Без обид

Дебаты являются одним из способов политического просвещения. С особым удовольствием политики прибегают к этому «публичному ликбезу» накануне выборов, чтобы объяснить избирателям, почему им нужно проголосовать за одну политическую силу и ни в коем случае не делать этого с другой. В 2004 году мы все насладились словесным поединком между двумя кандидатами в президенты. Сейчас количество дуэлянтов возросло настолько, что никакой эфир их не сможет вместить, поскольку «не резиновый».

Правда, пара телеканалов решила предоставить свои информационные площадки для соревнования идей и программ. Однако сразу возникли предвиденные сложности. Например, все считают своим долгом дискутировать как минимум с фаворитами кампании-2006, и никто не хочет общаться с лидером блока «Солнце». Юлия Тимошенко требует только Еханурова или Януковича, чтобы объяснить им, кто был самым лучшим премьер-министром. Отдельные малобюджетные партии возмущаются ценой коммуникаций и отказываются выходить на ринг. Поэтому масштабного телевизионного шоу зрители пока лишены… Хотя участники выборов понимают, что общение в режиме «вопрос-ответ» придает выступлению больше динамизма, чем самый эмоциональный монолог в духе «сейчас я вам расскажу всю правду». Нужно видеть глаза противника.

Первой парой мультимедийных дебатов стали Роман Безсмертный и Александр Турчинов. Думал ли кто-нибудь еще год назад, что два крыла «оранжевой» силы будут оппонировать друг другу, а не Виктору Януковичу, например? Тем не менее вот так причудливо тасуется колода… Сразу надо сказать, что общение «дуэлянтов» прошло на высоком уровне политической культуры: никто не прибег к помощи стаканов воды, стоявших рядом с каждым участником диспута на тему: «Как нам обустроить «оранжевую» коалицию в новом парламенте так, чтобы потом не было мучительно больно?». Это если коротко пересказать смысл первой конференции, имитирующей открытые дебаты между БЮТ и «Нашей Украиной». Чувствуется, что опыт президентской кампании не прошел даром для обеих сторон: удар был поставлен. Мне лично очень понравилось едкое замечание Романа Безсмертного, что не всегда нужно обнародовать пикантные подробности, полученные в результате доступа к власти — в ответ на проникновенный рассказ Турчинова о том, как у него на даче не готовился государственный переворот обиженной отставкой Юлией Тимошенко. Надо понимать, что и Роману Петровичу известны кое-какие нюансы большой политики, в том числе и касающиеся поведения БЮТ. Но он предпочитает о них не распространяться. В итоге сам собой напрашивается вопрос: кто же способен выбрасывать компромат во время выборов? И ответ тоже… Следует заметить, что оба политика по очереди пытались вывести друг друга из равновесия. Роман Безсмертный — демонстрируя уверенность в собственных силах и переговорной мощи «Нашей Украины», Александр Турчинов — намекая на «глубинные тайны» президентского окружения и закулисные интриги блока власти.

Экс-глава СБУ с ходу назвал комплекс причин, по которым «нашеукраинцы» не хотят договариваться об условиях создания «помаранчевой» коалиции в ВР: переговоры с «регионалами» Виктора Януковича, черный пиар против Тимошенко и ее партии, неэффективная политика нынешнего Кабмина, использование админресурса и пр. Руководитель избирательной кампании «Нашей Украины» откликнулся изящной фразой о том, что не надо оглядываться назад и вспоминать, кто кем был во время революции, а следует думать о будущем и идти вперед. В ответ Турчинов заявил, что партия, получившая на выборах большее количество голосов, должна выдвигать кандидатуру премьера, а таким народным премьером может быть только Юлия Тимошенко, учитывая ее заслуги и успехи семимесячного премьерского срока. Правда, это требование Безсмертный встретил спокойно — уже понятно (даже по соцопросам), что БЮТ займет почетное третье место, уступив проющенковскому блоку первенство и в парламенте, и в коалиции. И тогда естественной будет реализация сценария «народный президент обязан требовать от парламента выполнения народной программы, за которую проголосовали большинство украинцев».

Верный соратник Юлии Тимошенко поднапрягся и выдал идею, что «Наша Украина» использует переговоры в качестве собственного пиара. Роман Петрович тоном психоаналитика заявил, что Блок Ющенко ради коалиции согласен «проглотить» любые обиды со стороны партнеров и снова начать сближение с майданными партиями. Александр Валентинович вынужден был признать: «Нам никуда друг от друга не деться», так что первый дебатный раунд Безсмертный выиграл. Ведь что главное в такой дискуссии? Принудить оппонента выразить готовность к переговорам, а потом развивать успех. Глава избирательной кампании «Нашей Украины» концентрированно выразил суть успеха в пяти пунктах:

— отсутствие диктата для переговорщиков со стороны одной из политических сил: «Все «оранжевые» должны за столом переговоров выработать принципы и программу деятельности будущей коалиции и распределить сферы ответственности». Но не должности.

— Коалиция должна формироваться не в рамках парламентских фракций, а в рамках всех партий, объединившихся в блок «Сила народа» во время «помаранчевых» событий.

— «Оранжевый» блок должен возродиться на основе программы Президента Украины.

— Все участники объединения должны признать его лидером Виктора Ющенко.

— Президент — главный и активный участник коалиции, потому что ближайшие несколько лет будут проходить под знаком политической реформы, которая немыслима без участия первого политического лица страны. «Президент фактически будет определять часть конституционных изменений, поэтому взаимопонимание между главой государства и большинством в ВР чрезвычайно важно». Иными словами, необходимо построить стабильную базу отношений между Президентом и парламентом, а эта стабильность экстраполируется на все государственные процессы.

Чтобы «закрепить» этот материал в сознании зрителей и противной стороны, Роман Безсмертный подчеркнул, что «Наша Украина» создала конституционную комиссию, которая активно трудится над созданием нового варианта Основного Закона: «Мы представим свое видение конституционных изменений, которые предполагают минимизацию государственной власти на местом уровне и усиление роли местного самоуправления». В общем, конституционная модернизация по схеме провластного блока неизбежна. Экс-вице-премьер активно заполнял потенциально свободную нишу конституционно-референдумных отношений, не оставляя поля для дискуссий на тему: «Что важнее для Украины — сильный президент или сильный премьер».

Собственно говоря, у участников дебатов было несколько концептуальных заготовок, в зависимости от того, на какую тему возникнет «спрос», который определяла аудитория. Обрисовалось несколько направлений, о которых стоит поговорить с народом: когда вы наконец договоритесь? Что будет с экономикой? Как сложатся отношения с оппозицией, учитывая, что стороны не перестают обвинять друг друга в сепаратных договоренностях с ПР, у которой уже 30% рейтинга?

Надо сразу признать, что экономическая реформа не является коньком участников дебатов. Поэтому в этом «блоке» можно отметить только обсуждение темы, что лучше — социализированная или рыночная экономика. Точка зрения БЮТ: сильная социальная защита, максимально высокие пенсии и зарплаты, реприватизация в пользу народа — взять и все поделить. Турчинов попытался сыграть на базовом электоральном инстинкте: стремлении к стабильности и социальным гарантиям. Зато Роману Петровичу лучше удалось прочувствовать настроения майданных избирателей: реформы, новые лица, движение вперед, европейские подходы во всем, начиная от налоговой базы и заканчивая рынком земли. Чтобы закрепить контакт со своей электоральной группой, Роман Петрович послал ей чрезвычайно насыщенный месседж: «Накормить народ может и диктатор, и фашист, гораздо сложнее нацию сформировать, соединить социально-экономическое благополучие с демократическими реформами».

Действительно, при Сталине икра стояла бочками в магазинах, но эпоха эта закончилась хрущевской оттепелью и развенчанием культа личности. Поэтому партия власти сознательно отказывается от социально-популистских лозунгов, которые так хорошо «идут» под выборы, и намерена максимально сокращать расстояние между желаниями общества и возможностями власти, которая пока пробуксовывает в плане формирования приоритетов, которые, по мнению Безсмертного, должны заключаться в развитии внутреннего рынка за счет повышения доходов населения, преодоления зависимости экономики Украины от конъюнктуры мировых рынков (ставку нужно делать не на энергоемкие и сырьевые отрасли, а на научные и технологические секторы), минимизации административного регулирования бизнеса, детенизации экономики, завершения комплексной бюджетной реформы.

Этот взгляд выгодно отличается от бютовского своей перспективностью, потому что всем понятно, что можно «вернуть обратно» украденные у народа предприятия, еще раз продать, деньги проесть. Это как в анекдоте про русский бизнес: украсть ящик водки, продать его, деньги пропить. А что дальше?

Следующая «заготовка» — отношения с оппозицией. Проверку, насколько обе стороны готовы к «неоранжевому» союзу на базе Партии регионов, дуэлянты выдержали не моргнув глазом. И БЮТ, и «Наша Украина» были едины в оценке перспектив блокирования с Януковичем — ни за что! Итак, найдена точка соприкосновения, и можно было бы снова сближаться на почве «недопустимости реванша».

Но вопреки заверениям представителей Блока Юлии Тимошенко, ПОРА-ПРП, считающаяся сателлитом БЮТ, в среду объявила, что выходит из коалиционных переговоров, не считая их перспективными. Так кто же лукавит? На этом фоне крайне удачным выглядит вариант «мудрый политик прощает своих оппонентов ради высокой цели — примирения и согласия в обществе», реализованный руководителем избирательной кампании и партии власти. «Фишка» выступления Безсмертного: «Мы готовы забыть все обидные слова, сказанные в наш адрес (смотри реестр неправды от Блока Тимошенко), и сесть за стол переговоров снова». Таким образом, «Наша Украина» отыграла ситуацию одностороннего подписания «оранжевой принцессой» коалиционного договора, который давал Тимошенко электоральную фору.

Теперь мяч снова на поле команды Виктора Ющенко, и Юлии Владимировне придется придумать что-то супероригинальное для того, чтобы объяснить причины своего отказа. Зато «Наша Украина», судя по всему, будет развивать тему «неамбициозных политиков», которые не ставят личные обиды во главу угла. Это отлично сочетается и с «христианской политикой» самого Президента, и с настроениями избирателей, которые хотят видеть майданные партии в одном блоке.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам