Шестой пункт

Пресловутая «пятая графа» в советское время была признаком дискриминации по национальному признаку. Играя на темных инстинктах людей, власть таким образом формировала образ врага, чужака, который в разное время был то иностранным шпионом (эпоха 30-х годов, когда сотни тысяч таких «вражеских агентов» были сосланы в лагеря или расстреляны), то прислужником нацистов (такие народы были во время ВОВ выселены с насиженных мест), то безродным космополитом. С началом новой эпохи реанимированная «пятая графа» стала поводом уже не для политико-пропагандистского, а для экономического шантажа: ссылка на эту графу часто использовалась для уничтожения бизнес-конкурентов. Например: «Эти чечены скупают все в Москве!», «Эти хохлы занимают чужие рабочие места» и т.д. Забавно, но сегодня в украинской политике тоже возникла своя «пятая графа», которая будет использоваться для дискредитации «оранжевых» коалициантов.
Это – так называемый «шестой пункт» довыборного соглашения о праве «сильнейшего» среди «оранжевых» на выдвижение премьера. На него дана «ссылка» в Протоколе о принципах формирования «помаранчевого» большинства, который 13 апреля пафосно подписали три лидера – Роман Безсмертный («Наша Украина»), Юлия Тимошенко (БЮТ) и Александр Мороз (СПУ). И именно она стала яблоком раздора «тройки». Уже на следующий день от демонстративного единства не осталось и следа: политсовет пропрезидентской партии ратифицировал соглашение не полностью – из него исключен тот самый «пункт №6», в котором идет речь о том, что коалиционный договор базируется на основе принципов, указанных еще в предвыборном меморандуме. Главный из них – кандидатуру премьера предлагает та политическая сила, которая набрала среди «оранжевых» самый высокий процент голосов. А победителем в этой номинации стала партия Юлии Тимошенко…

Естественно, что главный партийный орган БЮТ полностью одобрил протокол о намерениях, подписанный 13 апреля. То же самое сделали и социалисты: политисполком СПУ одобрил подписанный Морозом протокол уже в пятницу, на следующий день после подписания «тройственного договора». Это означает, что Блок Тимошенко и Соцпартия по-прежнему «дружат» против «Нашей Украины», которая всеми силами пытается избежать премьерства Юлии Владимировны. Но дело сделано: 13 апреля стало днем фактической победы лидера БЮТ. Потому что теперь любая сторона, давшая «задний ход», будет весьма непрезентабельно выглядеть и в глазах избирателей, и в глазах политических партнеров: кто захочет иметь дело с необязательными переговорщиками? Как всегда, пострадал Роман Безсмертный: именно ему достанутся и лавры победителя (если коалиция все же состоится, и пост спикера возьмет НСНУ), но и все «шишки» проигравшего тоже посыплются на голову председателя политсовета проющенковской партии.

Говорят, ему уже сделали «нагоняй» из-за превышения полномочий во время подписания протокола в минувший четверг. Шестой пункт не должен был быть принят ни при какой погоде, но Роман Петрович еще раз повторил то же самое, что сказал в первые часы после закрытия избирательных участков – тот, кто победил среди «оранжевых», имеет премьерский приоритет. Ему сегодня проще всех разговаривать с Юлией Тимошенко, и ситуация для НСНУ осложняется тем, что Безсмертный является официальным «переговорщиком», а не назначенным президентом, как Юрий Ехануров, который ведет не публичные, а подковерные торги. Но выиграть ему не светит даже при поддержке президента. В субботу Виктор Ющенко, озеленяя шевченковские места, достаточно неохотно и, как всегда, расплывчато ответил на вопрос о ходе и перспективах коалиционных переговоров. Цитирую: «Переговорный процесс сейчас идет своей дорогой, нормальной дорогой … Когда я узнал о голосовании по этому соглашению и шестой позиции, комментировать это можно просто: шестая позиция на сегодняшнем этапе предлагает ревизию принципов кадрового формирования (правительства), более того – даже некоторые решения, которые выходят за принципы и носят персональный характер».

По мнению Ющенко, пока не будут утверждены общие политические договоренности по тем или иным вопросам, говорить о распределении должностей, портфелей нецелесообразно. «Коалиция делается не для того, чтобы кого-то поставить, коалиция делается для того, чтобы чего-то достичь», – подчеркнул глава государства. Но при этом-то всем понятно, что все три стороны хотят достичь каждая своих интересов, а не одного, общего. И каждый пытается привлечь на свою сторону президента, сделав его неформальным руководителем переговорного процесса от «Нашей Украины». Отсюда, кстати, и предложение Виктору Ющенко возглавить высший совет Коалиции, явно неконституционное, выбивающееся из всех нормативных рамок, но зато такое желательное для членов пропрезидентской партии. Даже по той причине, что, в случае чего, все неудачи можно будет списать на одного человека – Ющенко, а не отвечать за них самим.

Президент явно испытывает дискомфорт от такой постановки вопроса: недаром же во время Дня окружающей среды дубки и вишни с Виктором Андреевичем не садил никто из «любимых друзей», а Кабмин представляли Юрий Павленко и Вячеслав Кириленко, но никак не Юрий Ехануров, которому так и не удалось (и, видимо, уже не удастся) склонить ход переговоров на свою сторону. Он оказался неподходящим лицом в стане НСНУ и нежелательной персоной для «регионалов», которые пока настаивают на премьере Викторе Януковиче. Зато в окружении Ющенко были также замечены Борис Тарасюк и Анатолий Гриценко, активно роющие лопатами свежую землю. Похоже, это тот кадровый резерв, на который президент будет опираться и которому более-менее доверяет. Возможно, эти люди сохранятся при любом составе Кабина и любом премьере…

А на самом деле ничего и ни о ком не ясно, что, собственно, и является главным «тормозом» переговоров, а вовсе не дележ портфелей между «оранжевыми» коалициантами. Неустойчивость и расплывчатость позиций, характерная для каждой из сторон, подписавшей «Протокол о принципах», являются отличительной чертой нынешнего коалиционного процесса.

Во-первых, в партии власти сложная иерархическая система переговорщиков, в которой каждый тянет одеяло на себя. Есть, по меньшей мере, три мозговых центра: имени Петра Порошенко, имени Романа Безсмертного и Юрия Еханурова. И, несмотря на формальный перевес главы политсовета, он не может давать стопроцентных гарантий: за его спиной сложная и неоднородная партийная масса – бюрократы, финансисты, голуби, ястребы.

Во-вторых, у «Нашей Украины» (по причине, указанной выше) нет и четкой позиции по коалиционному вопросу. Они едины лишь в одном – не дать Тимошенко премьерское кресло. Но нетрудно представить, какая начнется «грызня» между своими, если Юлия Владимировна по каким-то причинам откажется от премьерской должности. Причину эту, между прочим, четко сформулировал один из политологов (не из Юлиного списка): если Тимошенко сейчас станет премьером, на президентстве она может поставить крест. И не исключено, что ЮВТ обращает на это внимание и могла бы подумать, что для нее важней – правительство «терминаторов», которое наверняка «спалят» через полгода-год к общей радости потенциальных союзников – ПР и НСНУ, или президентские перспективы, к которым нужно подбираться шаг за шагом. Но для этого Тимошенко и ее команде необходимо понимать, на что они меняют ее премьерство: на должность спикера? Силовых министров? Пакет из нескольких вкусных должностей, вроде ТЭК и НАК «Нефтегаз Украина»? А об этом можно узнать только через «шестой пункт», который вычеркнут «оранжевыми» партнерами Юлии Владимировны. Потому Тимошенко и апеллирует к президенту, настойчиво добиваясь от него «помощи» в расстановке акцентов по кадровым вопросам.

В-третьих, сам президент оказался под прессингом и своих, и чужих. На него «давит» лидер БЮТ, требуя поставить на место переговорщиков от блока власти и сказать последнее слово. Занять место лидера ведения торгов предлагают президенту и однопартийцы. Но Ющенко так и не определился, на кого из внутренних групп делать ставку. Юрий Ехануров, который официально уполномочен вести переговоры от имени главы государства, с этой ролью не справляется: по крайней мере, о его успехах на данном направлении ничего не известно. Роману Безсмертному Ющенко явно не доверяет. С Петром Порошенко, говорят, не общается. Опять же, все проекты Петра Алексеевича ориентированы на будущее, а не настоящее в лице сотрудничества с БЮТ, и реально помочь он не может. Единственное, на что способны сегодня финансовые доноры НСНУ – это заблокировать тот вариант, который предложат либо Ехануров, либо Безсмертный, и с этим тоже следует считаться. И это понимание еще больше нервирует Виктора Андреевича, для которого продолжается уже третий этап президентских выборов: 2004 – собственно кампания, 2006 – парламентские выборы «Нашей Украины», 2006 – коалиционные переговоры об «оранжевом» союзе. Трое выборов подряд кого угодно «выбьют из седла»… Ющенко явно устал и сейчас старается затянуть время: это его люфт для раздумий. Кроме того, президент настаивает, прежде всего, на сближении максимального количества позиций всех трех участников коалиции – по внешним и внутренним вопросам. Чем больше точек соприкосновения, тем меньше вероятность распада коалиции. Виктор Андреевич понимает, что любой спорный «кластер» – будь то НАТО или продажа земли, или цены на газ – способен разрушить «оранжевое» здание большинства через какой-то месяц, и все придется начинать заново… Хватит ли сил?

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам