Оффшоризация со сговором

Плохое настроение министра финансов Виктора Пинзеника можно понять: надежды на то, что «ПОРА–ПРП» пройдет в парламент, развеялись сразу после оглашения экзит-полов, на его должность уже есть претенденты от партий-победителей. Пессимизм Пинзеника отразился на его сегодняшнем докладе в Кабмине: он сказал, что бюджет находится в… В общем, в одном специфическом месте из-за оффшоризации денежных потоков, а нефтяные компании вступили в сговор. Частные комментарии представителей энергобизнеса пока свелись к одному слову: «Затмение…».
О том, что в Украине есть серьезные проблемы с бюджетом, догадываются даже обыватели. Да, и как им не быть, если при формировании сметы страны на 2006 год туда не закладывали цену газа в сто с лишним долларов за тысячу кубометров. Естественно, предприятия не выдерживают такой тарифной нагрузки и выбирают из двух зол: разориться вдребезги или сохранить жизнеспособность, урезав отчисления государству. В принципе, за плохую дипломатическую работу целый ряд чиновников должны были сами отказаться от повышенной зарплаты. Но Плачков с Ивченко не брезгуют получать в кассе исполнительной власти по 20 тыс. грн. ежемесячно каждый. Хотя, учитывая печальные итоги их хозяйствования, они столько не зарабатывают.

Отдельный упрек можно высказать экономическому блоку уходящего правительства. О налоговой реформе, обещанной накануне «оранжевой» революции, забыли. Либеральные преобразования почему-то превратились в ужесточение процедуры возмещения НДС и снижение таможенных платежей, что, в свою очередь, нанесло мощный удар по отечественному товаропроизводителю. Последним ударом, загнавшим экономику в нокаут, стало томительное ожидание реприватизации: то ли для отдельных предприятий, то ли для всех скопом. На местном уровне, глядя в телевизор, тоже потирали руки, приговаривая: «От зараз ми поодбираємо та попродаємо знову…», наводя ужас на хозяев провинциальных магазинчиков и свечных заводов. Понятно, что в таких условиях любой нормальный деловой человек сделает все возможное, чтобы заныкать прибыль подальше от власти и конкурентов. К тому же приближались выборы, еще больше усиливая желание ныкать.

Поэтому, когда Министерство финансов подсчитало эти самые финансы, оно, вероятно, прослезилось всем тысячным коллективом. Оперативный дефицит общего фонда государственного бюджета Украины составил 3,5 млрд. грн. В прошлом году мы не имели дефицита до 1 июля – пока не улетучилась постреволюционная эйфория. Как сказал классик: «Люди трудно расстаются с мечтами. Но если делают это – то навсегда». Расставшись с мечтой об идеальной экономике и президентстве Виктора Януковича, украинские промышленники (а промпотенциал у нас сконцентрирован в Восточной Украине, в частности – в Донецке, Луганске и Днепропетровске) начали, как подпольщики знамя, перепрятывать трудовые (и нетрудовые) доходы.

Как сообщил Виктор Пинзеник сегодня на брифинге, основные потери государственного бюджета формируются за счет оффшорных схем продажи украинской продукции с занижением реальной цены и составляют в первом квартале 2,5 млрд. грн.

В свою очередь, председатель Государственной налоговой администрации Александр Киреев, которому тоже надо как-то объяснять причину фискального недобора, отметил, что из оффшорных зон в качестве расчетов за украинскую продукцию за 2005 год поступило 20 млрд. грн. По его словам, украинские предприятия с осени прошлого года стали использовать оффшоры после того, как ГНАУ начала «более тщательно изучать внутренние цепочки и раскрывать внутренние схемы».

По его словам, больший объем расчетов за украинскую продукцию
приходится на Британские и Вирджинские острова – 51,6%, 17,2% приходится на Кипр, 9,7% – на остров Мэн. Всего через оффшоры осуществляется 41% экспорта.

Минфин подсчитал, что, например, Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича экспортирует 13% своей продукции через оффшоры, корпорация «Индустриальный союз Донбасса» – 63%, Алчевский металлургический комбинат – 63%, Днепровский металлургический комбинат им. Дзержинского – 70%, «Донецксталь» – 61%, Днепропетровский металлургический завод им. Петровского – 74%, Запорожский алюминиевый комбинат – 82%, Южный горно-обогатительный комбинат – 69% , Побужский ферроникелевый завод – около 100%, «Крымский титан» – 43%, Никопольский завод нержавеющих труб – 47%, Алчевский коксохимзавод – 75%, ФК «Днепр» – 83%, «Юнипласт» – 100%, Марганецкий ГОК – около 100%, ГОК «Сухая Балка» – 30%, «ЮТиСТ» – 41%.

Кроме того, Пинзеник также сказал, что большинство налогоплательщиков в Днепропетровской и Донецкой областях «перестали платить налог на прибыль». К «неприбыльным» относится и щедрый инвестор Лакшми: ЗАО «Mittal Steel Кривой Рог» уменьшило уплату налога на прибыль в два раза по сравнению с прошлым годом, СевГОК – в два раза, Центральный ГОК – в три раза, корпорация «Интерпайп» – в два раза, Никопольский завод ферросплавов – в девять раз, промышленно-производственное предприятие «Кривбассвзрывпром» – в 10 раз, Мариупольский меткомбинат им. Ильича – в 10 раз. Таким образом, риск невыполнения бюджета за март составляет 700 млн. грн. «По налогу на прибыль мы оцениваем невыполнение в 1 млрд. грн., по рентной плате за нефть и газовый конденсат – примерно в 270 млн. грн.», – сказал Пинзеник.

Понятно, что наследство, которое Минфин и ГНАУ оставляют новому Кабмину, иначе как сложным не назовешь. Но упрекать предприятия в снижении прибыли и поиске схем минимизации расходов было бы несправедливо ввиду описанных выше причин. Во всяком случае, так и не ставшему реформатором экономическому блоку Кабмина грех бросать камень в производственников. Один из немногих, кто это понимает – министр внутренних дел Юрий Луценко. На фоне «оффшорной истерии» его комментарий о том, что использование оффшорных фирм украинскими предприятиями не противоречит национальному законодательству, звучит весьма взвешенно.

Впрочем, не налогом единым ограничивается беспокойство власти. После доклада Виктора Пинзеника на заседании Кабинета министров Юрий Ехануров заявил о возможном сговоре компаний на рынке нефтепродуктов. Такой вывод был сделан из того факта, что поступления от рентной платы компаниями с начала года снизилось на 1/3 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Поэтому Ехануров допустил возможность сговора компаний с целью неуплаты рентной платы. Напомним, что постановлением от 4 апреля 2000 года Кабинет министров ввел обязательную продажу добытой в Украине нефти, газового конденсата, сжиженного газа и бытового угля на аукционах с 1 мая 2000 года. От цены зависит и рентная плата.

По информации Минфина, только в марте цена нефти на аукционах уменьшилась практически в два раза. «Это не соответствует мировым тенденциям. Цена нефти в мире в два раза больше», – сказал Пинзеник. Средняя цена нефти на аукционе 23 марта на Украинской фондовой бирже понизилась на 1,6% по сравнению с предыдущим аукционом 14 февраля до 1 920,00 гривен/тонна.

Нефтяники не отрицают, что кулуарные договоренности между покупателями и продавцами могут существовать, но выражают надежду на понимание. При малейшем резком движении власти в топливно-энергетическом комплексе Украины могут начаться кризисные явления. Пока цена на бензин – стабильна, и топлива достаточно, как для сельских тружеников, так и для остальных потребителей.

Попытка обвинить нефтяников в сговоре уже предпринималась правительством Юлии Тимошенко. Тогда бывший премьер заявила, что, по ее расчетам, рентабельность нефтеперерабатывающих заводов и сетей заправок достаточна для того, чтобы и после снятия правительственных ограничений сохранить цены на уровне, сложившемся к тому времени, то есть 2,99 грн. за литр А-95. В действительности же цены продолжают стремительно расти. В конце сентября на киевских заправках А-95 уже стоил 4,12 грн. за литр.

Однако Антимонопольный комитет Украины по результатам расследования прошлогоднего весеннего дефицита на рынке нефтепродуктов не сумел доказать наличие антиконкурентных согласованных действий, а проще сказать – фактов сговора нефтяных компаний. Других законных механизмов, которые могли подтвердить в правовом поле существование некого картельного сговора между компаниями, у государства нет. Поэтому нефтяники попросили считать тему сговора исчерпанной. Им было обещано. И до последнего времени на рынке нефтепродуктов все было спокойно. Теперь на высоком уровне вопрос был поднят снова в пакете с «оффшоризацией». Было бы неплохо, чтобы эти разговоры так и остались разговорами: в условиях новых цен на газ экономика «воспитательных мер» просто не выдержит…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам