Столкновение

Энергетические слушания по Украине в Брюсселе совпали с публикациями в иностранной прессе о том, что газа из России будет не хватать Европе уже через несколько лет. И хотя «Газпром» тут же опроверг выводы аналитиков, ему придется срочно готовить план модернизации газотранспортной системы и увеличения ее пропускной способности, чтобы представить его западным партнерам. Иначе этих самых партнеров ожидают серьезные трудности. Украина в данной ситуации могла бы получить определенную выгоду, если бы знала, КАК использовать чужие проблемы в свою пользу…

Сенсацию выдала авторитетная структура – Международное энергетическое агентство (IEA), консультирующее правительства 26 стран по вопросам энергетической политики. В западной прессе появилась статья, из которой следует, что «Газпром», столкнувшись с возрастающим спросом на газ, будет подписывать долгосрочные контракты на поставку, тогда как эти договоренности не будут подтверждены объемами добычи газа. Это в итоге может привести к банальным недопоставкам газа и создаст непоправимую ситуацию, поскольку уже сейчас Европа на четверть зависит от российского газа госкомпании, и тенденция идет в сторону увеличения. Недопоставки оцениваются примерно в 80-90 млрд. куб. м.

Статья основана на письме исполнительного директор IEA Клод Мандиль главам стран «большой семерки» (G7), которое цитирует газета «Financial Times Deutschland». В письме Мандиль отмечает, что только в 2004 году Россия «потеряла» около 70 млрд. куб. м газа при транспортировке и сжигании, при этом порядка 30 млрд. куб. м могло бы быть сохранено с помощью использования более эффективных технологий.

Газета также приводит мнения неназванных членов IEA, которые считают, что Россия в кратчайшие сроки должна начать инвестировать средства в добычу и транспортировку газа для того, чтобы в будущем избежать потерь в поставках.

Аналитики полагают, что причиной появления письма IEA мог быть конфликт между агентством, которое в западном мире по уровню влияния может сравниться с Мировым банком и МВФ (правда, в энергетической сфере, а не в финансовой) и российским правительством. Конфликт засветился в ходе встречи министров энергетики стран «большой восьмерки» (G7 + Россия), которая стала подготовкой к июльскому саммиту G8 в Санкт-Петербурге.

Хотя министры плодотворно побеседовали на темы энергопотребления, два вопроса так и остались дискуссионными. Во-первых, Россия заявила, что не будет присоединяться к системе управления резервами нефти, действующей в рамках Международного энергетического агентства (IEA). Во-вторых, формально согласившись раскрыть данные о своих запасах энергоресурсов, она не торопится это делать фактически.

Тем временем, министры энергетики даже в совместное коммюнике записали пункт о необходимости более интенсивного обмена данными, что даст возможность «более точно планировать как производство, так и потребление энергоресурсов». Министр энергетики США Сэмюэл Бодман, говоря о прозрачности резервов, сказал: «Мы говорили также о стратегических резервах, которые сыграли значительную роль в стабилизации ситуации с энергоресурсами».

На встрече было сказано, что страны G8, являющиеся, в основном, нетто-импортерами энергоресурсов, крайне заинтересованы в надежных маршрутах их транспортировки. Это особенно волнует правительства Италии, Франции и Германии, пострадавших от сильных холодов зимой 2006 года из-за того, что Россия не смогла обеспечить увеличение поставок газа, спихнув вину за это на Украину, якобы несанкционированно отбиравшую газ. Адвокатами «Газпрома» выступили ее немецкие партнеры, которые уже давно фактически являются компаньонами газового монополиста. Управляющий директор германской «дочки» «Газпрома» «ZMB GmbH» Клаус Бергшнайдер отклонил опасения IEA, заявив, что германские компании не стали бы сотрудничать с «Газпромом» в строительстве газопровода, если бы сомневались в стабильности поставок.

Реакция немцев объяснима: германские компании E.ON и BASF являются партнерами «Газпрома» в проекте по строительству Северо-Европейского газопровода (СЕГ). Им принадлежит по 24,5% компании – оператора строительства и эксплуатации морской части СЕГ. От транзитных денег, понятное дело, никто не откажется. Но если будет существовать сомнение в «донорских способностях» России, инвесторов, желающих вложить деньги в строительство газопровода, станет меньше. Соответственно. доля расходов немцев и россиян вырастет. Еще один вопрос – это строительство «тихоокеанского» газотранспортного маршрута, в котором заинтересована Япония. Давать не него деньги, если есть предпосылки к истощению энергетических запасов России, никто не будет.

Поэтому партнерам ничего не остается, как убеждать Запад, что газа и нефти достаточно, хватит всем и на долгие годы. Президент России Владимир Путин во время своего китайского турне заявил, что Россия будет, безусловно, выполнять свои обязательства по всем договоренностям в сфере энергетики с зарубежными партнерами. «Российская сторона будет, безусловно, выполнять свои обязательства по всем ранее достигнутым договоренностям, со всеми партнерами и в Азии, и в Европе», – заявил Путин в беседе с российскими журналистами в Пекине.

Тем временем, помощник президента РФ Игорь Шувалов заявил, что Россия пока не собирается ратифицировать Европейскую энергетическую хартию и намерена добиваться внесения изменений в этот документ. Одна из причин такой позиции, по мнению наблюдателей, состоит в том, что Хартия содержит механизмы разрешения споров между государствами или между инвестором и государством, а Россия собирает решать эти вопросы по своим правилам.

Украина в данном случае могла бы вклиниться в существующий конфликт, напомнив о своих транзитных возможностях, которые пока используются не на полную мощность. Первые шаги в этом направлении уже сделаны: сегодня в Брюсселе пройдет презентация Украины, и с речью перед представителями Европарламента и Еврокомиссии выступит главный энергетик страны Иван Плачков. Правда, цель мероприятия – привлечь инвестиции для развития атомных электростанций, гидроэлектростанций и магистральных электросетей. Понятно, что крепкие хозяйственники из Минтопа любят родную им энергетику больше, чем проблемную газотранспортную отрасль, отдав эту сферу на откуп «Нефтегазу». А тот, запутавшись в долговых спорах с Туркменистаном и странных схемах с «РосУкрЭнерго», тихо сводит на нет наши магистральные перспективы. Между тем. стоит брать пример с Владимира Путина, который молниеносно отреагировал на «черный пиар» IEA и заверил потенциальных партнеров в супернадежности российских поставок.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам