Будет ли Великая Украина?

Политическая реформа, принятая парламентом с нарушениями, проведенная второпях, вывела политические образования, именуемые партиями, на главную руководящую роль в стране. Что представляют партийные структуры в сегодняшней Украине? Имеют ли они общие черты с европейскими партиями или это псевдопартии, созданные под конкретную личность или группы, отстаивающие свои властные и собственнические интересы и использующие народ исключительно как инструмент для получения власти?

Политическая партия в нынешнем украинском варианте – это непрозрачная структура, не подконтрольная ни государству, ни обществу, не имеющая никаких действенных ограничений со стороны закона, не несущая никакой ответственности перед народом за последствия своей деятельности.

Каким образом образования, названные партиями, будут управлять страной, вести ее по пути модернизации и социального развития, осуществлять все то, что начертано на их знаменах? Любая партия, не отягощенная ответственностью, эксплуатирующая ресурс лидера, непрозрачные источники финансирования, не имеющая стимулов к внутренней конкуренции, при отсутствии самоограничений не может претендовать на лидирующую роль в обществе на более или менее продолжительный период времени. Тем опаснее для страны отдать власть таким партиям.

Возможно ли вручить власть над миллионами людей группе политиков, объединенных партийными интересами, в то время, как условия возникновения и существования украинских партий изложены на нескольких страницах законодательного акта, не предусматривающего реальных механизмов государственного и общественного контроля за их деятельностью и финансированием, которое сегодня осуществляется как из официально разрешенных, так и их скрытых, теневых источников? Любой воинский устав в этом смысле гораздо более объемный и толковый документ, чем закон о партиях в Украине.

Могут ли депутаты принять закон о партиях, который соответствует современным требованиям жизни, где недвусмысленно и внятно будет отрегулирована деятельность партий? Теоретически это возможно, но на деле такой закон не имеет шансов. Партии, которые пройдут в парламент, примут иной закон – ограничивающий свободу действий партийных образований, отброшенных на обочину политики после выборов 2006 года. Новый закон о партиях создаст гораздо более тяжелые условия для существования партий, оставшихся вне власти, для их допуска к участию в избирательных кампаниях.

Партии и реформы

Ни одна из партий не может претендовать на ту роль, которую пытается предложить обществу посредством лозунгов и программ, написанных различными по названию политическими силами практически одинаково. Ни одна из партий не способна провести структурную модернизацию экономики и государственного управления, поскольку каждая зависима от финансовой мощи структур, сколотивших капитал на непрогрессивном и неконкурентном законодательстве.

На самом деле полное отстранение от власти коррумпированной политической элиты – обязательное условие для преобразований, которых так ждет думающая часть народа. Однако ни одна из современных партий не в состоянии дать обществу новую доктрину, опирающуюся на экономику, так как объединяющей идеей для Украины сегодня может стать только экономическая идея. Для претворения этой идеи в жизнь, как и для старта структурных реформ необходимы знания и возможность этими знаниями воспользоваться. Что касается знаний, с этим у сегодняшних партийных руководителей проблемы – их понимание экономических процессов осталось на уровне пятнадцатилетней давности.

Возможности воспользоваться опытом приглашенных специалистов также нет – любая структурная реформа обязательно ударит по интересам законодателей и чиновников и ограничит возможности олигархов, которые пользовались этой ситуацией много лет. Каким образом «партийный» парламент сможет принять пакет законов, запускающих структурные реформы, необходимые стране, если в этом пакете – взрывчатка для спонсоров партий, уничтожающая порядок вещей, который позволяет создавать бизнес-империи и сколачивать огромные капиталы?

Нет у украинских партий и новых людей, о потребности в которых все время твердят их лидеры. На самом деле, охраняя свой статус, владельцы партий боятся внутренней конкуренции гораздо больше, чем идеологических противников. Результат этого – вместо борьбы идеологий общество получает борьбу физических субъектов, владельцев и совладельцев партий за личную власть. Наивно верить в то, что в новом парламенте, получившем по измененной Конституции государство в управление, начнется работа над преобразованиями, которые были необходимы стране еще десять лет назад. Чтобы перевести Украину на рельсы постиндустриального общества, должны быть приняты законы, отвечающие требованиям времени и обеспечено их неукоснительное исполнение. Но здесь договоренности невозможны, и такие законы приняты не будут, поскольку любая формула порядка обязательно войдет в противоречие с той или иной партийной группой, которая финансируется за счет отсутствия этого порядка.

Партии и общество

Большинство политических образований в Украине не обладают признаками партий, описанными в любом учебнике. Они не отвечают запросам общества, не выражают групповых интересов, но в силу обстоятельств (в числе которых – и «пакетное» голосование за конституционную реформу, и обновленное избирательное законодательство) получили доступ к властным и материальным ресурсам страны. Эти структуры стремятся захватить власть и связанные с ней преференции не в интересах социальных групп, а в собственных интересах. Общество лишено прав активно влиять на власть через партии. Конституционная реформа и законодательство о выборах таково, что обществу отведена единственная роль – роль массовки. Придут или не придут голосовать избиратели, отдадут они голоса партиям или проголосуют против всех, итог известен заранее, и общество получит украинскую власть именно в том качестве и формате, которые определены самой властью. Деятельность политических образований вне общественных интересов принуждает к тому, что отсутствие идеологии, а значит, и электоральной базы заставляет украинские псевдопартии соревноваться за голоса симпатиков той или иной засветившейся в политике фигуры.

При отсутствии партийных признаков у политических группировок остается единственный способ захватить власть – посредством псевдовыборов. Инструментом служит закон о выборах по закрытым партийным спискам – совершенно непонятный обществу, не принятый обществом, не отвечающий интересам общества и отстраняющий его от власти. Этот закон исключает превращение политических образований в настоящие партии, поскольку не предполагает участия общества в формировании власти. То есть после 26 марта 2006 года Украина «выберет» власть, которая опирается на личные интересы управленческого аппарата псевдопартий, но не на общественный интерес.

Хотя общество готово предъявить заказ на сильную, умную и справедливую власть, которая достойна уважения. Но этот заказ выполнен не будет, поскольку он противоречит самой идее украинской власти, сегодня облачившейся в партийные одежды. Страна увидит парламент и ужаснется: те же лица, те же слова, те же ложь, лицемерие и ограниченность.

Фоном служит ползучая и опасная для страны «партизация» общества и институтов государства. Выборы представительской власти в областях и городах по партийным спискам – пример безответственности как авторов нового избирательного законодательства, так и народных избранников-голосователей. Чего они хотели? Чтобы в областных советах, как и в Верховной Раде, представительство территорий превратилось в фикцию? Чтобы в каждом городе, где люди знают друг друга, голосовали за названия партий и блоков? Чтобы Украина была разорвана партиями на удельные княжества, одни из которых управляются «голубыми», другие – «оранжевыми», третьи – «красными»? Чтобы в областях и городах властвовали местные партийные руководители по указке «сверху»? Это извращает принципы местного самоуправления, размывает его влияние и возможности. Вместо того, чтобы признать за местным самоуправлением право быть равноправной ветвью власти наряду с государственной, новое выборное законодательство, предполагающее всенепременную «партизацию», подчиняет муниципалитеты и областные советы партийным установкам. Фактически территориальные громады лишаются права самостоятельно решать вопросы местного значения, как это определено ст.140 Конституции Украины – теперь каждый депутат областного, районного, городского совета вынужден действовать с оглядкой на интересы своего партийного начальника, которые могут прямо противоречить интересам избирателей.

И коалиционное правительство, основанное на партийных квотах – результат сомнительных договоренностей, который общество увидит совсем скоро. Неважно, кто с кем при каких обстоятельствах найдет общий язык – любой состав Кабинета министров, сформированный «лебедем, раком и щукой», обречен на недолгую жизнь, а страна – на экономические потрясения вместо экономических реформ.

…Но ответ не заставит себя ждать долго. Представителям украинской политической элиты, объединяющим в себе мировоззрение одряхлевшего недоросля с ментальностью акулы, вряд ли удастся похоронить мечту народа о Великой Украине, которая возродилась в холодном ноябре 2004 года и продолжает наполняться смыслом, несмотря на отчаянные попытки политиков встать над общественным интересом и указать обществу его место. Вне всякого сомнения, граждане страны, отстоявшие право выбирать власть не по «понятиям», не принесут мечту о Великой Украине в жертву партийцам, прикрывающим идеологическую немощь цветными ленточками. И чем глубже пропасть политического кризиса, чем наглее парламент и беспомощнее гарант Конституции, тем неотвратимее новый виток революции. Классическая ситуация, когда общество не хочет жить по-прежнему, а верхушка власти не может меняться в интересах народа, во все времена приводила к одному и тому же финалу.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам