Гуманистический антропоцентризм

По мере приближения момента, когда электоральные симпатии и антипатии киевлян материализуются в образе нового мэра столицы, на арене событий появляется все больше желающих примерить на себя киевскую корону. О своих мэрских амбициях еще до новогодних вакаций громогласно заявили и нынешний градоначальник, и экс-надежда мирового бокса Виталий Кличко, и диджей Майдана Николай Томенко.

А по завершении хмельной первой половины января наступившего года в игру включился еще один небесперспективный кандидат — лидер НДП, экс-премьер-министр. И заключительным аккордом, похоже, определившим основную интригу выборов мэра Киева, стало самовыдвижение киевского нардепа Леонида Черновецкого, о котором последний заявил 26 января на межпартийной конференции Блока «имени себя». Кстати, этот участник предвыборного марафона еще с осени фигурировал во многочисленных социологических опросах в качестве реального претендента на киевский престол, однако до последнего времени хранил молчание относительно своих намерений. Поэтому решение Леонида Черновецкого «пойти на вы» с Александром Омельченко заставляет еще раз проанализировать стартовую расстановку сил в городской политике.

«Четверка первачей»

Народная мудрость гласит: «Социология — наука точная, сколько заплатишь — столько получишь». Но независимо от симпатий той или иной исследовательской кампании, порожденных теми или иными причинами, представители этой благородной и востребованной области знаний, которые изучали предэлекторальные настроения киевлян, смогли очертить круг наиболее реальных кандидатов в киевские мэры (одна из версий — в табл.). Еще раз назовем их имена в алфавитном порядке: Виталий Кличко, Александр Омельченко, Николай Томенко, Леонид Черновецкий. На ум приходит цитата из известной песни Владимира Высоцкого: «На дистанции четверка первачей, каждый думает, что он тут половчей… и судья не зафиксирует ничьей».

О сильных и слабых сторонах действующего мэра на выборах-2006 не писал только ленивый. Александр Омельченко не слишком любим киевлянами, его рейтинг сегодня в несколько раз ниже, чем во времена пика популярности. В его активе — поддержка несколькими общенациональными партиями, не выдвигающими «своих» кандидатов в противовес Сан Санычу. В пассиве — возраст, громкие «строительные» и прочие скандалы прошлых лет, противоречия в «группе поддержки».

Протеже Александра Омельченко Виталий Кличко как самостоятельная политическая фигура еще не вышел из «младенческого возраста». Он признает, что не готов взять на себя роль хозяйственника и эффективного менеджера. По его словам, «киевский мэр не обязательно должен быть хозяйственником. Мэр Берлина — юрист, мэр Нью-Йорка — финансист, мэр Лос-Анджелеса — учитель истории, мэр Бонна — учитель философии». Что же касается Николая Томенко, то, судя по его последним заявлениям, он менее оптимистично оценивает свое будущее в киевской политике. Оправдание для отказа от активной борьбы за кресло столичного градоначальника простое и весьма правдоподобное: по словам г-на Томенко, он идет на выборы, чтобы «БЮТ как лидер избирательных симпатий в Киеве мог идти на выборы со своим кандидатом». Поэтому, несмотря на узнаваемость Николая Томенко в Киеве как политического брэнда, его шансы достаточно низки.

Ну и на десерт — о самом «свежем» по критерию календарной даты выдвижения участнике предвыборной гонки, входящем в состав «четверки первачей». Леонид Черновецкий как нардеп 3-х созывов, активный законотворец, успешный бизнесмен, менеджер новой формации и филантроп достаточно благообразно выглядит в качестве будущего мэра. Даже несколько чрезмерная набожность воспринимается многими избирателями как проявление искренности и свидетельство высокой духовности. А масштабные благотворительные программы, распространенные в последнее время на все районы столицы, обеспечили Черновецкому симпатии многих малообеспеченных киевлян. Несомненным козырем должен стать и получивший организационное оформление Блок Леонида Черновецкого. В отличие от сконструированных политтехнологами сугубо под выборы партий-проектов и блоков-декораций, эта организация, по заверениям Леонида Черновецкого (лидера и №1 избирательного списка), представляет собой эффективную боевую единицу. Охватывая Киев по вертикали «дом—микрорайон—район» и используя проверенную методику работы «от двери до двери», Блок Леонида Черновецкого располагает достаточным кадровым резервом для формирования значимых фракций в Киевраде и райсоветах. Что же касается «скелета в шкафу», то пассив Черновецкого — поток компромата в интернете, которого, впрочем, не избежал ни один из сколько-нибудь перспективных кандидатов в столичные мэры.

Х-фактор

В теории управления неформализуемый фактор, оказывающий существенное влияние на состояние какой-либо устойчивой системы, принято называть Х-фактором. Применительно к стартовой расстановке сил на столичных выборах-2006 роль «черта из табакерки» досталась Валерию Пустовойтенко. По меткому выражению одного из политологов, в сравнении с ним Александр Омельченко напоминает робкую провинциальную девушку, решившую отбить кавалера у фотомодели. Судите сами: сегодня Пустовойтенко — почти точная копия того Омельченко, который одержал 9 лет назад ошеломляющую победу с фантастическим рейтингом почти в 70%. Но! Копия, по всем статьям превосходящая оригинал. Опыт работы на госслужбе — пожалуйста: Пустовойтенко — в прошлом министр транспорта и глава правительства. Опыт управления мегаполисом — пожалуйста: Пустовойтенко — мэр Днепропетровска. Кадровый резерв — пожалуйста: Пустовойтенко — лидер НДП, возглавляющий избирательный список своей партии. Физические кондиции — опять же, пожалуйста: по иронии судьбы, сегодня Валерию Павловичу столько же, сколько было Александру Омельченко в год его «воцарения». Единственный видимый «минус» — отсутствие специфического киевского экзистенциального опыта. Пустовойтенко пока чужой киевлянам — и по месту рождения, и по месту свершения трудовых подвигов. Как бы там ни было, но включение в игру Валерия Пустовойтенко не может не оказать влияния на существующий расклад. Его сходство с Александром Омельченко доходит «до ступеня сплутування» (термин из сферы патентного права), а это означает, что часть голосов от нынешнего столичного головы вполне может плавно уйти к бывшему вице-премьеру. А это сыграет на руку другим участникам избирательной кампании, которым станет намного легче тягаться с Сан Санычем.

Новые идеологемы киевской политики

Однако с каким бы багажом ни шли на выборы кандидаты в киевские мэры, утомленных политическими баталиями и измученных строительным беспределом столичных жителей больше волнует, что им предложат потенциальные градоначальники и каким образом они планируют выполнить свои обещания. От действующего мэра резких телодвижений не ждут — леопард не может смыть своих пятен даже с помощью суперсовременных отбеливающих пиар-технологий. Программа действий Виталия Кличко, как говорят злые языки, — тайна за семью печатями для него самого. По крайней мере, на последней конференции он ограничился высказыванием, что «одна из самых больших проблем, которые сегодня волнуют киевлян, — это коррупция действующей городской власти». Реакции Александра Омельченко на этот тезис, озвученный в привязке к проблеме законности выделения земельных участков в столице, пока не последовало.

Карту борьбы с коррупцией, видимо, будет разыгрывать и Николай Томенко. Судя по его последним заявлениям, он собирается заменить городскую администрацию исполкомом Киеврады, отделить бизнес от городской власти, решать принципиальные вопросы развития столицы путем референдума. Поэтому еще более неожиданной оказалась расстановка акцентов в программе Блока Леонида Черновецкого и самого г-на Черновецкого. Во главу угла в этом документе поставлена идея в духе ренессансного гуманистического антропоцентризма. Стержневой лозунг Блока — «С людьми и для людей!», что вполне созвучно восприятию человека как меры всех вещей и высшей ценности. На уровне механизмов это выглядит следующим образом: если общегосударственные законы не дают нужных механизмов для реализации конституционных прав киевлян, их нужно создавать на уровне города. При этом киевляне должны стать субъектами принятия решений — у них появляется не только право требовать у городской власти эффективной работы на благо города, но и обязанность всячески помогать муниципалитету. То есть набор идеологем вполне в духе либерализма, стоящего на фундаменте христианского учения (напомним, что Леонид Черновецкий — лидер Христианско-либеральной партии Украины): принцип личной ответственности, принцип суверенитета личности, принцип примата интересов личности над интересами государства.

Интересно, что в программе НДП и ее кандидата Валерия Пустовойтенко развивается тема «морального большинства» киевлян, а предвыборный слоган звучит так: «Мораль и порядок!». Учитывая, что программы политических организаций пишутся не по принципу «пол—палец—потолок», а все же на основе исследования стереотипов общественного сознания, можно сделать вывод, что абсолютный прагматизм сегодня не в моде. На первый план выходят вопросы нравственности, баланса интересов разных слоев общества, вовлечения граждан в процессы самоуправления. Поэтому не исключено, что 26 марта 2006 года в Киеве начнется эпоха Возрождения со своими Петрарками, Пико делла Мирандола, но без политиков маккиавеллиевского толка.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам