Казахский транзит

В инаугурационной Астане Виктор Ющенко и Владимир Путин впервые встречались после того, как Украина стала платить за газ $95, «Газпром» образцово-показательно перекрывал краник, а внешнеполитическое ведомство Москвы «наехало» на Кондолиззу Райс за ее вроде бы поддержку Украины в энергетическом споре. Президенты оказались в положении Монтекки и Капулетти, которых одновременно пригласили на бал. И они прилагают все усилия, чтобы не испортить окружающим праздник…

Возможно, именно по вышеуказанной причине на совместной пресс-конференции о результатах сегодняшней встречи про газ говорили очень мягко, обтекаемо. Правда, каждый при этом демонстрировал «консервацию» своих принципов. Путин сказал, что «важна не сегодняшняя цена, а европейская формула ее расчета»: «Сегодня это $230 за 1000 кубометров, завтра может быть больше или меньше. Разумеется, мы согласимся, если она понизится». На вопрос украинских журналистов о том, по-прежнему ли в Москве считают, что Украина воровала газ, который Россия направляла в Европу, Владимир Владимирович ответил дипломатично: «Украина – наш самый близкий сосед и партнер, и я полагаю, что в отношении такой страны нужно выбирать корректные выражения. Отношения между хозяйствующими субъектами могут быть прозрачно проконтролированы международными организациями».

Виктор Ющенко, в свою очередь, сказал, что «в последние пару месяцев Россия и Украина прошли сложный, бурный период, но он оказался достаточно взаимополезным. Мы вышли на те принципы, которые понятны и ясны. Может быть, это был один из самых сложных периодов в наших отношениях, но хочу поздравить всех, что через такие усилия удалось разрешить эти сложные задания». В общем, ничего нового, заметно отличающегося от сказанного ранее.

Чтобы отвести тему от газа и переключить внимание на другие аспекты двусторонних отношений, президенты сообщили о намерении подписать соглашение между Кабинетом министров Украины и правительством России о порядке пересечения госграницы в приграничных районах. Это так называемое соглашения о реадмиссии».

Правда, надо отметить, что проект документа был согласован еще в мае прошлого года на двусторонних переговорах по консульским вопросам в Москве. Украинскую делегацию возглавлял начальник Управления консульской службы МИД Украины Николай Точицкий, российскую – директор Консульского департамента МИД России Вячеслав Павловский. В пакет договоренностей входили соглашения о возвращении, приеме и транзите лиц, которые незаконно находятся на территории Украины и Российской Федерации (собственно, реадмиссии), а также об упрощенном порядке получения гражданства гражданами обеих стран. Однако договора не были подписаны, поскольку Украина хочет сохранить существующий режим пересечения границы с Россией, а Россия – напротив, ужесточить его, и договориться дипломатам двух стран пока не удавалось. Возможно, встреча в Астане даст толчок к подписанию хотя бы самого беспроблемного из документов – о пересечении границы жителями близлежащих сел.

Две другие новости, объявленные на пресс-конференции, больше относятся к разряду «представительских». Особой смысловой нагрузки они не несут. Ющенко также заявил, что в первом квартале этого года начнет работать украинско-российский торгово-экономический комитет «Ющенко–Путин» во главе с премьер-министрами двух стран. А также комиссия по демаркации украинско-российской границы в Азовском и Черном морях, в том числе и участков Керченского пролива. Последнее сообщение – еще одна констатация фактов. 7-8 декабря 2005 года в Москве состоялся двадцать третий раунд переговоров делегаций Украины и Российской Федерации по разграничению Азовского и Черного морей и Керченского пролива, а также заседания подкомиссий по Азово-Керченскому урегулированию и по пограничным вопросам подкомитета по международному сотрудничеству украинско-российской межгосударственной комиссии. И там обо всем этом говорили в рабочем порядке.

Интересно другое. Пресс-служба президента Украины анонсировала, что в Астане Ющенко планирует обсудить с Путиным вопросы транспортировки газа, в частности, предложить ряд инициатив по строительству газопроводов на территории Украины для увеличения объемов транзита газа. Тут уместно вспомнить, что еще 18 марта 1995 года, когда «Газпром» и АО «Укргазпром» («Нефтегаза» еще не было) подписывали соглашение «О принципах урегулирования задолженности Украины за поставки российского природного газа», было создано СП «Газтранзит». В его уставный фонд Украина должна была внести два подземных хранилища газа (ПХГ), расположенных в западном регионе, – Богородчанское и Бильче-Волицко-Угерское. А в качестве взноса российского «Газпрома» предполагалось зачислить сумму пени за задержку платежей по поставкам газа в 1994 году (предположительно, около $300 млн.). Из-за столь невыгодного расклада взносов украинская сторона тормознула развитие СП.

Тем не менее, через несколько лет на горизонте появились турки, и пакет акций СП был перераспределен: 37% у «Газпрома», 37% у НАК «Нефтегаз Украины», по 18% и 8% соответственно у турецких компаний «Turusgas» и «Transbalkan». Так вот, еще в 2003 году это предприятие построило несколько участков газопровода Ананьев–Тирасполь–Измаил. Затем взялось за сооружение подводного перехода газопровода через Дунай протяженностью 6,2 км, который позволит увеличить надежность поставок газа в Турцию и на Балканы. И все это в значительной степени на деньги ЕБРР.

Правда, не могу исключить, что в последний год деятельность «Газтранзита» заглохла, поскольку подрядчиками строительства новой магистрали газопровода были корпорация «УкрАзиястрой» и российская фирма «Зангас». Первая фирма близка к «регионалам» (ее руководителя Сергея Фареника Виктор Янукович в свое время отправил послом в Германию, договариваться о транзите), а «Зангас» возглавляет Виктор Беляев, бывший директор ГАЗа и, по слухам, креатура экс-премьера РФ Сергея Кириенко.

Еще одна тема, которая может фигурировать в контексте строительства газопроводов через украинскую территорию, это Александров Гай–Новопсковск–Капушаны. Его мощность должна составить 30 млрд. куб. м в год. Строительство предполагалось закончить за 2-3 года, а финансирование должны были взять на себя «Нефтегаз Украины» и «Газпром». Но, хотя проект декларировался как отдельный от газотранспортного консорциума, его тормознули, лишь только канул в Лету консорциум. Самое интересное, что идею строительства газопровода в свое время продвигало правительство Януковича (ро тем же соображениям, что и СП с турками), а «Наша Украина» предлагала отложить проект на срок после выборов. Может, время пришло?

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам