В тумане "газового" пиара

Отставка правительства стала достаточно закономерным итогом газовых разборок между Украиной и Россией, наложившихся на некоторые результаты вступившей теперь в силу политической реформы. Соглашение между «Газпромом» и НАК «Нефтегаз Украины» вызывает большое количество вопросов. Особенно в силу того, что политическая реклама на этом соглашении часто скрывала суть происходящего.

Еще в первые дни после заключения договора многие крупные политики, например, Александр Мороз, выражали сомнение по поводу полезности для Украины подписания соглашения о поставках газа. И эти сомнения вполне можно понять. Представители украинского правительства и «Нефтегаза» пытаются преподнести как победу соглашение, в силу которого Украина будет получать газ по $95 за 1000 куб. м — примерно вдвое дороже, чем раньше. А ведь мы имели долгосрочные договоры, дающие нам право приобретать газ по $50. Но «победители» скромно умалчивают о том, что первыми вопрос о пересмотре данных соглашений поставили не злые «москали», а приехавшие из Киева представители «Нефтегаза». Именно они потребовали от «Газпрома» повысить плату за транзит, что, естественно, повлекло за собой желание россиян продавать нам газ по европейским ценам. Теперь г-н Ивченко, председатель НАК, вовсю трубит о нашей победе, которая сродни победе человека, подпалившего дом, а потом сумевшего удачно потушить пожар и спасти часть имущества. Так что деятельность многих наших чиновников заслуживает не лавров, а серьезного служебного расследования на предмет компетентности. По словам Еханурова, украинская сторона «держалась до последнего, за исключением одного заместителя министра в отпуске». «Но он просто уже не выдержал», — прибавил Ехануров, имея в виду заместителя министра иностранных дел Антона Бутейко, который в эфире 5-го канала предположил, что Российская Федерация распадется, как любая империя. Можно не сомневаться, что подобные высказывания не усилили, а подорвали наши позиции на переговорах. Они совершенно недопустимы со стороны официального лица и вызвали закономерную негативную реакцию МИД России.

Кроме того, цена газовой смеси из сырья среднеазиатских стран и России остается фиксированной лишь на первое полугодие. А что будет дальше? Ведь бодрые рапорты о том, что теперь такая стоимость гарантирована аж на пять лет, весьма напоминают подобные же недавние рассказы по поводу того, что цена в $50 за 1000 кубов от «Газпрома» установлена на годы вперед. Теперь, как известно, российский монополист требует $230. Как бы не вышло подобного и с ныне заключенной ценой… Тем более что посредником в межгосударственных делах будет выступать частная кампания «РосУкрЭнерго», деятельность которой уже вызывала множество вопросов у правоохранительных органов. Ее особенно активно вспоминали летом. На вопрос, почему эта компания и сейчас оказалась посредником, Ехануров сказал лишь, что это было инициативой российской стороны. Многие компетентные специалисты не одобряют наличия подобного посредника. Так, народный депутат-социалист, член Комитета по вопросам ТЭК Николай Рудьковский сразу после подписания данного соглашения заявил, что такие договоры должны заключаться между государственными компаниями, а не с помощью коммерческих посредников. «Я считаю, что когда Украина декларирует, что является демократическим и европейским государством, которое демонстрирует прозрачность в отношениях власти и бизнеса, то нельзя подписывать контракты, где посредником между «Нефтегазом» и «Газпромом», Украиной и Туркменистаном выступает коммерческая структура», — отметил Рудьковский.

Далее негативное мнение о подписанном соглашении высказал и Владимир Литвин, озабоченный реализацией своих новых полномочий. По словам Литвина, форма и содержание подписанных документов не в полной мере устраивают Украину. Он объяснил, что, например, НАК «Нефтегаз Украины» не имеет права, согласно своему уставу, организовывать совместные предприятия, а может создавать лишь дочерние. По словам спикера, всех заверяли, что заключенные соглашения касаются поставок туркменского газа в объемах 40 млрд. куб. м, но если ознакомиться с подписанными документами, то туркменского газа там нет. «Это газ российской структуры — так написано в документах», — сказал Литвин.

Оценки происшедшего звучали апокалиптически. На деле же, если отмежеваться от эмоций, соглашение совсем не столь уж провальное для Украины, как можно было ожидать. Надо заметить, что оно было бы намного худшим для Киева, если бы не страны Западной Европы и США. Политические круги этих стран и большая часть СМИ выступили на стороне Киева. Естественно, тональность информационных сообщений была совершенно демагогической. Так, Кондолиза Райс вменила в вину России «политизацию» вопроса о цене на газ. Если это даже и так (хотя гораздо больше оснований думать о желании РФ получать большие доходы), то это суверенное право Москвы — продавать свои энергоносители по тем ценам, по которым она считает нужным. Никто из российских политиков не поучает Вашингтон, почем Америка должна продавать свои товары. Европейские политики тоже в массе своей, хотя и намного более сдержанно, выступили на стороне Киева. Снова начался разговор об «авторитарности» путинского режима. Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель выразила озабоченность по поводу развития демократии в России. «Я должна признать, что есть обстоятельства, которые, с моей точки зрения, дают повод для беспокойства», — заявила она. В числе таких «обстоятельств» она назвала, в частности, новый закон о некоммерческих организациях, передает АР. По оценкам наблюдателей, тон высказываний нового германского канцлера в адрес России куда более прохладный, чем у ее предшественника Герхарда Шредера. Меркель, в частности, считает, что слово «дружба» не слишком подходит для характеристики нынешних отношений между Москвой и Берлином. «Мне кажется, что в этом случае более приемлемо понятие «стратегическое партнерство». На мой взгляд, с Россией нас пока объединяет не так много общих ценностей, как с Америкой», — сказала канцлер.

Крупнейшие СМИ стран ЕС начали критику России за ее «имперские амбиции». Видно, право на такие амбиции, по мнению тамошних журналистов, могут иметь только еврокомиссары и Белый дом. Хотя, как уже говорилось, речь идет об обычных рыночных отношениях. У России есть право продавать газ по нужной ей цене, у Украины — брать или не брать этот газ. На стороне России были лишь отдельные представители прессы и бизнеса, тесно связанные с деловыми кругами РФ. Но подобные отдельные материалы в отдельных европейских и американских СМИ (например, газета «Вашингтон Таймс» заявила, что Москва права в своем споре) терялись на фоне сдержанно-недоброжелательного тона большей части прессы и телевидения.

Так что Запад явно не хочет допустить краха новых режимов в СНГ, и Киев может рассчитывать на его поддержку в противостоянии с Россией. Правда, до поры до времени. ЕС боится энергетического кризиса и может в случае внештатных ситуаций изменить свои позиции. Как стало известно, комиссар Евросоюза по энергетике Андрис Пибалгс, озаботившись проблемой безопасности, намерен обязать членов ЕС создать национальные двухмесячные запасы газа на случай прекращения его поставок. Об этом он заявил в интервью немецкому журналу «Фокус», отрывки из которого были распространены в субботу, 7 января. «Я разрабатываю сейчас соответствующую концепцию. Мое главное требование — каждая страна должна быть готова «перекрыть» по меньшей мере двухмесячное отсутствие поставок», — сказал еврокомиссар.

Короче, в целом ситуация для Украины ухудшилась довольно серьезно. Конечно, некоторым украинским политикам все равно — после мартовских выборов хоть потоп. А до выборов они кое-как продержатся. Но как жить стране до выборов? И главное — после них…

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам