Адвокаты Украины

Накануне первого официального президента Польши в Украину польское посольство организовало рекламно-информационно-ознакомительный тур для украинских журналистов и бизнесменов в славный город Лодзь. Большой промышленный центр, находящийся в двух часах лета от Киева, удобно расположен на перекрестке западных и восточных дорог: с одной стороны сюда едут за текстильными товарами украинцы и россияне, с другой – практичные немцы и чехи. Неформальная поездка должна была еще раз показать, насколько близки интересы двух соседних государств в экономическом, культурном, туристическом плане.
И это, бесспорно, удалось: поляки открывают для украинских туристов и бизнесменов специальную «самолетную линию» Киев–Лодзь, будучи заинтересованы в расширении партнерских связей. Украинские компании по-прежнему с удовольствием сотрудничают с торговыми польскими центрами. Буквально через два дня это подтвердил и президент Польши во время официальной встречи: «Украина и Польша – это 1 млн. кв. км, эти страны вместе имеют 90 млн. населения. И они имеют огромный потенциал и мощные возможности сотрудничества в будущем».

Однако главным вопросом визита был все-таки другой: останется ли Польша политическим адвокатом Украины, как это было при Александре Квасьневском? Пока можно с осторожностью говорить насчет политической поддержки: новый польский лидер без фанатизма говорит об «оранжевой» революции и постоянно подчеркивает, что эти изменения – внутреннее дело самой Украины. Напомним, что вчера начался первый официальный визит новоизбранного президента Польши Леха Качиньского в Украину, который можно сравнить с «разведывательной операцией»: при формальных дружеских отношениях обе стороны все-таки хотят друг от друга помощи в решении собственных актуальных проблем. Польша чрезвычайно заинтересована в достройке нефтепровода «Броды–Плоцк» за деньги частного капитала, Украина – в скорейшей интеграции в НАТО.

Собственно, эти темы и стали определяющими вехами визита. На втором месте совместное решение вопросов энергетической безопасности и продолжение процесса исторического примирения между двумя странами. До сих пор Украина демонстрировала желание исторического примирения в одностороннем порядке: вспомним достаточно конфликтную и неоднозначную ситуацию со львовским «Кладбищем орлят». У нас же пока вспоминают ситуацию с расстрелом бизнесмена польским полицейским на приграничном пункте. К слову, возможность проверить, как поляки относятся к историческому примирению, появится буквально на днях: 3 марта будет отмечаться 61-я годовщина трагедии польского села Павлокома, в котором погибли тысячи украинцев от рук польских оккупантов в 1944-м. Ничего не попишешь, были в нашей совместной истории и такие страницы.

Что касается выработки принципов оптового энергетического рынка, о которых говорили два президента, то Украина никак не может забыть о той моральной поддержке, которую она получила во время газового скандала с Россией. Как известно, Польша оказалась одной из немногих европейских стран, обвинивших Москву в экономическом давлении на Украину, а не Украину в «циничном отборе европейского газа». Понятно, что не без дальнего прицела: помня об этой услуге, Украина тоже должна будет пойти на какие-то преференции. Это естественно – любому посреднику нужно платить его «долю».

Самое интересное, что Польша заинтересована получать такую плату с двух сторон – от Украины, которая хочет поскорей «прорваться» на Запад, и от США, которые делегировали Польше основные полномочия по вовлечению Украины в европейскую и натовскую орбиты. Об этом не говорится вслух. Публично звучат совсем другие слова. Например, Виктор Ющенко отметил, что визит Леха Качиньского в Украину свидетельствует о новом этапе развития отношений двух стран. «Сегодняшний визит президента Польши Качиньского знаменует новых этап в развитии двухсторонних украинско-польских отношений. Мы провели дружественную достаточно долгую беседу, которая продемонстрировала готовность двух сторон предоставить нашим отношениям новое качество и новый динамизм», – сказал он. В свою очередь, президент Польши отметил, что очень рад познакомиться с президентом Украины поближе. «Есть все основания говорить, что отношения Польши и Украины будут еще лучшими. Я хотел бы также подчеркнуть, что Польша и Украина останутся стратегическими партнерами», – заявил польский лидер.

Что стоит за этими протокольными заявлениями? Насколько европейский подъем двух президентов совпадает с точкой зрения народов двух соседних стран? Как известно, Качиньский является выразителем интересов польских консерваторов (за него в октябре отдали голоса почти 55% избирателей), и значит обязан проводить политику национальных интересов Польши. А в Украине далеко не все разделяют внешнеполитический курс нынешней украинской власти и не в восторге от заявлений Ющенко о вступлении Украины в НАТО уже в 2008-м году. То есть при всем взаимном уважении и совпадении вектора интересов и польский, и украинский президент будут оставаться патриотами своих стран и действовать соответственно даже при выяснении соседских отношений.

И именно натовский путь Украины покажет, насколько просто или сложно это для двух лидеров. Потому что Польше выгодно быть адвокатом Украины в этом вопросе: недаром же Качиньский первым делом заявил, что его радует заявление Виктора Ющенко о неизменности проевропейского курса внешней политики Украины. Польская сторона явно заинтересована в том, чтобы Европа не заканчивалась на ее собственных границах, а продлилась на восток. Тогда Польша не будет «приграничьем», а станет как бы более полноценным членом ЕС, находящимся не с краю, а в серединке. И уже не ей, а Украине придется решать весь тот комплекс проблем – от миграции до контрабанды, – который неизбежен для страны на окраине ЕС. Поэтому Польша всеми силами старается вовлечь и удерживать Украину в европейской орбите.

Правда, сложность состоит в том, что, учитывая напряженность украинско-российских отношений, Украине все чаще будет требоваться помощь польских и других европейских защитников. Готова ли к этому команда нового польского президента? Решение вопроса об ускоренном вступлении Украины в НАТО должно это проверить. Да, энтузиазм Качиньского по поводу интеграционных перспектив Украины пока совпадает с официальной точкой зрения украинских чиновников. Но есть ли у Украины реальные возможности для такого шага? Если не принимать во внимание политический момент (не взяли в ЕС, так быстренько «заменим» его НАТО), то вряд ли Украина так легко сможет получить членский билет Альянса. Во-первых, есть такой «тормоз», как общественное мнение. Большинство украинцев настроены резко против вступления в НАТО, а тут еще выборы, и часть политических сил работает над тем, чтобы укрепить антинатовские настроения.

Сделать это, в принципе, несложно, учитывая въедливость еще «советской пропаганды» и ничегонеделание нынешних властей, кроме популистских лозунгов. И если в парламенте-2006 не будет «оранжевого» большинства (а к этому все идет, сегодня рейтинг Партии регионов перешел рубеж в 30%), то вряд ли законодатели ратифицируют пронатовские документы, как того требует закон. С другой стороны, надо понимать, что НАТО не ждет нынешнюю Украину с распростертыми объятиями. При всей позитивной оценке нового курса от нас будут требовать «на входе» нового качества государственного управления, антикоррупционных успехов, верховенства права (самый больной вопрос, о котором в каждом своем выступлении говорит Виктор Ющенко), реальной, а не показной реформы всего «силового блока». В общем, все будет зависеть от политической воли новой власти, которая или «зацементируется» или ослабнет после парламентских выборов.

Не таким легким в решении представляется и вопрос достройки нефтепровода «Одесса–Броды» в сторону Плоцка – пока не решено, какие деньги будут играть в этом проекте, частные или государственные. Лех Качиньский пытается заинтересовать коммерсантов с тугим кошельком как с украинской, так и с польской стороны. Но практичный польский и украинский бизнес не сдвинется с места до тех пор, пока не будут получены твердые государственные гарантии. В свою очередь, государственных «расписок» не будет, пока не станет ясно, кто и как наполнит эту трубу нефтью. Как только она появится, то инвесторы сами найдутся.

Подводя итоги, можно сказать, что первый визит Качиньского нацелен на зондирование «соседской почвы»: готова ли Украина, как и прежде, пользоваться «адвокатскими услугами» Польши, чем готова за них рассчитываться? Скорей всего, Польша получит позитивный сигнал, хотя нельзя не согласиться с Дмитрием Выдриным, считающим, что «между старой Европой и Украиной не должно быть посредников. Мы сами с мозгами, и сами способны договориться с кем надо».

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам