Газовый клинч

«Ситуация с переговорами между Украиной и Россией относительно поставок российского газа вошла в очень серьезный клинч, и она должна чем-то выплеснуться», – эти слова, принадлежащие министру экономики Арсению Яценюку, в полной мере отражают общее настроение украинского истеблишмента перед новогодними праздниками. Последний обмен ударами пришелся на католическое Рождество. Украина пообещала после Нового года подать документы в Стокгольмский суд. «Газпром» ответил, что есть все основания отключить нас от газовых поставок в ночь на 1 января 2006 года…

Парадокс заключается в том, что Россия и Украина до сих пор не подписали протокол на 2006 год к межправительственному соглашению, в котором ежегодно определяется цена поставки российского газа в Украину и ставка тарифа на транзит газа в европейские страны. Вместе с тем у нас нет возможности отказаться от услуг по транзиту газа, поскольку его потребители – страны Евросоюза – могут неправильно понять такие действия. И плотно захлопнуть перед нами дверь в европейский дом. Россиянам же, в принципе, выгодны любые неконструктивные действия украинской стороны. Они могут картинно развести руками в сторону Запада и воскликнуть: «Нет, ну вы видели, господа, что шельмец делает!». Самое парадоксальное, что потребители газа тихо поддерживают Москву, поскольку тепло их евроотремонтированных домов зависит не от нас. А своя рубашка, она, знаете ли, ближе и комфортнее.

Поэтому, когда премьер-министр Украины Юрий Ехануров публично поручил «Нефтегазу Украины» готовить пакет документов для обращения в Стокгольмский суд и пообещал обратиться за помощью к государствам – гарантам Договора о нераспространении ядерного оружия, к которому Украина присоединилась в 1994 году, чтобы они повлияли на Россию в связи с фактом экономического давления, нарушающего будапештский меморандум, Европа пожала плечами. Примерно такое же движение было сделано тогда, когда «Газпром» тоном капризного ребенка заявил, что сам готов обратиться в Стокгольмский суд в случае незаконного отбора газа Украиной. Реакция официальных органов Совета Европы и Еврокомиссии фактически заключалась в вежливом молчании. Примерно так реагируют воспитанные прохожие на семейный скандал в открытом окне.

Это фон холодной войны, на котором разворачивается основная «батальная сцена» – собственно отключение газа. В минувшую пятницу глава правления «Газпрома» Алексей Миллер провел учебную остановку подачи газа на Украину. Перед телекамерами главный газовик страны приказал закрыть краны на магистральных газопроводах в сторону украинской границы. «Даю команду о начале учений по ограничению поставок газа на Украину при отсутствии контракта на поставку газа на Украину после 31 декабря. Основная задача – обеспечить бесперебойные поставки потребителям в Европу. Приступить к исполнению», – скомандовал Миллер перед объективами телекамер. По итогам «учений» было заявлено, что подразделения «Газпрома» полностью готовы выполнить приказ и в 10 часов 1 января сократить поставку газа в украинские трубопроводы до объемов, законтрактованных европейскими потребителями.

Кричать «караул» и бежать запасаться дровами при этом не стоит. Дело в том, что для россиян в данной ситуации, плотно зашедшей в тупик, делом чести является сохранить лицо и додавить все еще брыкающегося господина Ивченко. Дабы добиться хотя бы видимости компромисса с украинской стороны. На самом деле в добавление к отечественному газу Украина будет получать туркменское голубое топливо. А учитывая, что собственно туркменский газ до нас не может дойти ни физически (он идет по российской территории и замещается российским), ни юридически (весь запас газа у Ашхабада выкупила Москва), то замерзнуть нам не дадут. Т.е. мы будем покупать газ, причем недешево, и деньги пойдут частично в карман «Газпрома».

Не случайно и в Москве, и в Киеве тщательно обходят одну из главных тем переговоров – поставки туркменского газа. Итоги визита украинской делегации в Ашхабад, который состоялся в минувший четверг, и премьер Юрий Ехануров, и министр топлива и энергетики Иван Плачков комментируют довольно странно. Они заявили, что договорились с Туркменбаши о взаимовыгодных объемах и цене газа в 2006 году. Но не стали называть точных цифр. «Президент скажет. Президент добился этого, и он имеет право огласить первым эту информацию», – объяснил глава Кабинета министров свою скрытность, намекая на состоявшийся в четверг телефонный разговор Сапармурата Ниязова и Виктора Ющенко.

По информации осведомленных источников, несмотря на креативные подарки от украинской делегации (специальный 50-тысячный тираж почтовых марок, посвященных десятилетию туркменского нейтралитета), цена на газ не опустилась ниже $58 за 1 тыс. куб. м. Более того, возможно, она несколько поднимется после визита в Ашхабад главы «Газпрома» Алексея Миллера, который состоится на этой неделе.
В любом случае, для получения туркменского газа Киеву необходимо договориться с Москвой. Обязательства «Газпрома» транспортировать купленное «Нефтегазом» топливо записано… в том самом транзитном протоколе, который до сих пор не согласован. Есть информация, что «Газпром» готов подписать договор о транзите туркменского газа для Украины хоть завтра по старой ставке – $1,09. Но при условии, что Киев не будет сильно поднимать тариф на транзит российского газа в Европу.

Однако цена транзита является последним аргументированным рубежом в газовой войне, на который реагирует «Газпром». Дело в том, что эта величина реально влияет на конечную себестоимость газа в Европе (которая для партнеров-посредников составляет $140), и если мы все-таки пропихнем повышение стоимости транзита, прибыли «Газпрома» несколько уменьшатся. Ведь контракты с Европой, определяющие цену, уже подписаны.

И тут на сцену вышло Минэкономики. По мнению упомянутого выше г-на Яценюка, цена за транзит должна быть повышена до $2,5 за транспортировку одной тысячи кубических метров газа на 100 километров. Об этом он заявил 26 декабря на совещании с представителями ассоциаций производителей Украины.

По словам министра, именно цена в $2,5 (а не $1,75, как предлагает российская сторона) является экономически обоснованной. При этом, как отметил министр экономики, на сегодня «нет экономической логики» в предложениях российской стороны о повышении цен на газ в несколько раз. Для Молдовы «Газпром» планирует поднять цену с $65-68 до 80 за 1 тыс. куб. м; для Грузии – с $60 до 80 за тысячу кубометров. Беларусь будет платить за российский газ в 2006 году $46,5.

Теперь самое смешное. Когда украинская сторона говорит, что россияне не имеют права менять цену на газ, поскольку она заложена в долгосрочном соглашении, есть два мнения. В договоре написано, что фиксированная цена на российский природный газ, который предоставляется ОАО «Газпром» для обеспечения баланса газа Украины в счет оплаты НАК «Нефтегаз Украины» услуг, предоставляемых за транзит, в размере $50 за 1 тыс. куб. м, не подлежит изменению сторонами. Но это фактически обозначенная стоимость газа для российской стороны, которая поставляла нам его по бартеру. А поскольку мы от бартера как бы отказались и перешли на денежные расчеты, то с данным параграфом должны разобраться юристы.

Но также не надо забывать, что когда мы поднимаем вопрос повышения стоимости транзита, «газпромовские» юристы вполне справедливо вытаскивают Контракт об объемах и условиях транзита российского природного газа через территорию Украины на период с 2003 до 2013 года от 21 июня 2002 года. И говорят, что дополнением №4 к контракту на период с 2005 до 2009 гг. установлено: фиксированная ставка платы за транзит российского газа в размере $1,09375 за 1 тыс. куб. м газа на 100 км расстояния не подлежит изменению сторонами. Поэтому министр экономики, конечно, выдающийся специалист по финансам, он еще в НБУ научился считать и даже раньше, но контракт – штука упрямая.

Теперь самое неприятное. Пока страны ведут неплодотворную дискуссию, бойцы от ТЭКа, пользуясь «благоприятной» ситуацией, продвигают идею повышения цен на газ для населения для покрытия убытков компании «Газ Украины». Ранее прогнозировалось, что цена на газ для населения и бюджетных организаций в 2006 году не изменится. Но компания заявила, что цена газа для населения будет составлять 175 грн./тыс. куб. м (при наличии газового счетчика) и 190 грн./тыс. куб. м при отсутствии счетчика (с учетом стоимости его транспортировки). Пояснение такого шага банально: 2004 год предприятие завершило с убытком 1 млрд. 927,538 млн. гривен. Нынешний будет вроде бы еще более убыточным. В начале декабря председатель НКРЭ Валерий Кальченко заявил, что Комиссия намерена начать поэтапное повышение тарифов на электроэнергию и газ для населения в 2006 году. Ничего хорошего в этом, понятное дело, нет. А «газовая война» всего лишь отговорка для того, чтобы отечественный газодобытчик поправил свои действительно пошатнувшиеся финансовые позиции.

Каков же выход? Думаю, самое мудрое, хотя и бесхитростное предложение высказал лидер Социалистической партии Александр Мороз. Он считает, что в решении проблемы поставок газа, возникшей между Россией и Украиной, все нужно делать взвешенно, «потому что здесь нет победителей». По мнению Мороза, единственным выходом из ситуации являются конструктивные переговоры. «Это нужно делать взвешенно, потому что здесь нет победителей. Если здесь проиграет Украина, проиграет и Россия. Нужно совместно работать, и я думаю, что вариант таки найдется», – сказал он.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам