Вспоминая красного вождя…

3 апреля 1917 года на Финляндском вокзале Петрограда встречали заграничного руководителя российских социал-демократов Владимира Ульянова-Ленина. Каким образом удалось ему вместе с ближайшими соратниками проехать из Швейцарии через территорию находящейся в состоянии войны с Россией Германии — этот вопрос мы сейчас опустим. Это тема отдельной статьи!

К встрече «дорогого гостя» местные товарищи подготовились основательно. Собрали массовку из рабочих и солдат, организовали оркестр. Наконец поезд подкатил к перрону, где уже ожидал почетный караул. Выйдя из вагона, Владимир Ильич даже немного растерялся: на такой торжественный прием он не рассчитывал. Однако быстро свыкся с положением, и уже по прошествии нескольких минут снисходительно отвечал на торжественные приветствия.

Под звуки «надрывающегося» оркестра, выводившего «Марсельезу» (уж очень любили революционеры эту французскую мелодию!), Владимир Ильич с коллегами проследовал в императорский зал ожидания. Здесь уже находились, помимо радостных пролетариев, и официальные встречающие лица, представлявшие Петроградский Совет рабочих и крестьянских депутатов (представителей правительства и других партий приезд Ленина особо не заинтересовал).

С приветственной речью к Ленину обратился представитель меньшевистской фракции социал-демократов Николай Чхеидзе: «Товарищ Ленин, от имени Петроградского Совета рабочих и крестьянских депутатов и всей революции добро пожаловать в Россию… Мы надеемся, вы понимаете, что основной задачей революционной демократии в настоящий момент является защита нашей революции от всякого рода нападок со стороны как внутренних врагов, так и внешних. Мы считаем, что не разъединение теперь нам необходимо, а, наоборот, сплочение рядов всех демократических сил. Мы надеемся, что эти задачи станут для нас с вами общими».

И умолк в ожидании ответа Ленина. Как же ошибался Николай Семенович в понимании ленинской «задачи революционной демократии»! Владимир Ильич, на протяжении всей обращенной к нему речи занятый очень «важным» делом — изучением рисунков на потолке зала ожидания, произнес: «Дорогие товарищи, солдаты, матросы и рабочие! …Грабительская империалистическая война является началом гражданской войны во всей Европе… Солнце мировой социалистической революции уже взошло…

Совершенная вами русская революция подготовила и открыла дорогу новой эре. Да здравствует всемирная социалистическая революция!». Последние слова «вождя» потонули в реве возбужденной толпы, подхватившей Ильича на руки и бурным потоком устремившейся на площадь перед вокзалом. Вряд ли кто-то из рабочих или матросов понял, что скрывалось под фразой о «всемирной социалистической революции».

Чхеидзе же как умный человек, умевший читать между строк, вывод сделал однозначный: Ленин еще доставит всем множество неприятностей! Только вот не подозревал, в каком количестве и насколько скоро!

На следующий день, 4 апреля, в Таврическом дворце проходило Всероссийское совещание рабочих и солдатских депутатов. Относительно того, насколько совещание было «всероссийским», когда большинство солдат еще продолжали воевать на фронте и никаких депутатов не выбирали, вопрос, конечно, спорный. Но историю не изменишь — «всероссийское» так «всероссийское».

Пожертвовав отдыхом после долгой дороги, решил выступить на совещании и Владимир Ильич. Даже подготовил листочек бумаги, на котором, чтобы не забыть, набросал 10 основных пунктов своей речи (впоследствии эта знаменательная бумажка была выставлена в Музее Ленина в Москве). И название даже придумал такое, «ленинское», — «Апрельские тезисы».

Прежде чем перейти к чтению данных тезисов, необходимо дать краткую характеристику происходивших в этот период событий. После Февральской революции, поддержанной всеми слоями общества, в России было образовано Временное правительство, в которое вошли представители наиболее крупных политических партий. Новосозданное правительство провозгласило невиданные дотоле свободы, наметило курс социально-экономических реформ. Принципиальной позицией было продолжение войны против Германии. Большинство населения, «окрыленное» приливом патриотизма, вызванного политическими переменами, также поддерживало продолжение войны. Все политические партии, несмотря на определенные противоречия в программах, сплотились в тот период, чтобы совместными усилиями работать на благо страны. Суммируя вышесказанное, можно утверждать, что на момент провозглашения «Апрельских тезисов» Временное правительство пользовалось доверием как народа, так и политических партий по большинству статей. Время разочарования, так часто на Руси приходящего вслед за ликованием, еще не наступило…

Так что же произнес Ленин с трибуны Таврического дворца? «1. В нашем отношении к войне, которая со стороны России и при новом правительстве Львова и Ко, безусловно, остается грабительской империалистической войной в силу капиталистического характера этого правительства, недопустимы ни малейшие уступки «революционному оборончеству». Силен Ильич! В одном предложении и ярлык Временному правительству навесил, и защиту Родины назвал таким словечком презрительным — «оборончество».

Заметив недовольство сидящих в зале, Ильич все же признал возможность продолжения «оборончества», но при условиях: «а) перехода власти в руки пролетариата и примыкающих к нему беднейших слоев крестьянства; б) при отказе от всех аннексий на деле, а не на словах; в) при полном разрыве на деле со всеми интересами капитала».

Последние два пункта, кроме Ленина, никто вообще не понял. А вот в первом звучал открытый призыв к государственному перевороту. Только что интересно: в названии съезда фигурировало слово «солдатских», а Владимир Ильич, перечислив будущих «держателей власти», о солдатах как-то не упомянул. Забыл, наверно! Ну а окончательно «добил» Ильич присутствующих предложением о повсеместном «братании» на фронте между немецкими и русскими солдатами.

Далее Ленин продолжил развивать тему о переходе власти к «трудовому народу»: «2. Своеобразие текущего момента в России состоит в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии в силу недостаточной сознательности и организованности пролетариата, — ко второму ее этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейших слоев крестьянства».

Уж кто-кто, а Владимир Ильич, только вчера приехавший в Россию, «достоверно» знал все «своеобразие текущего момента в России». И еще этот «несознательный» и «неорганизованный» пролетариат, который совершенно не понимает, что просто «архинеобходимо» брать власть в свои руки! Ну ничего — Ленин всех научит!

Так, а теперь самое время «пройтись» по правительству: «3. Никакой поддержки Временному правительству, разъяснение полной лживости всех его обещаний…». Просто учебник по «черному пиару»!

После первых трех пунктов у сидящих в зале депутатов мог возникнуть вопрос: а кто же возглавит «власть пролетариата и беднейших слоев крестьянства»? Господа, догадайтесь с трех раз! И Ленин, наподобие фокусника, извлекает из шляпы свой четвертый тезис: «Разъяснение массам, что С. Р. Д. (Совет рабочих депутатов. — Авт.) есть единственно возможная форма революционного правительства». И далее с энтузиазмом подробнее пояснил будущее государственное устройство страны: «5. Не парламентская республика, — возвращение к ней от С. Р. Д. было бы шагом назад, — а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху».

Также в новой стране «светлого будущего» Ленин предлагает «устранение полиции, армии, чиновничества». Позднее он пояснил, что под данным предложением подразумевал «замену постоянной армии всеобщим вооружением народа». Хороша жизнь: ни полиции, ни армии, зато у каждого по «стволу» в кармане! Ох, как же любил Владимир Ильич противоречить самому себе! Только что он предлагал «устранить чиновничество», а в следующей фразе уже слышим: «Плата всем чиновникам… не выше средней платы хорошего рабочего». Н-да, вот и корни советской «уравниловки»!

С властью и государственным устройством определились. Время перейти к «земельному вопросу», столь актуальному для аграрной России: «Конфискация всех помещичьих земель. Национализация всех земель в стране, распоряжение землей местными Сов. батр. и крест. депутатов. Выделение Советов депутатов от бедных крестьян. Создание из каждого крупного имения… образцового хозяйства под контролем батр. депутатов и на общественный счет».

Вчитаемся внимательно в этот абзац. Здесь четко прослеживается несколько тенденций. Во-первых, на какую именно часть крестьянства возлагал надежды Ленин — на «бедных крестьян». Только они могли поддержать такую аферу, как национализация земли. «Крепкие хозяйственники» («кулаки» — такой штамп «приклеит» позднее к ним Ленин) никогда бы добровольно не отдали свою землю! К сожалению, как показала история, все же отдали. Вместе со своими жизнями! В выражении же «образцовые хозяйства» можно увидеть зачатки будущих колхозов, столь любимых Ильичом.

Так постепенно, плавно Владимир Ильич подошел к главному вопросу — о финансах:

«7. Слияние немедленное всех банков страны в один общенациональный банк и введение контроля над ним со стороны С. Р. Д.». Известна простая истина: кто контролирует денежные ресурсы, тот контролирует власть. Ленин прекрасно это понимал. Первоочередная задача в «новом государстве» состояла в получении контроля над всеми денежными потоками страны. Правда, существовала и определенная скрытая причина: Владимиру Ильичу необходимо было вернуть «вложенные» в него немецкие деньги. Но это, как говорится, совсем другая история.

А каким образом «держать в руках» народ? Вдруг кто-то будет возмущаться? Не захочет работать на новую власть? И на эти проблемы у Ленина есть готовый рецепт: «8. Не «введение» социализма, как наша непосредственная задача, а переход тотчас лишь к контролю со стороны С. Р. Д. за общественным производством и распределением продуктов». Очень показательно выражение про «распределение продуктов». Позднее большевики часто будут применять данный принцип: не хочешь работать на большевиков — не получишь своей пайки хлеба. И работали — чтобы выжить! Каков «ленинский гений»!

Выступление Ленина произвело шокирующее впечатление на собравшихся. Его речь критиковали как представители других партий, так и сами большевики. Так, член ЦК большевистской партии Иосиф Гольденберг констатировал: «То, что мы сейчас выслушали, есть очевидная и недвусмысленная декларация анархизма. Ленин, марксист, вождь… социал-демократической партии, умер. Ленин-анархист родился». В последующие дни Ильич подвергся «массированной атаке» в прессе со стороны видных политических деятелей. Никто из большевистской партии не поддержал своего «вождя». Казалось, что на этом политическая карьера Ленина закончена. Всеобщее мнение о будущности Ленина высказал Чхеидзе: «Пусть себе живет без революции, а мы… будем продолжать идти по дороге революции».

Что ж, первое теоретическое «зондирование почвы» на предмет государственного переворота вышло неудачным. Значит, еще рано. Решили подождать. Что-что, а ждать Владимир Ильич умел. Оказалось — недолго!..

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам