Призрачная коалиция

Пропорциональные выборы имеют одно несомненное преимущество: после подведения окончательных (официальных) итогов появится четкая, практически математическая расстановка политических сил. Это при смешанной, мажоритарно-пропорциональной избирательной системе процент «размытости» достигал 50%. Можно договориться с одномандатниками и создать совершенно иную конфигурацию парламентского большинства. Затем путем депутатской миграции из фракции во фракцию успешно его развалить. Сформировать совершенно левую конфигурацию, которая вообще не отвечает результатам всенародного волеизъявления.

В новом парламентском сезоне фракционный «кубик Рубика» придется складывать по более строгим правилам.

Во-первых, переход из одной группировки в другую невозможен, поскольку чреват исключением из списка парламентариев.

Во-вторых, существует жесткая привязка большинства в Верховной Раде к правительству, которое формируют «большевики» при участии президента. Если раньше коалиционный кабинет создавался на основе неформального дележа портфелей, то теперь этот процесс формализован в конституционных рамках.

В-третьих, президент принимает участие в деле создания коалиции с помощью двух основных рычагов влияния: роспуск Верховной Рады (если большинство не будет создано и в случае провала формирования Кабмина), а также внесение кандидатуры премьер-министра на рассмотрение депутатского корпуса. Обратите внимание на следующий факт – он может подать кандидатуру, допустим, Юлии Тимошенко, на утверждение Верховной Рады, а может и не подать. В таком случае все договоренности придется начинать с начала.

Новые правила существенно ограничивают возможное поле договоренностей между основными субъектами парламентской деятельности. Придется решать целый комплекс кадровых и политических проблем. Поэтому я не понимаю целесообразности проведения консультаций у президента по поводу формирования новой коалиции, поскольку говорить о чем либо при отсутствии заверенных Центральной избирательной комиссией результатов выборов просто не имеет смысла. А на основании данных экзит-полов получается лишь приблизительная расстановка сил. Она (расстановка), сводится к следующему:

1) победителем в номинации парламентские выборы, бесспорно, является Партия регионов;

2) в «оранжевой номинации» с фантастическим отрывом побеждает «народный премьер» Юлия Тимошенко;

3) шанс официально преодолеть трехпроцентный барьер имеет лишь Наталия Витренко. Вероятность попадания в Верховную Раду других мелких партийных формирований – ПОРА–ПРП, Блок Владимира Литвина, НДП, «Вече», Блока Костенко–Плюща медленно, но уверенно снижается;

4) социалисты выиграли вечный спор за электорат у коммунистов.

Опять-таки следует подчеркнуть, что официальных результатов выборов пока нет. Глава ЦИК Ярослав Давыдович обещает порадовать более или менее адекватной информацией лишь к глубокому вечеру. Но все уже вооружились бумажками и подсчитывают, какие варианты коалиции возможны. Доступность и простота таких расчетов привлекают повышенное внимание. Типа торжествует математика. Взял «Нашу Украину», приплюсовал БЮТ, социалистов и получил большинство. За основу берутся данные трех экзит-полов. Например, Национального, в соответствии с которым Партия регионов получает 183 мандата, БЮТ – 125, «Наша Украина» – 74, СПУ – 30, КПУ – 19, Наталия Витренко – 19. При таком раскладе «оранжевая» коалиция (БЮТ+СПУ+НУ) может контролировать 229 голосов. Красно-голубого объединения (ПР+КПУ+Витренко) не получается. Не хватает 5 голосов (221). Зато объединение БЮТ и ПР дает 308 мандатов – абсолютное конституционное большинство. Если сложить «НУ» и Партию регионов, то получится тоже забавно – 257 мандатов, то есть эффективное большинство.

Забавно, но получается слишком уж много вариантов коалиции, причем даже на основе двух сил (БЮТ+ПР и НУ+ПР). Теперь вспомним Маркса. Он хоть и нахимичил со своим «Капиталом», однако уловил очень верную парадигму: в общественной сфере применение математики почти невозможно. Поэтому отвлечемся от математических моделей коалиции и больше внимания уделим субъективным политическим раскладам. Ситуация сразу становится очень неоднозначной.

Возможен ли союз «Нашей Украины» и БЮТ? Да. А возможно ли объединение «оранжевых» на условиях Юлии Тимошенко? Президент, скорее, пойдет на роспуск парламента, чем согласится назначить Юлию Владимировну премьером. В свою очередь, Тимошенко согласна на роспуск, чем на появление в правительстве «дорогих друзей» президента. А социалисты согласны уйти в оппозицию, если их кадровые претензии не будут учтены. Учитывая уровень личных амбиций и степень личного невосприятия трех субъектов планируемой «оранжевой» коалиции, она почти нереальна. Математически все получается. А на практике – нет.

Следующий момент: возможно ли «отжать» Партию регионов в оппозицию? Это сейчас модная тема. Типа возродим Майдан и не дадим изменить европейский курс страны. Отвечаем более чем уверенно – нет, не получится. Изолировать 150-190 депутатов в парламентской республике от влияния на исполнительную власть невозможно даже теоретически. Особенно, если учитывать финансово-экономический потенциал этой группировки. Плюс добавьте к этому наличие у ПР «боевого отряда» в виде прогрессивных социалистов, которые будут делать для них всю черновую уличную работу – акции, протесты, столкновения с милицией.

Идем дальше: альянс Тимошенко и Януковича блокируется президентом путем невнесения кандидатуры премьера от подобной коалиции. Объединение «Нашей Украины» и Партии регионов возможно, но на неприемлемых для «регионалов» условиях (Юрий Ехануров – премьер-министр). Недаром же президент почему-то поручил Юрию Ивановичу вести переговоры по созданию коалиции. А формирование красно-голубой парламентской конфигурации рассматривается в Секретариате как повод для роспуска Верховной Рады.

Вывод первый: при всем многообразии математических вариантов создания альянсов политического решения коалиционной проблемы в данный момент нет.

Вывод второй: прежде чем говорить о реальных контурах объединения, ситуация должна дойти до крайности. Поэтому на протяжении двух ближайших недель по форме будут происходить квазикоалиционные переговоры, которые даже могут закончиться подписанием некого соглашения. Но по каким-то причинам оно сорвется. Второй раунд совпадет с озвучиванием президентом угрозы роспуска ВР.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам