"Да" и "нет" не говорить

На ультимативное предложение дуэта Тимошенко–Мороза к президенту «встретиться и поговорить» Виктор Ющенко откликнулся предложением о новом раунде переговоров. Причем, не персонально с Юлией Владимировной или Сан Санычем, а со всеми лидерами победивших в борьбе-2006 политических сил. О чем это говорит?

Во-первых, о том, что «оранжевая» коалиция не является единственным вариантом послепобедной конструкции в ВР. Чем больше времени проходит, тем крепче позиции Партии регионов, тем меньше ужас адептов Януковича от перспектив ухода партии в оппозицию. Во-вторых, о том, что «управлять» Ющенко, шантажируя или напоминая ему о прошлых заслугах ветеранов Майдана и предвыборной поддержки, не получится. Несмотря на всю нерешительность, неумение принимать ответственные решения и вести переговоры, Виктор Андреевич в полной мере усвоил одно: статус президента – это когда не надо ни с кем делиться. И конституционная реформа, проведенная с 1 января нынешнего года, не помогла опровергнуть эту святую убежденность, как ни стремился выработать подобный «комплекс» у президента лидер СПУ и родоначальник политреформы Александр Мороз. В-третьих, Виктор Ющенко показал, что намерен держать дистанцию и ни в коей мере не опускаться до уровня равноправного с Тимошенко, Морозом, Януковичем переговорщика о формате коалиции. Он готов разве что рассматривать готовые предложения и модели большинства, корректируя и дополняя разные соглашения и меморандумы. Тем более что вариантов поправок великое множество – от вступления в НАТО до уравнивания в правах ветеранов ВОВ и «вояков» УПА.

Таким образом, Ющенко не внял советам ряда активистов из «Нашей Украины», требующих от президента максимальной вовлеченности в процесс торгов за их кресла, мотивируя тем, что такая практика активного участия главы государства в процессе строительства пропрезидентского большинства принята в большинстве европейских стран. Тут есть хотя бы один положительный момент: к пожеланиям «любых друзив» Ющенко, порой, не менее индифферентен, чем к ультимативным требованиям Юлии Владимировны. Другое дело, что происходит это вовсе не потому, что сам Ющенко такой сознательный и досконально изучивший опыт работы президента в парламентских республиках, где глава государства влияет на формировании коалиционного большинства в парламенте номинально, а по той причине, что сам Виктор Андреевич не имеет четкого видения и понимания происходящего, основываясь только на своих симпатиях и антипатиях. Он не хочет ставить Юлю на пост премьера, помня, как она “исполнила” его, его партию и всю страну за 9 месяцев премьерства, а с другой стороны – не хочет “рвать отношения” с Партией регионов, которая способна поддержать на пост премьера человека, рядом с которым Ющенко чувствует себя относительно спокойно.

Поэтому президент и заявил: «У меня нет готового решения по кандидатуре премьера. Пока речь идет о том, что необходимо сформировать команду и определить программу, реализовать которую будет новый Кабмин». Кстати, о программе. Предполагается (с подачи НСНУ), что правительство должно проводить в жизнь тот план, с которым Ющенко шел на президентские выборы – «10 шагов навстречу людям». Это хоть как-то логично, если пост премьера займет Юрий Ехануров, первый номер провластной партии «Наша Украина». Во всех остальных вариантах совершенно непонятно, почему Тимошенко, Янукович или кто-то другой, к НСНУ не относящийся, должен по пунктикам выполнять те обязательства, которые брал именно Ющенко и его политическая сила, в 2006-м году пришедшая к финишу всего лишь третьей…

Неудивительно, что после встречи президента с лидерами прошедших в парламент партий выработано одно-единственное решение: 11-14 мая представить на суд президента Ющенко обновленный вариант коалиционного соглашения. И снова кандидаты в премьеры должны из кожи вон лезть, чтобы доказать свою эксклюзивность – ведь Ющенко никому не отказал в их праве возглавить Кабмин: ни Юлии Тимошенко, ни Юрию Еханурову, ни Виктору Януковичу: «Если мы достигнем принципиальных договоренностей, то неважно, кто будет консолидировать правительство – Ехануров, Тимошенко или кто-то другой». Понятно, что одна эта фраза каждому из участников «оранжевого серпентария» позволила сделать собственные выводы. Так, Юрий Ехануров считает, что после встречи шансы лидера БЮТ вернуться в кресло главы Кабмина значительно уменьшились. В свою очередь, леди Ю назвала это «тайными желаниями Еханурова» и заверила всех, что они как никогда близко подошли к формированию чисто «помаранчевой» коалиции, в формате которой Юрию Ивановичу никогда не светит продолжить свою премьерскую карьеру. Александр Мороз был сдержан: «Работа по подготовке к созданию коалиции продолжается». Сан Саныч сегодня крайне осторожен. Участвуя с Тимошенко в борьбе за «оранжевую» коалицию, он в то же время не отрицает возможности присоединения «регионалов» к большинству майданных партий – чтобы иметь мостик, по которому СПУ перейдет от «помаранчевого» к широкому большинству без серьезного ущерба для репутации.

Что касается самого лидера ПР, то, как я уже отметила вначале, его уверенность в том, что «все будет хорошо», крепнет день ото дня, и встречи с Ющенко этому лишь способствуют. По словам Виктора Федоровича, Партия регионов и «Наша Украина» как раз сейчас ведут переговоры о создании широкой коалиции. А как же тогда быть с громкими заявлениями лидеров НСНУ о том, что объединение с «бело-голубыми» врагами революции невозможно ни при каких условиях? Фактически Янукович дал повод Юлии Тимошенко развить тему о сепаратных договоренностях НСНУ за спиной партнеров по «оранжевому» лагерю, но вот поможет ли это Тимошенко в борьбе за кресло премьера? Если Юля «проглотит» эту наживку и собьется на жесткую критику президента и его партии, это даст возможность «вычеркнуть» ее из числа коалициантов. Но пока лидер БЮТ демонстрирует солидарность с президентом и готовность воплощать в жизнь все его планы в рамках «оранжевой» коалиции. А вот Юрий Ехануров взял на вооружение более практичные способы укрепления доверия – пообещал, что правительство повысит зарплаты до надлежащего уровня в связи с подорожанием энергоносителей… Иными словами, Юрий Иванович делает акцент на экономическую составляющую своего возможного успеха, (укрепление гривны, резервы для повышения зарплат), в то время как Тимошенко работает в политико-эмоциональном ключе: верность идеалам революции, желание выполнять программу президента, наказать всех олигархов, распустившихся после ее отставки… Понятно, что писать в сто тридцать восьмой раз о вариантах коалиции просто невозможно. Эта тема набила оскомину и тем, кто пытается формировать большинство, и тем, кто описывает каждый «чих» переговорщиков. Тем не менее…

Оранжевая коалиция. В ее состав входят «Наша Украина», БЮТ и Соцпартия. Это самый выгодный расклад для Тимошенко, которая в этом случае сможет «выбить» себе премьерское кресло. И наиболее невыгодный для партии Ющенко и лично президента, поскольку Юлия Владимировна является его самым сильным и неумолимым соперником. Чем больше проходит времени, тем тускней «помаранчевые» краски, тем меньше перспектив восстановить майданный формат.

Широкая демократическая коалиция. Вариант, при котором в большинство входят «Наша Украина», Партия регионов, СПУ и, если захочет, блок Тимошенко. В идеале же БЮТ отправляют в оппозицию, а все остальное (в том числе и кадровые должности) делят на троих. Если повезет очень сильно – на двоих. Формальная мотивация создания именно такого варианта – объединение Украины. При этом каждая из сторон преследует собственные узкополитические цели. «Наша Украина» мечтает избавиться от дышащей в спину Юлии Тимошенко, Партия регионов не хочет вести оппозиционную жизнь. Как заметил один из аксакалов ПР Владимир Рыбак: «Мы из власти никогда и не уезжали»

Смешанная коалиция. Промежуточный вариант, когда к «тройке» СПУ– НСНУ–БЮТ присоединяются желающие из двух оставшихся фракций – КПУ и ПР. Или к коалиции из «Нашей Украины» и Партии регионов периодически примыкают «бютовцы», желающие решить экономические вопросы. И не только их. Это своеобразный вид «внефракционных» депутатов, на которых опирались всегда при мажоритарно-партийной системе. В конце концов, никто не запрещает любому народному избраннику поставить подпись под коалиционным соглашением и голосовать не в русле своей партии, но единодушно с коалицией. Подобные случаи в прошлом парламенте были столь часты, что сразу отказаться от них не выйдет, а тем более, при наличии опытных переговорщиков и достаточного количества финансовых аргументов.

Опять же, наличие среди депутатов большого количества серьезных бизнесменов автоматически приведет к появлению свободных голосов: тех, кто будут отстаивать сначала свои бизнес-интересы, а уж потом интересы партии. В прошлом созыве такой пример первыми подали банкиры из «Нашей Украины» – их семи голосов вполне хватило для избрания Владимира Литвина спикером ВР. На сей раз, видимо, пальма первенства достанется «регионалам», многие из которых, благодаря особенностям ведения дел, неуютно чувствуют себя вдалеке от власти. Или же, если будет сформирована коалиция между НСНУ и Партией регионов, перебежчики появятся из лагеря Тимошенко: вряд ли Тариэл Васадзе или Василий Хмельницкий мечтают о лаврах борцов с режимом. К тому же, как показывает опыт парламента-2002, большими фракциями очень сложно управлять. Поэтому всего шаг отделяет мегафракции, вроде ПР или БЮТ, от дробления на небольшие группы по интересам внутри одной фракционной оболочки. А вот с этими «клубами» уже можно будет работать по вопросу несинхронных голосований, именно они могут стать донорами для смешанных типов большинства.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам