Высший Совет

О том, что начался «последний и решительный» бой за власть после выборов, дала сигнал новая «Аврора» – коалиция трех «оранжевых» сил. Именно оттуда прозвучал первый внушительный залп: информация о выходе «Нашей Украины» из процесса коалиционных переговоров и ее предложение создать некую «прокладку» – Высший совет коалиции – для выполнения посреднических функций между коалициантами и Виктором Ющенко.
Причиной приостановки дела, которое, казалось бы, было «на мази» (Юлия Тимошенко, например, уверяла, что исторический документ «родится» уже к вечеру понедельника, и президент может с ним ознакомиться), стали, конечно же, кадровые нестыковки. Никто не сомневался, что именно распределение должностей станет камнем преткновения для «помаранчевых». Но удивительно то, что НСНУ наступила на грабли, которые Юлия Тимошенко бросила им под ноги еще месяц назад, заявив о том, что посты в коалиции надо делить, исходя из того, что у «Нашей Украины» уже есть самая главная должность – президентская. Поэтому пост премьера должен отойти к Тимошенко, а спикерство по справедливости достаться Александру Морозу. Причину паузы объяснил представитель НСНУ Роман Зварыч: «Если бы президент избирался в той же системе и в те же сроки, что и парламент, можно было бы согласиться с позицией Юлии Владимировны. Но в связи с тем, что мы понимаем, что выборы разделены и по срокам, и по законодательству – абсолютно отсутствует логика в этих заявлениях. Таким образом, за этими заявлениями кроится что-то другое – попытка обуть «Нашу Украину» путем очередного ультиматума. «Наша Украина» не может и не будет соглашаться с такой авантюрной и обидной позицией Юлии Владимировны. В связи с этими заявлениями Юлии Владимировны мы приостанавливаем участие в переговорном процессе (по созданию парламентской коалиции), пока эти заявления не будут дезавуированы или опровергнуты».

Понятно, что представители БЮТ молчать не стали. Их «ответ Чемберлену» выглядел следующим образом: «Это, безусловно, достаточно сильный удар по темпам формирования коалиции. Эта позиция, я считаю, является исключительно деструктивной. И эта позиция свидетельствует как раз о реальных намерениях этих потенциальных участников коалиции», – сказал Александр Турчинов. По его мнению, процесс затягивания, который инспирирует партия власти, связан с тем, что НСНУ ведет переговоры не только с БЮТ и СПУ, в частности, об этом свидетельствует и сегодняшнее голосование на подготовительной группе». В общем, намек более чем прозрачен: блок Тимошенко подозревает союзников в сепаратных переговорах с Партией регионов, которые, если честно, и не прекращались. Время от времени всплывает информация о закулисных встречах Ющенко и Януковича, но в то же время есть ведь и информация об альянсе Партии регионов, СПУ и коммунистов и о возможном союзе между БЮТ, «регионалами» и социалистами. Значит, не в «закулисных договоренностях» дело – они просто ширма, за которой идет более жесткий торг. Торг между своими. Его элементами стопроцентно можно считать:

– Уход в парламент первых лиц исполнительной власти – Еханурова, Кинаха, Сташевского, Барановского. Это четкий показатель того, что техническая команда премьера не уверена в своем будущем, поскольку коалиционные приоритеты Виктора Ющенко сильно сместились после его визитов в Литву и Польшу.

– Попытки «Нашей Украины» втянуть президента в процесс переговоров по коалиции, от которого Ющенко все время старательно дистанциировался. Сразу после демарша «нашеукраинцев» Роман Безсмертный предложил социалистам и «бютовцам» обратиться к президенту, чтобы вместе искать выход из создавшейся ситуации. По мнению главы политсовета НСНУ, именно «вмешательство в переговорный процесс президента дает надежду надеяться на конструктивный результат». Правда, непонятно, чего в этом предложении больше – цинизма ответственного за переговоры Безсмертного или его же желания таким образом «отыграться» за кадровое фиаско: становится все более понятным, что скромный партийный труженик Роман Петрович и в этот раз окажется заложником своей скромности. Конечно, если не сподобится переломить ситуацию в свою пользу. А сделать это можно только двумя способами: либо поставив в «пятую позицию» президента, либо его «любимых друзей», уже проявивших нешуточный интерес к должностям, которые давно примеряет к себе глава политсовета НСНУ. И в первом, и во втором случае необходимо сделать Ющенко соучастником этой программы, посадив сейчас Виктора Андреевича на партийный корабль, который станет «Титаником» и в случае развала «помаранчевой» коалиции, и в случае союза ПР и «Нашей Украины» – этот план еще витает во многих светлых головах и может быть реализован, если «регионалы» откажутся от фамилии Виктора Януковича в списке возможных премьеров. К слову, это вполне реально: недаром же сегодня на заседании политсовета ПР была презентована новая версия коалиционного соглашения, согласованная с мнением партий, с которыми велись переговоры о большинстве. Виктор Янукович, представлявший новую редакцию соглашения подчеркнул, что работа по его подготовке проводилась с учетом точки зрения как политических сил, так и отдельных депутатов и депутатских групп. По его словам, в новой редакции коалиционного соглашения четко выписан механизм сотрудничества правительства и парламента, а также исключены все разногласия, существующие между политическими силами. Так что сдвиги есть…

– Непубличный, но достаточно принципиальный скандал, связанный с формированием «подготовительных» мероприятий по проведению первой сессии ВР. После подковерной борьбы, в которой «погиб» товарищ Хара, право заниматься подготовкой первого парламентского дня за собой закрепили Петр Порошенко, Николай Мартыненко, Николай Томенко, Александр Турчинов. По двое от БЮТ и «Нашей Украины». Социалисты же получили пост руководителя ПРД – Ивана Бокия. Со стороны «донецких» вопросы взялись решать Сергей Ларин, Игорь Шкиря, Евгений Кушнарев. Понятно, почему не нашлось места коммунисту Харе: слишком серьезные вопросы стоят на кону, чтобы доверять их фракции, играющей сегодня номинальную роль. Таким образом, уже есть фамилии людей, которые войдут в состав временного президиума парламента – «синклита», от которого во многом зависит ход спикериады и премьериады, распределение комитетских портфелей и много других кадровых нюансов.

Вряд ли они обидят и себя: среди этих восьми персон легко угадываются и возможный спикер, и будущий глава Секретариата президента, и новый секретарь Совбеза. Распределение ролей, видимо, такое устойчивое, что видные «нашеукраинцы» уже даже не протестуют против назначения Юлии Тимошенко главой Кабмина, чему яростно сопротивлялись на первом этапе коалиционных переговоров. Возможно, причиной такого охлаждения страстей явилась кризисная ситуация в экономике (резкое повышение тарифов на электроэнергию и коммунальные услуги), исправить которую сразу не под силу ни одному премьеру, в том числе и Юлии Тимошенко. А это значит, что уже через несколько месяцев вопрос о непрофессионализме и недееспособности тимошенковского Кабмина может встать ребром, и парламент лишит Тимошенко и кресла, и депутатской перспективы. А возможно, люди, входящие в окружение Ющенко, поняли (особенно, после его визитов в Литву и Польшу), насколько несамостоятелен Виктор Андреевич в принятии некоторых решений, и насколько «бронепробивной» и убедительной является Юлия Владимировна при достижении своих целей. Недаром же сдвиг Алексея Ивченко – заклятого врага «газовой принцессы» – стал плодом совместных усилий российского «Газпрома» и американского Госдепа, которые провели с украинским президентом разъяснительную работу в Вильнюсе. А итогом польского визита Ющенко стало его заявление о возможном премьерстве Юлии Тимошенко, о котором совсем недавно Виктор Андреевич и слышать не хотел – в силу эмоциональных и политических страхов.

Более того, переговоры о создании коалиции, которые попробовала было прервать «Наша Украина» (точнее, ее бюрократическая часть, поскольку «прагматичное» крыло НСНУ озабочено совсем другими вопросами), были возобновлены после личной встречи лидера БЮТ и президента. Как заметил верный соратник леди Ю Александр Турчинов, «встреча была достаточно эффективной». Еще бы! Ведь Виктор Андреевич, получается, после визита к нему Тимошенко дал прямые указания своим партийцам «не ерепениться» и дожать коалиционный договор, который, по словам того же Турчинова, уже почти готов и нуждается лишь в незначительной коррекции. Просто интересно, какие аргументы приводила президенту лидер БЮТ, о чем напоминала, какие фамилии называла для того, чтобы Виктор Ющенко достаточно бесцеремонно поставил на место свою партийную структуру?

Проигнорировал Ющенко и альтернативное предложение «нашеукраинцев» отдать пост премьера лидеру социалистов, озвученное главным аналитиком НСНУ Анатолием Луценко. Хотя тоже непонятно, чего в этом заявлении больше – желания перессорить главного социалиста с женщиной с косой и тем самым еще затянуть и запутать переговорный процесс, нейтрализовав все претензии за его срыв, или же реального намерения предложить к рассмотрению кандидатуру политика, который не вызывает идиосинкразии у России (в частности, своей антинатовской позицией) и имеет репутацию на Западе. Словом, способен не хуже Тимошенко выравнивать внешнеполитический курс, но при этом никогда не станет конкурировать с Ющенко в борьбе за президентство – в каком бы году она ни началась. Или это «мостик» к договоренностям с Партией регионов, которая так и не дала своего согласия на компромиссную фигуру Юрия Еханурова, что стало одной из причин бегства Юрия Ивановича под парламентскую крышу?

«Регионалы» сегодня все настойчивей напоминают президенту, кто хозяин во внутриукраинском доме, кому принадлежит контроль над десятью крупнейшими промышленными регионами. И назначением интересного ПР донецкого губернатора, на которого уже подписан президентский указ, тут не «откупиться». «Регионалам» нужно войти во власть – этого хотят и они сами (особенно бизнес-представители донецкого партийного холдинга), и их избиратели: по данным Фонда «Демократически инициативы», 83,9% избирателей, голосовавших за «бело-голубых», поддерживают вариант широкой демократической коалиции в парламенте, куда на равных войдут и ПР, и «Наша Украина». Это и своеобразная компенсация за президентское поражение Виктора Федоровича в 2004-м году, и экономическая целесообразность: вдали от властных рычагов очень трудно укреплять (и сохранять) свой бизнес. Первым это понял Борис Колесников, за ним Ринат Ахметов со товарищи, которые и являются основными лоббистами широкой коалиции. Для них экономические приоритеты и гарантии важней еще и потому, что в политике они лишь делают первые шаги. Им не обыграть более искушенных коллег по бизнесу из «оранжевого» лагеря – того же Порошенко, Мартыненко, Жванию, нацелившихся на «взятие» парламентских высот и постов в Секретариате президента и СНБО как противовеса правительственным рычагам, которые могут оказаться в руках Юлии Тимошенко.

Разумеется, стопроцентной гарантии этому нет: в последний момент Юле может не хватить голосов, поскольку, как говорит политолог Виктор Небоженко, «кидалово» является старинной украинской политической традицией. Но, откровенно говоря, Виктору Ющенко лично такой вариант «не улыбается» – ведь в противном случае ему действительно придется рассмотреть вариант премьерства Мороза, либо думать над расширением коалиции за счет привлечения Партии регионов, что означает окончательную потерю доверия избирателей к президенту. Поэтому Ющенко, скорей всего, будет жестоко «давить» на партийное руководство НСНУ, требуя обеспечить «контакт» с лидером БЮТ и удовлетворение всех желаний Юлии Владимировны, как это ни противно Роману Зварычу или Роману Безсмертному. Те, кто имеет возможность не подчиняться президентской воле и действовать более-менее самостоятельно, уже решили сами взять судьбу в свои руки и добиваться постов, которые позволяют влиять на ситуацию в стране, «ограничивать» аппетиты премьера и министров, но при этом не зависят напрямую от президентских указов.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам