Секрет его успеха

Обещания — сладкий дурман, выделяемый кандидатами на должность мэра в период «брачных» электоральных танцев. Обладают наркотическим эффектом и, к сожалению, не запрещены действующим законодательством. «Накачивают» избирателей по принципу: сначала выберите, а потом вам будет хорошо. Или не будет. Но это уже не важно, поскольку поздно. Бюллетень «закомпостировали».

Обещают все и сразу: ликвидировать автомобильные пробки на дорогах столицы, повысить минимальную заработную плату минимум в два раза, обеспечить всех нуждающихся дешевым, но качественным жильем, искоренить уличную преступность, переоборудовать залы игровых автоматов под объекты соцкультбыта. Вынести автовокзал за пределы городской черты. Отреставрировать памятники истории и культуры. Пустить новые троллейбусные и трамвайные маршруты. Судя по количеству обещаний, в городе еще многое не сделано…

Интересный момент: даже на общем «наркотическом» фоне особенно выделяются обещания, которые в неимоверных количествах раздает действующий мэр Александр Омельченко. В отличие от других кандидатов на должность киевского головы, Сан Саныч предпочитает использовать «одурманивающие» предвыборные средства за счет городского бюджета. «Крепкий хозяйственник» обильно подкармливает жителей столицы за их же счет. По самым скромным подсчетам, Александр Омельченко раздал электоральных обещаний на полмиллиарда гривен. И это только за последние несколько месяцев. Причем не просто раздал, но и профинансировал за счет городской казны. У него вдруг стали доходить руки до проблем, на которые он не обращал внимания на протяжении десяти лет пребывания на должности столичного градоначальника. А тут вдруг прорвало:

• киевская мэрия выделила около 85 млн. грн. на ремонт лифтов в жилых домах. Наверное, у каждого жителя столицы есть знакомые, которые периодически «зависали» в тесных кабинках. Если не знакомые, то самим довелось побывать в замкнутом пространстве, развлекаясь общением по громкой связи насчет уточнения времени приезда ремонтной бригады. «Уже выехали, через пять часов будут на месте». Не прошло и десяти лет, как Сан Саныч понял: а с лифтами действительно что-то не так. Совершенно случайно понимание пришло с приближением выборов;

• чуть меньше денег — примерно 70 млн. грн. — планируется потратить на «ликвидацию чрезвычайных ситуаций в медицинских учреждениях». Начнем с того, что медицина в Киеве — это сплошная чрезвычайщина. Киевляне боятся болеть, поскольку знают: или дорого залечат в платных клиниках, или «бесплатно» вылечат с тяжелыми последствиями для здоровья. Денег, которые вдруг нашлись перед выборами мэра, хватит только на косметическую маскировку «чрезвычайных ситуаций». А на большее и не надо. После 26 марта (день голосования) проблему чрезвычайных медицинских ситуаций можно отложить еще на пять лет;

• ровно 20 млн. грн. выделяется на ремонт туалетов в школах. Хоть учащиеся и не обладают правом голоса, однако у них есть родители, которым будет приятно, если их ребенок станет пользоваться нормальным школьным туалетом. Пока некоторые партии обещают построить бесплатные туалеты для всех желающих, мэр на деле реализует фаянсовую мечту киевлян. Раз в десять лет.

Хорошо, когда есть бюджет, который можно использовать на полную катушку для придания избирательной кампании «осязаемых форм». Другое дело, что выполнять обещанное надо не раз в пять (десять) лет, а каждый день. Для этого, собственно говоря, жители столицы и избирают мэра. Но практика свидетельствует о другом. Работает принцип, характерный для высокоточных систем вооружений: «Выпустил ракету по цели и забыл». Пообещал что-то — и забыл. Мало ли что приходится говорить в период избирательной кампании.

Справедливости ради приходится признать, что Омельченко раздавал обещания не только в разгар кампании, но и, скажем так, по мере ее приближения. Да и данное слово Сан Саныч старался держать. Лично мзды не брал, но и тех замов, у которых рыльце в пуху, бил не до смерти, а пытался перевоспитывать. А перевоспитывать, как оказалось, уже и некого: разбежались по разным избирательным спискам блоков и партий.

Еще один казус: в пылу предвыборной кампании Омельченко неожиданно вдруг признался в том, что в столице отлажен механизм получения сверхприбылей чиновниками Киевской администрации. Он публично объяснил, как все происходит на самом деле: земля без утвержденного проекта строительства стоит в 4—5 раз дешевле, чем с проектом. Здравый рассудок подсказывает, что не может проект, каким бы он совершенным ни был, стоить в пять раз дороже земли, выделяемой под строительство. Разница слишком большая. И наверняка есть лица, которые знают, в чей карман идет эта разница, включая и самого Сан Саныча.

Александр Омельченко, кроме обещания не обещать, сделал еще один эффектный предвыборный шаг: ушел в отпуск на период избирательной кампании. Смысл такого решения понятен. Сан Саныч стремится продемонстрировать, что не будет использовать легендарный административный ресурс. И действительно, определенная логика в таком поступке для внешних наблюдателей есть.

Простой пример: Александр Омельченко, находясь в отпуске, заявил, что мэрия потратила на поздравление женщин с 8 Марта 180 тыс. грн. Однако есть распоряжение самого Сан Саныча от 14 февраля, в соответствии с которым почти 300 000 киевлян должны получить материальную помощь ко Дню защитника отчизны и Международному женскому дню на общую сумму более 9 млн. грн.

Добавьте к этому еще «карманные расходы» отпускника, который во время каждой встречи с избирателями тратит ресурсы города на косметическое латание дырок в столичном хозяйстве. Знаете, есть анекдот о женщине, которая ходила по магазинам со скоростью двести баксов в час. Каждый день отпуска Сан Саныча обходится киевскому бюджету в несравненно большую сумму. Один из лидеров киевской гонки Леонид Черновецкий на своей пресс-конференции провел мониторинг всего одного дня из жизни мэра. Только 27 февраля:

• один миллион гривен был выделен необеспеченным жителям столицы, оказавшимся в тяжелом положении;

• вводится ежемесячная адресная помощь детям-сиротам;

• подписывается распоряжение построить в 2006 году 70 000 кв. м льготного жилья для молодежи, по 5000 кв. м бесплатного жилья для учителей, дворников и многодетных семей, а также 5000 кв. м жилья для работников ЖКХ.

Леонид Михайлович в этой связи задает вполне закономерный вопрос: почему благотворительная активность горадминистрации так неприкрыто привязана к выборам? И за счет каких средств все эти благие начинания будут реализовываться? Радует одно: попадают эти средства непосредственно нуждающимся киевлянам.

Да, Омельченко использует нехитрую технологию: пообещать все и потратить для подкрепления своих обещаний некоторую сумму денег. Не своих. Хоть фильм снимай — «Секрет его успеха». Обещания — бюджетные средства — и на десерт немного откровенностей. Например, таких: «Я понимаю, что надоел киевлянам не меньше, чем киевляне мне». Сильно сказано. Похоже, Сан Саныч начинает волноваться, поскольку, судя по результатам социологических исследований, становится понятно: образ «крепкого хозяйственника» трещит по швам. Киевлянам все больше и больше нужен топ-менеджер новой волны. Такой, как Леонид Черновецкий, который уверенно сокращает разрыв с Омельченко. Он предлагает реальную альтернативу «ручному управлению» городским хозяйством, которое культивируется нынешним (пока) мэром. И, кстати, обходится без многомиллионных бюджетных вливаний для придания пустым обещаниям необходимой «полновесности».

Главный оппонент Омельченко — Леонид Черновецкий идет другим путем. Предлагает конструктивные решения, которые немедленно берутся на вооружение… Сан Санычем. Не успел Черновецкий предложить план решения проблемы игорного бизнеса, как сессия Киеврады принимает его к исполнению. В частности, запрещается установка игровых автоматов в общественных местах (на рынках, в метро, на улицах). Именно это и предлагал сделать Леонид Михайлович. Черновецкий не против такого сотрудничества. Однако с одной «маленькой» поправкой. Для начала необходимо сменить систему управления городом. По словам Черновецкого, Сан Саныч как руководитель не так уж плох, ужасна созданная им система. Вот в чем проблема. Омельченко действительно профессионал, разбирающийся в проблемах города, и, по мнению Леонида Михайловича, «глупым никто его не назовет». Однако Сан Саныч стал заложником системы, которая строилась с его участием. Вот и не может вырваться из замкнутого круга. Отсюда и чрезвычайная активность аккурат в период избирательной кампании. Десять лет было на то, чтобы реализовать дважды данные перед выборами обещания.

В отличие от Омельченко, Черновецкий предлагает не лихорадочно «закачивать» средства в городское хозяйство, а определиться с тем, что действительно необходимо сделать для столицы в долгосрочной перспективе. Он выступил с инициативой проведения публичных дебатов с Сан Санычем. У Черновецкого есть долгосрочная программа действий, которую он намерен реализовать. Если у Омельченко есть план лучше, то Бога ради. В конце концов — решать все равно избирателям. Но у Сан Саныча несколько иное мнение на сей счет, и от дебатов он отказался. А Черновецкий решил на деле доказать искренность своих намерений и пошел на беспрецедентный для украинской политики шаг: отвечал на вопросы журналистов на детекторе лжи. Леониду Михайловичу нечего «скрывать», кроме таких достоинств, как четкая программа действий и команда единомышленников. А у Сан Саныча, выходит, существуют веские причины избегать ответов на неудобные вопросы.

Тем не менее, чтобы использовать хозяйственные таланты Сан Саныча, Леонид Михайлович предложил ему должность первого зама. По мнению аналитиков, получился бы прекрасный тандем: топ-менеджер новой волны и классический крепкий хозяйственник.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам