Деньги на сохранение народа

Седьмое по счету послание президента России Федеральному Собранию страны от 10 мая сего года вызвало самые противоречивые оценки. От «это послание ошеломляющее, приятное и очень деловое» (Юрий Лужков, мэр Москвы) до «послание я назвал бы застойным…, на фоне притока нефтедолларов идет раздача денег» (Владимир Рыжков, независимый депутат Госдумы).

Лидер российских коммунистов Геннадий Зюганов завил: «Послание в этом году было более конкретным, более реалистичным… Мы поддержим идеи, связанные с усилением обороноспособности и безопасности страны». Главный демократический либерал России Владимир Жириновский вообще был в восторге: «Это было хорошее послание, на пять с плюсом. С 2020 года будет нормальная армия, все угрозы будут локализованы, и все будет хорошо. Радостно… Эта программа выполнима, и деньги у нас на это есть… Программа для всех: от маленького чиновника до главы правительства. И все в спокойном режиме: никому не угрожаем и никого не боимся». А Сергей Глазьев, депутат Госдумы от фракции «Родина», заявил: «Я думаю, важным было то, что президент воспринял в качестве главных приоритетов и критериев работы государства требования народно-патриотических сил, о которых мы говорили многие годы. Прежние послания, и в прошлом году, и в предыдущие годы, фактически фиксировали большой разрыв между государством и обществом. Государство планировало какие-то реформы под себя, фиксировало концентрацию власти. Впервые мы видим наконец-то обращение государства к обществу».

Остались довольны и экс-коллеги Путина: «целиком согласен с задачами, которые Владимир Путин поставил в президентском послании, и рассчитывает, что за оставшийся срок своего президентства он сможет запустить механизм их реализации. Я думаю, президент не хочет уйти так просто – сказал, и все. У него есть возможность за год-полтора, которые остались до окончания его президентского срока, запустить процесс реализации всего того, что он обозначил в послании» (Михаил Горбачев) и «Борис Николаевич полностью согласен с тем, какие проблемы вынесены в разряд приоритетных в нынешнем послании президента. Ельцин слушал послание с удовольствием. Ему понравилось, как были расставлены в нем акценты» (Владимир Шевченко, шеф протокола Бориса Ельцина).

Но важно, повторюсь, другое: практически все критики и наблюдатели – от оппозиции до провластных политиков – признали, что полностью или по отдельным сегментам задачи, поставленные стране ее президентом, выполнимы. Более того, будут поддержаны самыми разными политическими силами. Поддержаны, ясное дело, при формировании бюджета России на следующий год. Потому что четко названа дата «запуска» послания, что называется, в работу – 1 января 2007 года. И обозначена перспектива выполнения – 5-15 лет. То есть задачи не только для Путина, но и для его преемника.

Связано это с тем, что, во-первых, Путин за годы своего правления никогда не превращал свои послания думцам и сенаторам в политические игрища, инструмент шантажа или унижения законодателей по принципу «выясним, кто в хате главный». Во-вторых, глава России пытался найти всеобщий политический консенсус для решения главной задачи – укрепления Российского государства. В отличие, например, от Украины, где президенты перед народными депутатами «резвились» с разной степенью интенсивности и наглости, а нардепы либо встречали глав государства обструкциями (Леониду Кучме в Раде даже как-то бросили на трибуну лапти, чтобы он поскорее оставил свой пост). Либо откровенно скучали и подремывали. Как в феврале этого года, когда Виктор Ющенко зачитал им краткий конспект из своих спичей на Майдане и ничего не значащих лозунгов об «украинской Украине», которые залежались без выполнения и воплощения в жизнь еще со времен предвыборной борьбы за власть…

Критики же всех семи посланий Путина подчеркивают их главный недостаток: они трудно выполнимы без напряжения и единения всех политических сил и органов власти как в центре, так и (это главное!) на местах и лишены какой-то глобальной концептуальности в видении отдаленного будущего России. Однако это не совсем так. Ведь параллельно все подчеркивают и главную особенность президентских спичей – конкретность и последовательность. Начиная с общего видения неприглядной ситуации в России и приоритетов собственного президентства (главное в послании за 2000 год), а потом с борьбы с чеченским сепаратизмом (2001 год), бюрократией (2002 год), бедностью (2003 год), Путин все время движется в одном направлении – через создание и реализацию понятных всем национальных проектов в социальной сфере (2004 год) и удвоение ВВП за 10 лет (2005 год) Россия должна всесторонне укрепиться и занять свое место в новой системе мировых координат. Сохраняя свою идентичность и самодостаточность и одновременно – с целью заимствования всего нового и передового – открываясь для современного мира с его всеобъемлющей глобализацией и вездесущим научно-техническим прогрессом и непрекращающимся новым переделом рынков и сфер влияния.

Получается в России Путина, разумеется, не все. И это, например, признало даже Контрольное управление президента Российской Федерации, перед седьмым выходом президента к депутатам подготовив справку о выполнении задач, поставленных в прошлогоднем послании Путина, и заявив в ней о недостаточности запланированных темпов экономического развития, роста инвестиций и снижения инфляции. Однако Путин – и это признают все – не отступает от поставленных задач, заменяя старые новыми, и не отказывается ни от одной из них.

Так было и в послании №7, которое уже получило название «сохранение народа». Поговорив о необходимости экономического роста и инновационного развития экономики, об укреплении институтов демократии и авторитета власти, о борьбе с «надменной кастой» (так он в прошлогоднем послании обозвал коррумпированную бюрократию, сросшуюся с нечистоплотными бизнесменами-нуворишами), Путин выдвинул две новые задачи: улучшение демографической ситуации в России и всемерное укрепление и развитие вооруженных сил с целью повышения обороноспособности страны. Плюс достижение конвертации рубля с 1 июля сего года. Чтобы, значит, с финансированием все было тип-топ.

И опять Путин был предельно корректен, но так же предельно конкретен. И в видении «врагов» («товарищ Волк знает, кого кушать, и кушает, никого не слушает», забывая о правах человека и демократии, когда это касается его интересов – намек на США), и в постановке задач.

Обстановка же в мире, по Путину, такова, что:

а) конфликтное пространство на планете расширяется и уже угрожает России, так как даже использование неядерного оружия террористами может вызвать ядерную «ответку» сильных мира сего из «ядерного клуба»;

б) говорить о конце гонки вооружений преждевременно, и Россия будет вооружаться, но не как СССР – не в ущерб экономике и народу, а современным высокоточным оружием;

в) блоковое мышление не преодолено, сохраняется и диктует политику многих государств, в том числе, и в отношении России.

А значит, уверен Путин, улучшение демографии – это, прежде всего, снижение смертности, повышение рождаемости и правильная миграционная политика. Для пополнения человеческого потенциала и защиты его от всех вызовов современности. От предотвращения военной угрозы до улучшения здравоохранения и победы над заболеваниями. Общие слова, конечно, но под каждое из них Путин подвел конкретные расчеты: увеличение пособий матерям-роженицам в два-три раза – в зависимости от количества детей, выделение денег на социальную реабилитацию (материнский капитал в 250 тыс. руб.), помощь семьям, которые взяли на воспитание сирот и беспризорников.

Точно так же и с армейскими задачами. Главная из них – сохранение баланса сил в мире при готовности не просто отвести любые угрозы суверенитету страны, но и вести несколько войн сразу, если понадобится. Для этого половина военного бюджета страны будет направлена на переоснащение армии и флота самым современным вооружением. В первую очередь, носителями его. Для этого возрождается военное авиа- и судостроение (впервые с 1990 года на вооружение поступят две подлодки, способные нести ядерные боеголовки), поступают в войска и ракетные комплексы «Тополь-М» и «Булава» (будут укомплектованы 5 дивизий стационарными комплексами и 1 – подвижными), возрождается единый военный заказ, до 2011 года будут сформированы 600 частей, находящиеся в постоянной боевой готовности. А сокращение армии (с 1,4 млн. чел. до 1 млн.) будет проводиться естественным путем – уходом в отставку «стариков» и заменой призывников профессионалами (в 2008 году они должны составлять две трети личного состава). Главная задача, сказал президент России, это не обращать внимания на явную асимметрию в количестве средств, затрачиваемых Россией и теми же США (у них военный бюджет в 25 раз больше, чем у России), а преодолевать ее и все возникающие диспропорции качеством реформ в армии и флоте.

И много еще можно говорить на эту тему. Но главное в том, что министр финансов Алексей Кудрин уже подтвердил: деньги на выполнение задач есть. Еще бы: по данным российских экономистов, нефте- и газодоллары дали в стабилизационный фонд России «свободных» 200 млрд. долл. Осталось, правда, сделать так, чтобы они были потрачены по назначению. А также, чтобы сохранился курс преемственности в российской власти. Путин уверен, что сохранится. И если он прав, то всем остальным уже сейчас нужно думать, как жить с такой Россией. Крепко думать, по-путински. Чтобы не было каких-нибудь неожиданностей…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам