце поездки протоколисты напомнили генсеку о необходимости провести встречу и с лидером оппозиции. Брежнев на пару часов отсрочил свой отлет, встретился, но лучше бы он этого не делал. Во время приема Леонид Ильич провозгласил тост о том, что в СССР давно живут без всякой там оппозиции, поскольку она мешает общению правительства с народом. Считаю, что нам к этим временам возвращаться не стоит. Другой вопрос — сможет ли в Украине появиться сильная, влиятельная оппозиция? Не уверен. Какая же может быть оппозиция либералов к либералам?


Как, на ваш взгляд, решать проблему совместителей? Члены правительства чуть ли не в полном составе перешли на работу в парламент. Кто же будет исполнять кабминовские обязанности?


— Давайте рассмотрим проблему с иной точки зрения. Формально отставка правительства состоялась 10 января 2006 года. Есть соответствующее постановление ВР. И теперь неясно, какие полномочия оно должно складывать. Непонятно и то, кому поручить исполнять правительственные функции. Но какой-то Кабинет министров — служебный, технический — должен быть! Правда, по закону у совместителей есть 20 дней, чтобы определиться…


У вас есть идеи, как выйти из этой патовой ситуации?


— Выход один: в первый же день работы сессии объявить о создании коалиции и в течение двух недель назначить правительство. Но как это сделать, если к тому времени не будет избран спикер и руководящие органы Верховной Рады? В Регламенте четко написано: сначала формируется руководство парламента, затем избираются главы комитетов и только после этого формируется Кабинет министров. Я не думаю, что этот процесс будет проходить динамично, учитывая противоречия между регламентными нормами и сутью политреформы, вступившей в действие. Скорее, все будет делаться на ходу. Боюсь, как бы кадровые проблемы не «растянулись» на всю первую сессию. В общем, в политике будет настоящий Армагеддон.


А в экономике?


— Он уже наступил. И скорее всего, до конца года переломить ситуацию не удастся.


В соответствии с Регламентом, Президент должен выступить на открытии сессии с посланием. Виктор Ющенко уже подтвердил свое участие в мероприятии?


— Ждем. Мы даже специально перенесли открытие сессии с 23 мая на 25-е, поскольку накануне Президент будет участвовать в саммите ГУАМ. Затем ему надо отдохнуть, поработать над текстом выступления.


Но вы получили гарантии появления Виктора Ющенко в сессионном зале?


— Разве у нашего Президента можно получить какие-то гарантии? Но вообще-то тут не до шуток: послание необходимо, поскольку этого требует Регламент, имеющий силу закона.


Кстати, в соответствии с Регламентом, экс-спикер Владимир Литвин должен выступить с докладом о работе парламента предыдущего созыва. Однако говорят, он решил ограничиться раздачей текста этого выступления…


— Я так понимаю, что Владимир Михайлович не слишком стремится читать свою речь с парламентской трибуны. Он сказал, что 450 экземпляров выступления будут розданы депутатам для ознакомления. Но это опять-таки проблема подготовительной группы: если она согласится на то, чтобы выступление Литвина было представлено в письменном виде, значит, так тому и быть. Мне лично кажется, что экс-спикеру не хочется лишний раз появляться на людях, травмировать себя…


Каким будет уровень представительства во временном президиуме Верховной Рады? В соответствии с Регламентом, вы там точно будете. А кто станет представлять другие парламентские силы? Первые или вторые лица?


— Не буду вам цитировать фразу Александра Ткаченко: «Я не первый, но и не второй»… У нас в Соцпартии вообще-то все первые. Почти каждый депутат считает себя вторым после Бога. Но это шутка. Кандидатуры членов временного президиума определят фракции. Фамилии нам еще не известны. Но это точно будут не лидеры фракций. Решено, что они должны находиться в зале и дирижировать своими оркестрами и оркестриками.


Возможно ли в новых конституционных условиях создать более пяти фракций? Как показала практика прошлой каденции, мегафракции легко дробятся на группы по интересам…


— Нет, сегодня такого быть не может. Надо идти до конца всем вместе и держаться одного «колхоза»…


Обсуждался ли вопрос о кандидатуре председателя Счетной комиссии?


— Пока нет. Этот вопрос находится в компетенции подгруппы Александра Турчинова, представляющего БЮТ.


На ваш взгляд, кого сложнее будет «снять» при новой форме правления: спикера парламента или премьер-министра?


— Если возникнет желание, то обоих снять будет не очень-то и сложно. Другое дело, что нельзя играть в эти игры, как это было в январе 2006 года. Тогда была допущена явная глупость. Я потом обсуждал сложившуюся ситуацию с «регионалами». Так они признались, что даже подумать не могли о том, что отставка кабинета Еханурова состоится. Голосовали за нее чисто формально, поскольку этого требовала политическая ситуация, и не рассчитывали на поддержку фракций БЮТ и Народной партии Владимира Литвина. Возможно, был какой-то тайный сговор, но для большинства депутатов принятие решения стало неожиданностью. А первый Кабмин, сформированный на основе новых конституционных правил, отправить в отставку будет проще простого — экономический кризис неминуем. Для всех это очевидно. Как и то, что быстро исправить ситуацию — нереально. Повышение цен на энергоносители в три раза — это мина замедленного действия, заложенная под новое правительство демократической коалиции.

Беседовали
Ирина Гаврилова, Владимир Скачко, Александр Юрчук

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам