ВПП

Лидер НДП Валерий Павлович Пустовойтенко в беседе с журналистами «Кіевского телеграфа» был предельно откровенен. Он объяснил причины своего выдвижения на пост киевского городского головы, рассказал о своем отношении к нырянию в прорубь и прочих весьма интересных и актуальных вещах…

– Валерий Павлович, вы случайно подледным нырянием не увлекаетесь? А то нынче модно в прорубь прыгать…

– К повальному увлечению «моржеванием», которое охватило истеблишмент, отношусь как к пиаровской акции. Или, возможно, люди столько грехов совершили в прошлом году, что только в ледяной проруби их можно смыть? Но вообще-то неподготовленному человеку сложно купаться в проруби. Особенно при таких морозах. Это, как правило, идет не на пользу здоровью.

– А чем увлекались кабминовские чиновники во время вашей работы в правительстве?

– В свободное время в преферанс играли. Это был один из способов поближе познакомиться с людьми. Встречаешься с коллегами, в основном, на заседаниях правительства, посидишь несколько часов, а затем все расходятся выполнять поставленные задачи. Когда я стал министром Кабинета министров, то у нас постепенно подобралась хорошая компания. Многие не только в преферанс играли, но и другими видами спорта занимались. Например, Петр Германчук был мастером спорта по самбо.

– Понятно. Теперь давайте о политике. Если мы правильно поняли, то вы «ушли на войну» за Киев, а избирательную кампанию в парламент поручили вести вашей соратнице – Людмиле Супрун?

– Нет, ситуация следующая: на базе Народно-демократической партии создан избирательный блок. Я – лидер НДП, никто у меня этого «звания» не отнимал. Мы сформировали достаточно убедительный избирательный список и очень рассчитываем на наши сильные региональные организации, которые есть в Крыму, Запорожье, Днепропетровске, Киеве. Так что я держу руку на пульсе выборов. Не могу позволить, чтобы представители НДП не попали в следующий состав парламента.

Я не скрываю, что конфигурация нашего блока могла быть совсем другой. Мы активно сотрудничали с партиями Владимира Литвина и Виктора Януковича и надеялись, что они займут по отношению к нам другую позицию. Однако «регионалы» отказались создавать блок, хотя меня и Анатолия Толстоухова приглашали к себе в список. А Народная партия спикера, с которой у нас вообще подписана декларация о сотрудничестве, потихоньку переманивает к себе наших людей, усиливая свой блок. Например, Леонид Каденюк входит теперь в первую пятерку блока «Мы». Выходит, что у нас такой мощный кадровый потенциал, что другие участники выборов активно сманивают из НДП людей. Но я вам скажу так: у нас такой запас профессионалов, что хватит для «комплектации» как минимум десятка украинских партий.

– Но все же, почему вы решили в мэры Киева баллотироваться?

– Эта идея витала в воздухе давно. Но я не признавался, хотя меня еще осенью спрашивали о планах на столицу. Хотел сохранить интригу – чтобы у оппонентов не было возможности подготовиться. И теперь заявляю: мы действительно будем активно участвовать в выборах городского головы, и рассчитываем на победу. Станем также выдвигать своих кандидатов во все районные советы, а в Киевский горсовет от нашей партии идут 120 представителей. Понимаю, что победить будет не просто: в столице потихоньку вытеснили эндэпистов из органов власти. Кому-то было очень невыгодно наше присутствие, ведь Александр Омельченко колеблется вместе с «генеральной линией»: сначала поддерживал Леонида Кучму, затем, когда его позиции пошатнулись, «пересидел» смутные времена в партии «Единство», потом примкнул к партии Ющенко. Сегодня, когда рейтинг «оранжевой» команды упал, он, видимо, снова что-то придумает и куда-то пойдет. А я был и остаюсь в НДП.

– Вас не смущает то, что на киевских выборах вас и Сан Саныча могут элементарно «развести» с помощью классической схемы: сильный хозяйственник Омельченко сталкивается с сильным хозяйственником Пустовойтенко. Пока они будут друг друга «гасить», лавры победителя получит » третья сила».

– Ничего не получится с такой схемой. Я-то ведь работал на гораздо более высоком уровне: был министром, премьером, трижды избирался в парламент. И, кстати, в свое время поддержал Омельченко при назначении его главой Киевской горадминистрации. Думаю, что в то время я не ошибся. Как не ошибся в Омельченко и тогда, когда НДП поддержала его на выборах мэра столицы. Сан Саныч был на всех съездах НДП, у нас сложились неплохие отношения. Однажды даже хотел пойти к нему в замы. Но Сан Саныч почему-то меня не взял… А я бы честно работал, мог бы принести пользу городу.

Создание Ассоциации мэров украинских городов – это мой проект, который был реализован тринадцать лет назад. Я же был ее первым президентом. Теперь эту структуру возглавляет Александр Омельченко и тоже благодаря моей поддержке. Так что не стоит сравнивать наши силы. Да, мы хозяйственники, но, поверьте, опыт-то у нас разный. Я не хуже умею работать, чем Омельченко, хотя мои методы более демократичны. А система власти, которую сегодня создал в столице Сан Саныч, рассчитана на то, чтобы городом управляли чиновники, а не депутаты и тем более представители органов местного самоуправления. Я хочу поломать эту систему, доказать, что приватизировать власть в Киеве нельзя.

– Это ваша точка зрения, она достаточно толерантна… Думаете, Омельченко отнесется к вашему выдвижению также?

– Если по-хорошему, то Сан Саныч мог бы поддержать мою кандидатуру на выборах городского головы. Хотя бы, исходя из того, что я его много лет поддерживал…

– Вы уже успели столкнуться с так называемым админресурсом? Может быть, угроза применения данного ресурса и подтолкнула Виктора Ющенко к подписанию пакта о честных выборах, а также способствовала принятию ПАСЕ решения о направлении в Украину сорока наблюдателей?

– Я не верю в то, что подписанные Президентом соглашения будут воплощены в жизнь. Это всего лишь декларации. Я тоже подписал декларацию в Секретариате Президента, в которой было зафиксировано, что мы вместе с Президентом реализуем политреформу, принимаем Жилищный кодекс… А на деле? На Жилищный кодекс наложено вето, результаты политреформы Ющенко хочет пересмотреть на референдуме. В Страсбурге я как глава парламентской делегации на заседании Комитета по межпарламентскому сотрудничеству Украины и ЕС подписал совместное соглашение, где одним из пунктов декларировалась поддержка честных выборов, равной политической конкуренции. А что на практике? У нас в списки кандидатов в местные органы власти люди вынуждены записываться инкогнито, поскольку еще работают в государственных структурах. А им запрещают идти к нам, требуют работать на «Нашу Украину». Подобные случаи были в Хмельницкой области, в других регионах. И губернаторы продолжают работать на партию власти. Неудивительно, что европейские наблюдатели озабочены возможным использованием админресурса.

– Вы думаете, Президент действительно отменит конституционную реформу?

– Я считал и считаю, что в Украине должна быть создана Конституционная ассамблея. Нам следует в этом вопросе брать пример с России, где недавно была сформирована Общественная палата, которая должна «доносить» до власти инициативы и предложения гражданского общества. На мой взгляд, инициативы, в том числе и относительно модернизации системы власти, должны исходить снизу, а не спускаться из высоких кабинетов. И над изменениями в Конституцию необходимо было работать по меньшей мере 5 лет и после этого не менять ее, как минимум, лет пятьдесят. Нельзя же под нового президента или под новый состав парламента каждый раз изменять Основной Закон.

Хочу подчеркнуть: сегодня у Президента есть все рычаги влияния. Пусть он меньше выступает, а лучше сформирует такой секретариат, который помог бы ему следить за выполнением конституционных норм на всей территории Украины. Я, к слову, Олегу Рыбачуку детально рассказывал, какова должна быть система власти, но к моим советам, он, похоже, не прислушался.

– Президент, выступая в годовщину своей инаугурации, заявил, что одно из главных его достижений – предотвращение приватизации газотранспортной системы Украины. Согласны вы с этим мнением?

– У нас уже есть одна пустая труба – Одесса-Броды. Видимо, она и сгниет в земле. То же может получиться и с ГТС, поскольку Россия сегодня активно строит обходные газопроводы. Мы рискуем тем, что будем качать по своим трубам воздух. Я считаю, что создание трехстороннего консорциума по использованию нашей газотранспортной системы было экономически выгодно Украине. Мы бы не «дергались» с ценой на газ, больше бы уважали друг друга. Впрочем, газ и политика всегда были неотделимы. Мне в свое время не давали заниматься газом: эти вопросы контролировал лично Президент.

Кстати, сегодня вся Европа ставит вопрос об энергетической безопасности. Понимая, что это – основа экономики. А Украина от этого вопроса уходит: мы, видимо, считаем, что все у нас хорошо. Хотя в стране нет ни собственного ядерного топлива, ни запасов газа, ни дешевого угля: сегодня практически ни одна шахта не способна работать без дотаций. Наша партия подготовила и в ближайшее время представит собственную концепцию энергетической безопасности Украины. Мы также планируем внести ее на рассмотрение Верховной Рады в виде проекта закона. Наш план основан на реконструкции существующих тепловых станций и на увеличении добычи энергии на АЭС.

– Как вы считаете, каков сегодня статус у правительства Юрия Еханурова? Оно находится в отставке или как?

– Знаете, я никогда не был в отставке. Меня пытались уволить пять раз. Ну не повезло тем, кто занимался этим вопросом, в частности Александр Волков плотно работал в данном направлении. Но, как говорится, Бог всем воздаст по заслугам… Я сдал свои полномочия во время инаугурации Президента Украины и горжусь этим. Могу сказать: мой рекорд продолжительности пребывания на посту премьер-министра еще не скоро побьют. Что же до правительства Юрия Еханурова, то и по старой, и по новой Конституции Кабинет министров находится в отставке. Это факт и его нужно признать.

– Пока вырисовываются три вероятных кандидата на должность премьера после парламентских выборов: Юрий Ехануров, Юлия Тимошенко, Виктор Янукович (как вариант – Ринат Ахметов). Кого НДП будет поддерживать?

– Да, названные вами фигуры действительно являются фаворитами негласного премьерского списка… Но давайте все-таки посмотрим, чем закончатся парламентские гонки. И в первую очередь мы будем все же формировать большинство, а не выбирать премьера. Неизбежны конъюнктурные договоренности наподобие тех, которые в свое время заключались между КПУ и «Нашей Украиной». Но я надеюсь, что все-таки политическое большинство в ВР-2006 будет создано, хотя для этого придется поумерить свои амбиции. А потом уже надо формировать Кабмин, подконтрольный этому большинству. Если же большинство создано не будет, то нынешний Кабмин просто не сможет работать. Его опять отправят в отставку, а это чревато новым витком экономического кризиса.

Беседовали Ирина Гаврилова, Владимир Скачко, Александр Юрчук

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам