Прикосновенность с летальным исходом

Неприкосновенность депутатов местных советов была той вкусной приманкой, на которую клюнули многие неординарные товарищи, выложив немалые деньги за «вход» в городские, областные и районные органы представительской власти. Более того, в местную власть подались и отдельные политики государственного масштаба, прежде всего оппозиционные. Решение, принятое парламентом сегодня, они воспринимают как «кидок» старшими братьями меньших. Впрочем, депутатская неприкосновенность – не броня. О чем свидетельствуют два крымских убийства последнего времени…

История неприкосновенности депутатов местных советов имеет несколько этапов. Она была введена одновременно с такой же привилегией для Верховной Рады. Несколько лет шли разговоры о том, что неприкосновенность надо отменять. В июле 2002 года Верховная Рада наконец лишила местных депутатов приятной льготы. В прошлом году Верховная Рада приняла закон «О внесении изменений в Закон Украины «О статусе депутатов местных советов», восстановив уголовную и административную неприкосновенность депутатов местных советов. Это произошло 8 сентября. Согласно закону, депутат местного совета не мог быть привлечен к ответственности без предварительного рассмотрения вопроса советом. Кроме того, местный совет должен давать свое согласие на подписку о невыезде или арест депутата. Почти месяц документ лежал без подписи президента.

3 октября 2005 года председатель Верховной Рады Владимир Литвин призвал Ющенко в кратчайшие сроки подписать этот закон, заявив, что в связи с истечением срока глава государства уже утратил право ветировать его. На следующий день гарант Конституции пообещал обратиться к этой самой Конституции и попросить Конституционный Суд определить соответствие положений законов, гарантирующих депутатскую неприкосновенность, Основному закону. При этом в телеинтервью он сказал, что это единственный способ закончить дискуссию, которая тянется у нас уже 13 лет. И что лично он выступает за снятие депутатской неприкосновенности, поскольку считает депутатов рядовыми гражданами Украины. Ющенко не ответил на вопрос, будет ли он ветировать закон, предоставляющий депутатскую неприкосновенность депутатам местных советов.

Но через короткое время, без решения Конституционного Суда, подписал его. Вскоре стало известно, что причиной данного шага стали обязательства, заложенные в одном из пунктов меморандума, который он подписал с лидером Партии регионов Виктором Януковичем.

Прошло несколько месяцев. Началась избирательная кампания. Министерство внутренних дел обнародовало информацию о кандидатах с судимостями и оказалось, что их количество (в местные советы) исчисляется даже не сотнями, а тысячами. Более двадцати бывших криминальных преступников насчитал министр внутренних дел в списках политических партий, которые идут на выборы от Одесской области. 30 с лишним – в тернопольский облсовет. 64 находящихся под следствием и 15 лиц с судимостями хотели стать депутатами Харьковской области. Но призером по количеству кандидатов, имевших проблемы с законом, стал Крым. Таких там насчитали свыше сотни, что не удивительно, учитывая «башмаковско-сейлемовское» прошлое полуострова. Некоторые стали народными избранниками, но продержались недолго.

В первый пленарный день после Юморины Верховная Рада 296 голосами из 382 присутствовавших в зале проголосовала за внесение изменений в закон «О статусе депутатов местных советов» (относительно отмены неприкосновенности депутатов местных советом). Теперь из действующего закона исключено положение, предусматривающее, что уголовное дело против депутата местного совета может быть открыто только после принятия соответствующего решения соответствующим местным советом.

В то же время закон предусматривает, что дело против депутатов местного совета может быть возбуждено генеральным прокурором Украины, его заместителем, прокурорами Крыма, областей, Киева и Севастополя. Мера пресечения в виде взятия под стражу или домашний арест может быть применена против депутата исключительно в судебном порядке. О таких решениях соответствующий орган обязан информировать местный совет не позже следующего дня.

Говорят, что над данным решением уже задумались юристы. Конституция запрещает, грубо говоря, ухудшать права граждан. Поэтому отмена предоставленного ранее права на неприкосновенность местным депутатам может стать предметом давно обещанного разбирательства в Конституционном суде.

А тем временем первые признаки того, что депутатство вовсе не гарантирует «бандитской неприкосновенности» появились в Крыму. Неделю назад в отделении реанимации местной клинической больницы умер от жестоких побоев 44-летний Анатолий Симоненко, который пять дней назад был избран председателем совета поселка Мирный. Преступники напали на него в темном переулке и нанесли ему несколько ударов бейсбольными битами по голове. Примечательно, что главой поселковой администрации Симоненко стал, лежа в больнице и находясь в коме: фатальное избиение состоялось как раз вечером накануне выборов 26 марта. Не менее интересно, что смерть наступила сразу после того, как стали известны результаты голосования, согласно которым Симоненко победил с большим отрывом от соперников (он набрал вдвое больше голосов, чем его основная конкурентка, и.о. председателя поссовета Алла Бондаренко). Сотрудники Евпаторийского райотдела милиции считают, что убийство Симоненко является политическим. В поселке Мирном ведется борьба за элитные земли и строительство транспортного порта. Симоненко в этом вопросе имел свою точку зрения, которая не нравилась некоторым политикам и бизнесменам.

В крымской организации Республиканской партии, от которой баллотировался Симоненко, считают, что причиной гибели их кандидата стал проект превращения Мирного в один из крупнейших в Украине портово-транспортных комплексов. Что послужило истинной причиной трагедии, пока не выяснено.

А тем временем Республиканская партия понесла вторую утрату: 3 апреля вновь найдено тело кандидата в местную власть Крыма. Убитый – член РПУ Николай Барышев, официально работавший председателем экономического совета крымского филиала «Инпромбанка». Он баллотировался в Феодосийский горсовет и в Верховный Совет Автономной республики Крым. В отличие от Симоненко, г-н Барышев официально фигурировал в списках лиц, имевших проблемы с законом. Согласно данным, помещенным на сайте управления МВД в АРК, Николай Владимирович Барышев, 08.03.1968 г.р. был осужден Феодосийским г/с 22.01.1998 года по ст. 194 ч.2 УК Украины на 2 года лишения свободы условно, с испытательным сроком 1 год, штраф 1000 грн. Кроме того, привлекался к уголовной ответственности Феодосийским ГО по ст. 286 ч.1 УК Украины. Постановлением Феодосийского г/с от 07.11.2005 года дело прекращено.

Судя по почерку, Барышева прикончили бандиты не «киллерского» уровня: сначала его сильно избили, а затем надели на голову полиэтиленовый пакет, от чего он задохнулся. Преступление, по всей вероятности, не связано с политикой, поскольку Барышев, согласно заявлению его семьи, исчез 14 марта, на следующий день правоохранители обнаружили автомобиль пропавшего в Симферополе. Само тело было найдено 2 апреля в поселке Орджоникидзе.

Примечательно, что партийность покойного теперь оспаривают несколько политических сил. Появилась информация, что Барышев состоял не в Республиканской, а в Народно-демократической партии. Фамилия покойного значится под 15 номером в списках блока Куницына, в списках этой же политической силы он баллотировался в горсовет Феодосии. В то же время в распространенном во вторник пресс-службой РПУ заявлении «Об угрозе демократии в Крыму» сообщается о том, что Барышев являлся членом РПУ. Однако не это главное.

Увы, по мнению экспертов, украинцам следует подготовиться к тому, что с новоизбранными депутатами местных советов могут происходить подобные случаи. Это неудивительно: ведь, привлеченные неприкосновенностью, народными избранниками становились лица, судимые за грабеж, разбой, хулиганство и другие правонарушения. Круг их общения таков, что в нем многие вопросы решаются «непарламентскими методами». Потеряв защиту от правосудия, они, тем не менее, должны выполнять обещания перед избирателями, чтобы иметь возможность остаться во власти на следующий срок – авось неприкосновенность вновь вернут, и одной проблемой станет меньше.

Впрочем, помешать этому может инициируемый министром внутренних дел процесс создания совместных групп в областных управлениях МВД и областных прокуратурах по оперативной подготовке для направления в суды материалов по некоторым депутатам местных советов сразу после подписания президентом Украины закона об отмене неприкосновенности депутатов местных советов. Министр подчеркнул, что неприкосновенность была основным препятствием для привлечения виновных к ответственности.

Поясняя процедуру действий милиции в рамках принятого Верховной Радой закона о снятии неприкосновенности с депутатов местных советов, Юрий Луценко рассказал, что МВД собирает соответствующие материалы, проводит досудебное следствие, обоснованно подозревает то или иное лицо в совершении тех или иных должностных или служебных преступлений, затем эти материалы направляются в прокуратуру.

По словам министра, прокуратура проверяет эти материалы, если необходимо – дорабатывает их и в случае, если считает необходимым предъявить обвинение тому или иному должностному лицу, которое является депутатом соответствующего уровня, подозреваемый может быть задержан на трое суток. Если, конечно, раньше с ним не расправятся бандиты.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам