Оранжевый табурет на трех ногах

Равновесие неустойчивой коалиционной конструкции придадут четко выписанный договор, плечо президента и премьер-министр, соответствующий принципу трех «п»: патриотизм без надрыва, профессионализм, но не с двумя «ф», прагматизм без корыстолюбия. Простое арифметическое сложение мандатов, полученных на парламентских выборах «нашеукраинцами», тимошенковцами и социалистами, в сумме еще не дает желаемую «оранжевую» коалицию. Просто потому, что арифметика неприложима ни к политике, ни к человеческим взаимоотношениям вообще и в данном случае в особенности.

И кто угодно, и сколь угодно громко может кричать о неких правах на лидерство, но если без одного из слагаемых уравнение тут же распадается, значит, крик здесь не главный аргумент. Единство, которое демонстрируют Тимошенко и Мороз, основанное на взаимной кадровой поддержке (он ей – премьерство, она ему – спикерство), тоже не так упрочивает потенциальную коалицию, а, наоборот, создает предпосылки еще для одной причины дестабилизации. Потому что это они сейчас, как будто, выступают «заединщиками», но стоит каждому из них плотно усесться в свои кресла, как непременно начнется конфронтация.

Достаточно вспомнить Сан Саныча во времена его спикерства, когда он едва ли не первым ребром поставил вопрос о превосходстве парламента над президентской властью. Политреформа, укрепляющая, наконец, выстраданную им мечту, даст ему новое поле для развертывания новой конфронтации. Только на этот раз уже на два фронта – с президентом и премьером. В конце концов, получим ситуацию войны всех ветвей власти со всеми. Кроме того, парламентские выборы социалисты фактически проиграли, так как сумели заполучить всего каких-то пять процентов голосов. Спикерство Мороза, как в таких случаях говорят, – «не по Сеньке шапка». Тем более, они будут из кожи вон лезть, чтобы, как малорослый кавалер, достать до плеча дамы, вчетверо выше его. В жизни обычно такие пары страдают от болезненного самолюбия партнера и вместе долго не живут. Нет никаких оснований считать, что в политике все происходит как-то иначе.

От природы наделенная непревзойденной властностью бизнес-вумен Юлия Владимировна, играющая до поры до времени в те же, что и Мороз, политреформенные и левые игры, став премьер-министром, конечно, не станет «сверять свои часы» по будильнику своего социалистического напарника, как это предписано реформой. А если он будет настаивать, то ему быстро растолкуют, кто в доме хозяин. Вспоминая также множество, мягко говоря, очевидных ошибок, допущенных Тимошенко во времена ее премьерства, и понимая, что они носят далеко не случайный характер, можно предположить, что ободренные спикерством Мороза социалисты потерпят-потерпят, да и перейдут во внутреннюю оппозицию. Это им будет выгодно для того, чтобы в случае окончательного провала экономической политики Тимошенко оказаться непричастными к нему.

Сколько просуществует такая коалиция, раздираемая глубокими противоречиями не только на ментальном, но во многом и на идеологическом уровне? Многие аналитики дают сроку полгода. Но важнее ответ на другой вопрос: а сколько и как просуществуют при этом украинцы?

Разве Мороз и Тимошенко, оба опытные политики, сами не понимают, что закладывают под коалицию мину замедленного действия? Скорее всего, понимают. Но оба во что бы то ни стало хотят пройти первый этап ее становления. Они видят его в том, чтобы получить заветные места в правительстве и парламенте, а там – чья возьмет. И если Юлия Владимировна считает, что завоевала свое право, то для Сан Саныча это уникальный шанс, играя на противоречиях внутри «оранжевой» коалиции, превратить свое поражение в победу. Вот почему им обоим выгодно делать вид, что коалиционный договор – это такой простенький междусобойчик: распределили, кто где сядет и сколько портфелей получит, а там – хоть трава не расти.

На самом деле, «Наша Украина» совершенно права: начинать надо не с портфелей и кресел, а с принципов существования коалиции. Только жесткий договор, в котором четко выписаны все правила общежития, включая взаимную ответственность и подконтрольность, должен лечь в основу будущего парламентского большинства. Причем эти условия должны быть направлены на выполнение программы президента Ющенко, так как иначе – какая же это «оранжевая» коалиция, если каждый начнет проводить тот курс, какой ему заблагорассудится? Плечо президента и станет той четвертой точкой опоры, которая придаст устойчивость шаткой коалиционной конструкции.

И вот когда все это будет согласовано, возникнет вопрос: кто же вправе возглавить новое «оранжевое» правительство? Тимошенко и Морозу, слившимся во временный тандем, хочется всех убедить, будто бы и тут арифметика на их стороне: мол, их двое, а Ехануров – один. На самом же деле, четвертой, важнейшей стороной, выступает всенародно избранный президент, имеющий план реформирования страны. Глава государства, с именем которого миллионы людей связывают надежды на улучшение жизни. Так вот, президент неоднократно высказывался, что хотел бы и дальше работать с премьер-министром Ехануровым. Получается, два на два. Учитывая же, что без президента коалиция будет напоминать оранжевый табурет на трех ногах, тандем Ющенко–Ехануров имеет куда больший вес, чем тандем Тимошенко–Мороз. К тому же праволиберальные взгляды уравновешивают зачастую лево-популистские настроения второго, уже нанесшие экономике серьезный вред в первой половине прошлого года и до сих пор полностью не преодоленные.

В пользу кандидатуры Юрия Еханурова свидетельствует и его премьерская репутация, впервые за все годы независимости отвечающая принципу трех «п» – патриотизм без надрыва, профессионализм без двух «ф», прагматизм без корыстолюбия. Обладает ли такими же качествами и репутацией его конкурентка, вопрос риторический.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам