"Инвестиции" на продажу

Председатель политсовета Партии регионов Николай Азаров считает, что в Украине сегодня осуществляется компрадорская модель развития. Почему? Попробуем разобраться. Среди всех экономических потрясений последнего года любые успехи новой власти воспринимаются как «прорыв». Так, на сайте отечественного Госкомстата появилась информация о том, что общий объем прямых иностранных инвестиций в Украину на 1 января 2006 года составил 16,4 млрд. долларов США. Что в 1,8 раза больше, чем на начало 2005 года.

Цифры, вроде бы, обнадеживающие. Смущает только то, что приток инвестиций в страну обычно сопровождается подъемом экономики, чего в сегодняшней Украине не наблюдается. Чтобы понять, отчего так происходит, придется сделать небольшой реверс в «историю вопроса».

Улучшение инвестиционного климата и привлечение иностранных денег в страну – одно из основных предвыборных обещаний «оранжевой» команды. Однако только за первые 6 месяцев 2005 года отток инвестиций из Украины составил 14%. Впервые, кстати, за все время независимости. Отечественные эксперты называют несколько причин такого «бегства инвесторов». Среди них – общая политическая нестабильность, постоянная ротация чиновников и, конечно же, «разгул» реприватизации. Обещанных улучшений не произошло. Скорее, даже наоборот. В 2004 году, когда правительство возглавлял Виктор Янукович, инвестиции в основной капитал составили 75,7 млрд. гривен. В 2005 году, после смены власти, – только 51,6 млрд. То есть, почти на 25 млрд. меньше. Откуда тогда взялась такая обнадеживающая динамика, о которой говорит Госкомстат?

Ситуацию проясняют украинские экономисты. По их словам, сегодня происходит подмена понятий – «инвестициями» чиновники называют самую обыкновенную продажу отечественных фондов. Само понятие «инвестиция» подразумевает долгосрочное вложение капитала в предприятия разных отраслей, с целью получения прибыли через определенный срок. Собственник же у предприятия не меняется. А сейчас мы наблюдаем как раз смену собственников отечественных «заводов, газет, пароходов». За такой невинной терминологической путаницей скрывается глубинный смысл. Украина теряет не только «абстрактное» право собственности на свои фонды, но и право на вполне конкретную прибыль, которую они приносят.

Первой ласточкой такой игры с терминами, которой занимаются новые чиновники, стала «Криворожсталь». Декларируемое «вложение» средств иностранной компании в наш металлургический гигант на поверку оказывается его покупкой. Кроме прибыли, которая также пойдет на счета этой международной компании, здесь есть еще один нюанс. А что, если – предположим – собственник, по каким-то своим соображениям, решит «законсервировать» завод? В сегодняшней глобальной экономике такое предположение не выглядит совсем уж фантастическим. А теперь без гипотез: компания «Mittal Steel» планирует вдвое снизить закупочную стоимость украинского коксующегося угля. Такая цена поставит наши шахты на грань банкротства. Поэтому в ответ на отказ снижать цены корпорация заявила о переходе на импортный уголь. В качестве поставщика выступает дочернее предприятие «Mittal Steel» в Казахстане…

Это же касается и одного из крупнейших отечественных банков – «Аваля». По сообщениям чиновников, австрийская банковская группа якобы инвестировала в «Аваль» свои средства. Но за эти «инвестиции» они получили 93,5% акций банка. То есть стали его владельцами.

Дальше, по логике вещей, нужно ожидать «инвестиций» и в другие отечественные компании и предприятия. В обмен, разумеется, на контрольные пакеты их акций. «Продажа родины», которой нас пугали «идеологически правильные» политики, на самом деле, уже происходит. Только называется она красивым либеральным словосочетанием «привлечение инвестиций».

Зачем это теперешней власти? Нужны деньги на выборы, нужны хоть какие-то «успехи». Поэтому распродажа объектов – собственное банкротство – толкуется как «экономические достижения». То есть, выходит, чем больше страны мы успеем продать за рубеж, тем «успешнее» будем жить.

Вот и получается, что сегодня в Украине сталкиваются две принципиально разные модели развития. Первая – ориентированная на «выкачку» денег из страны компрадорская модель, осуществляемая «новыми власть имущими». И вторая – протекционистская, направленная на защиту отечественного производителя, которую отстаивает Партия регионов. «Чья возьмет», станет понятно 26 марта. Когда будут выбираться не только партии, но и возможность оставаться собственником своей земли.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам